// // На что Россотрудничество тратит сотни миллионов рублей из бюджета?

На что Россотрудничество тратит сотни миллионов рублей из бюджета?

10169

Очень дорогие соотечественники

4
В разделе

Фиаско российской дипломатии на Украине показало: пора действовать иначе – собирать в кулак самых активных представителей русских общин за рубежом, ставить задачи политической важности и добиваться их решения. Как, например, произошло в Германии, где энтузиасты из числа выходцев из России создали политическую партию «Айнхайт» («Единство») и двинули в реальную политику – на свои кровные, между прочим, ведь, как и прежде, из Москвы на реальную работу с соотечественниками и копейки не выпросишь.

Ну а что же Россотрудничество, отвечающее за работу с нашими соотечественниками за рубежом и контакты со странами СНГ? Увы, как выясняется, там, похоже, больше пекутся о своём личном благе, нежели об интересах страны.

И вот новость: вместо Константина Косачёва – того самого, который предлагал вернуть Приднестровье Молдавии и считал «вторичным» вопрос русского языка на Украине, – подведомственную МИД структуру возглавила Любовь Глебова. Что известно о ней? То, что в 90-е Глебова занималась проведением лотерей, до того руководила дворцом пионеров, а в последние годы подвизалась в сферах образования и здравоохранения. Другими словами, представления о нюансах работы с соотечественниками за рубежом у неё скорее всего смутные. Так что сложно будет госпоже Глебовой разгрести авгиевы конюшни, в которые превратилось за долгие годы Россотрудничество.

«Быдло на паркете» бежит от ответственности

Прошлой осенью вышла в свет книга «Быдло на паркете», повествующая о нравах, царящих в Россотрудничестве. Написала её признанный специалист по российской диаспоре за рубежом, доктор политических наук Татьяна Полоскова. Лейтмотив книги, выражаясь словами её автора, таков: «В последние месяцы, особенно после провала российской внешней политики на Украине, в коридорах власти активно заговорили о чистке в МИДе и реформировании Россотрудничества. Честно скажу, я в это не верю. Метастазы зашли слишком далеко. Но если это произойдёт, то хуже, право, уже не будет». Любопытно, что эффект разорвавшейся бомбы книга Полосковой произвела ещё за год до выхода в свет – после того, как в Интернете были опубликованы отдельные её главы. Их, как позже выяснилось, внимательно изучили в «высоких кабинетах», и итогом стали три проверки ведомства – Генеральной прокуратурой, Росфинмониторингом и Федеральной антимонопольной службой. Предметом проверки, как сообщили информагентства, стало «использование Россотрудничеством внебюджетных средств, в первую очередь от сдачи в аренду объектов недвижимости за рубежом». Если кто не в курсе, Россотрудничество – пожалуй, крупнейший собственник российской недвижимости за рубежом.

Финальную же точку в пребывании у руля ведомства Константина Косачёва поставили профильные управления администрации президента России, затребовавшие в Россотрудничестве документы делопроизводства, относящиеся к порядку назначения отдельных руководителей загранпредставительств этого федерального агентства. Дело было в январе прошлого года. Тогда же информационное агентство Rex впервые сообщило о том, что Константин Косачёв и его заместитель Георгий Мурадов, непосредственно курирующий вопросы работы с соотечественниками, «предпринимают активные шаги для скорого отъезда в командировку за границу по линии МИДа в качестве послов». Причём Мурадов в кулуарах МИДа якобы заявил, что готов ехать в любую страну, так как «ему надоели соотечественники». Хотя отъезд, как отмечало агентство, на самом деле «был вызван недовольством деятельностью Косачёва и Мурадова со стороны руководства страны. Лучше уехать по собственной инициативе послами, чем быть уволенными за провалы в реализации внешней политики России».

По теме

Как испортить имидж России

Всего полтора года назад Константин Косачёв объявил, что он «не видит необходимости увеличения квот в российских вузах для граждан Украины». В то время как Румыния ежегодно предоставляет порядка 5 тыс. бесплатных мест в вузах для выходцев из Молдавии и ещё порядка тысячи для граждан Украины, Россия выделяет Незалежной всего… 41 вузовскую квоту! Когда Косачёву во время одной из его пресс-конференций указали на это несоответствие, он ответил: «Хочу уточнить: 41 человек – это без учёта Крыма! Для Крыма у нас ещё 55 мест выделено!» Представьте себе: глава Россотрудничества, видимо, даже не знал, что российские вузы предоставляют украинским студентам бюджетные места вне квот его ведомства – напрямую!

В системе вузовских квот, предоставляемых Россотрудничеством абитуриентам из стран СНГ, на самом деле имеется немало странностей. Недавно всплыла такая история: ведомство Косачёва в одностороннем порядке, ни с кем не посоветовавшись и никого не поставив в известность, сократило квоту для таджикских абитуриентов с 800 до 750 мест. Министр образования и науки Таджикистана Нуриддин Саидов обратился в администрацию президента России: мол, желающих учиться в России очень много, юноши и девушки уже почти что стоят на вокзале с билетами, вы уж пособите нам с квотами. В администрации президента России на это ответили положительно. Далее документы согласно бюрократическим правилам пустили по инстанциям: сперва – в Мин-обрнауки, а оттуда – в Россотрудничество, ибо всё упирается именно в эту структуру, зачем-то вдруг сократившую квоты как раз накануне приёма студентов. Тем временем на носу уже 1 сентября – начало учебного года. Но замруководителя Россотрудничества Лариса Ефремова, в чьей компетенции как раз и находятся учебные квоты, молчит. Минобрнауки и администрация президента, которых таджикский министр донимает своими слёзными письмами, бомбардируют Россотрудничество запросами (их копии есть в редакции «Нашей Версии»). Глухо! В итоге учебный год начинается, квота так и не увеличивается, таджикские абитуриенты «пролетают» с поступлением, а в Россотрудничестве как ни в чём не бывало заявляют: мол, какие таджики, знать ни о чём не знаем!

Выгодное дело Ларисы Ефремовой

Разобраться в этой истории стоит подробнее, что мы и попытались сделать. Итак, до того, как Дмитрий Ливанов возглавил Минобрнауки, Лариса Ефремова работала в этом ведомстве заместителем директора департамента международного сотрудничества. Именно Ефремова подписывала многим иностранцам, пожелавшим учиться в России, направления на бюджетные места в российские вузы. На тот момент предоставлением учебных бюджетных квот на учёбу в российских вузах всецело ведало Минобрнауки, а распределялись они де-юре на заседаниях межведомственной рабочей группы Минобрнауки, Минкульта, МИДа, Россотрудничества, Минздрава и руководства ряда ведущих вузов.

Благодаря большому составу рабочей группы и возникающей из-за этого размытой ответственности Ефремова, похоже, получила возможность проявлять двусмысленную самостоятельность. И она могла очень быстро войти во вкус, поняв всю выгодность предприятия по распределению бюджетных мест за деньги. Однако с приходом Ливанова Ефремовой пришлось покинуть своё насиженное место работы – в причины вдаваться не будем. Всплыла она в ведомстве Косачёва, который всецело доверил новой сотруднице вопросы набора иностранцев. И дальше началась очень занятная «движуха»: Ефремова объявила, что распределение квот иностранцам – вопрос политический и должен решаться в МИДе и Россотрудничестве, а не в Мин­обрнауки. Межведомственную рабочую группу, на которой распределялись квоты, упразднили, а Ефремова, таким образом, продолжила заниматься тем же, чем занималась на предыдущем рабочем месте – распределением квот в российские вузы для иностранцев. По-моему, за Минобрнауки оставили лишь техническое оформление и выдачу направлений тем кандидатам, которых представляет за своей подписью Ефремова, ныне занимающая должность заместителя руководителя Россотрудничества.

По теме

Говорят, дошло до того, что Ефремова якобы смогла полностью отстранить от любого участия в отборе абитуриентов национальные министерства образования и посольства ряда стран СНГ в России, что вызвало буквально шквал обоснованного негодования и жалоб. Списки студентов формировались Ефремовой лично и согласовывались впоследствии только с руководством МИДа и Минобрнауки. По этой причине узбеки второй год подряд не понимают, по какому принципу Россотрудничество отбирает кандидатов на обучение, и пишут письма в МИД, а уже упомянутые таджики так и не смогли получить причитающихся им квот даже с одобрения администрации президента России. Хотя одновременно с этим столь близкие чьему-то чуткому сердцу палестинские граждане на основании якобы «закрытых писем» по линии Красного Креста благополучно занимали и занимают бюджетные места в лучших медицинских вузах нашей Родины.

Ещё Ефремова, похоже, любит работать с сирийцами, алжирцами, китайцами, вьетнамцами... Продолжать перечислять? Есть информация, что якобы во время совместных заседаний Минобрнауки и Россотрудничества представители последнего не могли представить ни одного исходного документа, подтверждающего, что те или иные абитуриенты были рекомендованы соответствующими структурами своих стран. Если бы кто-то решил серьёзно проверить, каким образом в списках Ефремовой оказывались те или иные соискатели мест, то, возможно, могли вскрыться бы неприглядные детали распределения квот. А при желании заработать на иностранных студентах можно немало – свыше 100 млн рублей за сезон. Причём с возможностями Ефремовой, думаю, очень легко. Вообще удивляет, с каким спокойствием смотрит вышестоящее руководство на всё происходящее.

Самое занятное, что уход Косачёва в Совет Федерации пошёл ей только на руку: все огрехи набора иностранцев, допущенные ею и её сотрудниками, она благополучно взвалила на своего шефа, обосновав все проблемы его профессиональной некомпетентностью. Сама же она за годы министерской работы научилась «правильно и красиво» отчитываться. А потому вопрос: не намерены ли в Счётной палате, Генеральной прокуратуре и Следственном комитете пролить свет на интересы Ларисы Ефремовой, которыми она руководствуется в Россотрудничестве, и расследовать историю с квотами таджикским студентам?

Хочешь сделать дело – сторонись Россотрудничества

Я никогда не работал в Россотрудничестве, но тем не менее не понаслышке знаю о проблемах, с которыми сталкиваются наши соотечественники за рубежом. Четверть века крымские русскоязычные структуры, со старейшей из которых я сотрудничал буквально с момента её появления, самым активным образом участвовали в политической и общественной жизни полуострова. Создавали парламентские фракции и меняли законодательство, а однажды даже привели к власти своего президента. Несмотря на то, что финансировали их из Москвы даже не по остаточному принципу – буквально на голодном пайке держали. Тогда как в Киев, Донецк, Харьков и Львов российские денежки поступали исправно. Но в отличие от Симферополя и Севастополя общественно-политическая жизнь там фонтаном не била, скорее даже наоборот.

Местные структуры «русскоязычных» были беззубы и малозаметны, а их лидеры вроде Александра Базилюка ни о каком реальном влиянии и мечтать не могли. Почему так? А потому, что в Крыму как-то сразу осознали: нет смысла надеяться на помощь московских бюрократических структур. И все более-менее заметные мероприятия – от разнообразных фестивалей русской культуры до выборов президента Крыма и депутатов местного парламента – проводили на свои деньги. Ну как «на свои» – на деньги местных предпринимателей, которые рисковали своими заработками, но всегда помогали структурам «русского мира».

По теме

А в других городах Украины было не так: там дожидались, пока денег подкинут из Москвы. Очевиден итог: Крым в отличие от того же Донбасса смог легко и безболезненно отчалить от Украины и причалить к России. А крымские депутаты в час икс не разбежались, как их коллеги из Луганска и Донецка. «Сварить суп» крымчанам было легко, так как готов был «бульон». А на юго-востоке его не было – была лишь кастрюля кипящей воды.

Сегодня в Германии, где русскоязычных – от 3 до 6 млн жителей, довольно успешно действует организованная менее двух лет назад партия «Единство». В трёх регионах – Гессене, Баден-Вюртемберге и Северной Рейн-Вестфалии она даже замахнулась на земельные и городские выборы (они пройдут в 2016–2017 годах). «Мы отдаём себе отчёт, что, лишь войдя в структуры власти и получив депутатские мандаты, обретём трибуну, где сможем озвучивать наши проблемы, координировать наши действия и вносить законодательные предложения, – поясняет председатель партии Дмитрий Ремпель. – А конечная цель – бундестаг. При этом мы не говорим о каком-то далёком будущем, а ставим чёткие реальные сроки».

Но почему же в Германии такое возможно, спросите вы, а в Польше или Прибалтике ничего подобного нет и в помине? «Потому, что мы ни от кого не ждём помощи, – отвечает Дмитрий Ремпель. – Мы, безусловно, будем такой помощи рады, но, зная о том, как в России работают с соотечественниками, на материальную поддержку из Москвы не надеемся».

«Вот вы спрашиваете, какая часть русских общественников сидит на московской зарплате? – проливает воду на отношения Россотрудничества с его подопечными член Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, Виктор Гущин. – Отвечаю: никакая. Денег не выделяется вообще. Нет, теоретически на программы поддержки соотечественников Россия выделяет порядка 0,5 мдрд рублей в год. Но доходят ли эти деньги до адресатов? Позволю себе процитировать моего коллегу – политолога Дмитрия Ланко: «Организации соотечественников получают помощь от Российского государства не в соответствии с тем, какая организация делает добро для большего числа соотечественников, а исходя из того, какая организация занесла «откат» большему числу чиновников». Невыгодно создавать прозрачные правила выделения грантов. Может быть, именно коррупция – причина того, что деньги выделяются на «бесперспективные инициативы» и «сельские ярмарки», а не на реальные дела.

Мнение

Григорий Трофимчук, политолог:

– Эта структура создавалась не как бюрократическая синекура для не попавших в основную структуру МИДа, а чтобы добиться стратегического усиления российской диаспоры за рубежом. Но, как у нас водится, подкачал «человеческий фактор». Чиновники, которые оказались в Россотрудничестве, демонстрировали не работу, а её видимость. При этом масса предложений, поступавших «снизу», до практического внедрения не доходили – «не так оформлены», «сброшюрованы не по форме», «не в установленный срок» и так далее. От ведомства требовали полёта фантазии, а оно производило лишь судороги, расходуя бюджетные средства на бесконечные торжественные чаепития и не понимая, отчего это начальство в Кремле не оценивает по достоинству приложенных усилий. Дух российских соотечественников за рубежом поднимается не деньгами и не заботой о «русских могилках». Россотрудничество должно привлекать нестандартно мыслящих людей – заряженных Крымом, новой московской энергетикой, а не ностальгическими воспоминаниями о былом и лекциями о русской литературе. И тогда государственных денег будет израсходовано на 10 порядков меньше, а геополитическая отдача будет в 100 раз больше.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.07.2015 10:53
Копировать текст статьи
Комментарии 2
  • Alexander Viktorenko 23.09.2015 23:05

    "Бред сивой кобылы"... "Россотрудничество" - не "внешняя разведка", и не должно заниматься вербовкой и "проталкиванием" геополитических устремлений России, как их видит СЕГОДНЯШНЕЕ руководство страны. "Россотрудничество" - это в первую очередь СОТРУДНИЧЕСТВО в научной, культурной, общественной областях жизни народов других стран, соотечественников и россиян, это "Мост доверия", а не филиал спецслужб!!!... Имхо.

  • Евгений Крайненко 02.08.2016 21:58

    Предыдущий оратор не прав. Россотрудничество даже в прямыми обязанностями не справлялось, какой уж там филиал спецслужб.

Еще на сайте
Наверх