Чиновничья бюрократия и хождения по инстанциям в тщетных попытках получить очередную справку? Нет, не слышали. В Москве сегодня подобные истории можно встретить разве что в каких-нибудь ретрострашилках. А современные москвичи давно уже общаются с чиновниками исключительно онлайн, не выходя из дома. Российская столица прочно обосновалась на лидерских позициях по предоставлению госуслуг в электронном виде.
Главным порталом взаимодействия москвичей с городскими властями сегодня является mos.ru. В этом году завершилось объединение сайтов мэра и правительства Москвы (mos.ru) с порталом государственных и муниципальных услуг (pgu.mos.ru).
В топ-10 мировых лидеров
Сегодня mos.ru стал единым порталом, где москвичи могут не только получить информацию о жизни столицы и узнать последние важные новости, но и воспользоваться онлайн городскими услугами и сервисами. Сегодня на mos.ru около 160 услуг, 55 из которых предоставляются исключительно в электронном виде.
Кстати, москвичи давно уже оценили удобство работы с порталом. Сравните: в прошлом году горожане получили 196 млн услуг в электронном виде, что в 1,5 раза больше, чем в 2015 году, и в 3 тыс. (!) раз больше, чем всего каких-то пять лет назад.
По статистике, пользователями электронных госуслуг являются 5,8 млн физических людей и более 14 тыс. юрлиц.
Онлайн сегодня можно решить практически все вопросы, связанные с взаимодействием гражданина и власти. Это и запись ребёнка в школу, и передача показаний счётчиков, и запись к врачу, и оплата и проверка штрафов ГИБДД. А ещё сегодня в онлайне можно досконально узнать, как учится ваш ребёнок, что ему задали на завтра, во сколько он пришёл в школу, что ел на завтрак, не прогулял ли пару уроков и какие замечания ему сделали учителя.
Столь развитой системы электронного взаимодействия сегодня нет ни в одном российском регионе. Да что там – в России. Москва на сегодняшний день входит в топ-10 мировых лидеров в сфере информационных технологий и связи, прочно удерживая лидерские позиции самых престижных мировых рейтингов, посвящённых «умным городам».
К врачу без очереди
Современная молодёжь уже не знает (или не помнит), а вот люди среднего возраста скорее всего ещё нервно вздрагивают при словосочетании «талон к врачу». Ведь раньше, чтобы записаться на приём к специалисту, сначала надо было потратить как минимум полдня, чтобы постоять в очереди, подождать, пока из регистратуры вынесут дефицитные талоны, и успеть, что называется, урвать.
Сегодня, чтобы записаться на приём к терапевту, можно даже не включать компьютер. Достаточно иметь под рукой мобильный телефон с установленным приложением. В 2011 году в Москве запустили Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС). Эта система – один из самых масштабных примеров внедрения IT-технологий в систему здравоохранения.
Самые популярные электронные услуги в 2016 году (число обращений)
* электронный дневник – 104 млн;
* приём показаний приборов учёта воды – 32,5 млн;
* выдача единого платёжного документа – более 15 млн;
* проверка и оплата штрафов ГИБДД – 13,5 млн;
* запись на приём к врачу, по направлениям, на процедуры – 10,5 млн. Всего на портале mos.ru было зафиксировано 367 млн посещений – больше 1 млн в сутки.
ЕМИАС собирает и анализирует данные о посещении пациентами поликлиник, сама рассчитывает спрос на тех или иных врачей, загруженность специалистов и длительность очереди. В результате работы ЕМИАС уже по итогам прошлого года 88% записавшихся к терапевту попадали к врачу в день записи или на следующий день. К педиатрам так же быстро попадали 85% желающих. При этом во всех столичных поликлиниках 90% посетителей заходят в кабинет врача в течение 20 минут от назначенного времени. Каждый день через ЕМИАС на приём к врачу записываются 280 тыс. москвичей.
Мэр российской столицы Сергей Собянин сообщил о завершении капитальной реконструкции поликлиник в Ивановском и Западном Дегунино о напомнил о переводе картотек в электронный вид.
Впрочем, ЕМИАС – это, конечно же, не только электронная запись к врачам. Сегодня именно через эту систему врачи выписывают электронные рецепты, в ней же ведут и хранят электронные больничные, знакомятся с историей болезни пациентов. Электронные карты сегодня есть уже у 3 млн москвичей.
А ещё ЕМИАС постепенно подключается к столичной «скорой». Теперь, пока врач едёт на срочный вызов к больному, он уже по пути может ознакомиться со всей необходимой информацией о пациенте: узнать о наличии хронических заболеваний, аллергии, недавних оперативных вмешательствах и т.п. Так что с приходом в дом к пациенту врач «скорой» может сразу приступить к лечению. Сколько жизней удастся спасти благодаря такой оперативности! Ведь часто для врача «скорой» может быть важна каждая секунда.
Школа онлайн
А ещё родителям столичных школьников больше нет нужды постоянно наведываться в школу, чтобы узнать, как там дела у их отпрыска. Благодаря внедрению IT-технологий родители могут контролировать буквально каждый шаг школьника. Во-первых, электронная карта «Проход и питание» «знает», когда ребёнок пришёл в школу, когда ушёл, не прогулял ли он последний урок. Кроме того, родители могут узнать, какой пирожок купил их ребёнок в буфете, не забыл ли пообедать. Сегодня система «Проход и питание» работает в 94% столичных школ и в 70% детских садов.
Во-вторых, столичные школьники уже не первый год пользуются электронными дневниками. Но недавно была ещё и запущена их улучшенная обновлённая версия, которая тестировалась в рамках проекта «Московская электронная школа». Пока что в проекте только шесть учебных заведений, однако к концу 2018 года он будет запущен во всех столичных школах. «Московская электронная школа» – это не только электронные дневники, но создание общей информационно-образовательной среды. Вместо тяжёлых учебников – планшет, вместо доски – электронная панель, к которой можно подключиться прямо с планшета. Доступ к электронной библиотеке с множеством учебников, пособий, упражнений и тестов для подготовки к урокам или экзаменам. Для учителей это ещё и возможность разрабатывать собственные сценарии для каждого урока или же пользоваться уже готовыми наработками, а также обмениваться опытом с коллегами.
Волшебный номер
Что делает рядовой россиянин, если ему надо решить какие-то вопросы, связанные с услугами ЖКХ? Правильно! Судорожно роется в телефонном справочнике, ищет заветные телефоны на стендах у лифта или допытывается нужной информации у консьержки.
У москвичей таких проблем больше нет. Всё ЖКХ теперь доступно по одному телефонному номеру – 8-495-539-53-53. Это Единый диспетчерский центр (ЕДЦ), в который можно позвонить по любому вопросу ЖКХ в Москве. Оператор ЕДЦ обработает вашу заявку и сам передаст её непосредственным исполнителям в эксплуатационные подразделения.
ЕДЦ стартовал в Крылатском в качестве пилотного проекта. Жителям он пришёлся по душе, и положительный опыт было решено распространить на всю Москву. Сегодня пользоваться заветным номером уже могут жители ЮЗАО, ЮВАО, ЦАО и САО. До конца года ЕДЦ будет доступен для всех жителей столицы.
Впрочем, если звонить лень, то всегда можно воспользоваться порталом «Наш город» (gorod.mos.ru). За время своей работы с помощью этого сервиса было решено уже более 600 тыс. самых разных проблем: от сгоревшей лампочки в подъезде до неубранного снега во дворе. С прошлого года пользоваться порталом могут и жители Новой Москвы.
Справка
Москва в мировых рейтингах «умных городов»
* 1-е место – по доле внедрённых smart-технологий в здравоохранении (исследование KPMG «Умные города»);
* 1-е место – по уровню развития информационного общества среди регионов России (рейтинг Минкомсвязи России);
* 2-е место – по доступности связи по цене (McKinsey);
* 2-е место (после Нью-Йорка) – по количеству, функционалу и разнообразию информационных систем в городском управлении (исследование PricewaterhouseCoopers);
* 3-е место – по степени внедрения smart-технологий в области взаимодействия с жителями (KPMG);
* входит в топ-10 – по скорости фиксированного Интернета, которая в среднем составляет в Москве 35 Мбит/с (McKinsey).
Также Москва стала финалистом престижной международной премии World Smart City Awards.