Версия // Общество // Моряки, запертые в Суэцком канале, прожили на своих судах 8 лет

Моряки, запертые в Суэцком канале, прожили на своих судах 8 лет

9991

Ассоциация Большого Горького озера


Фото: wikipedia/קודקוד צהוב
В разделе

Несколько дней тому назад закончилась история с посадкой на мель в Суэцком канале контейнеровоза «Ever Given». Гигантский корабль длиной 400 и шириной 59 метров перекрыл канал. Операция по разблокированию продолжалась семь дней. В Средиземном и Красном морях скопились в ожидании прохода 422 гражданских судна и военных корабля. Только 3 апреля канал заработал в штатном режиме. Сумма убытков точному подсчёту не поддается, но для мировой экономики это десятки миллиардов долларов.

По сообщениям ряда СМИ, в Финляндии стали подходить к концу запасы так любимого финнами кофе, что явно не способствовало спокойному течению пандемии. Такой эффект был достигнут остановкой трафика на 7 дней.

Но сегодня мало кто помнит, что Суэцкий канал был блокирован не на дни, а на годы. В этой статье мы расскажем, как жили экипажи торговых судов, «запертые» шестидневной войной в середине Суэцкого канала.

Арабо-израильские войны

Тема военного противостояния арабских стран и Израиля обширна и многообразна. Сейчас мы расскажем только о ситуациях, когда в результате боевых действий был блокирован Суэцкий канал.

26 июля 1956 года египетский президент Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Для Великобритании и Франции это было полной неожиданностью. Вторая половина 50-х годов ХХ века – начало эпохи крушения колониальной системы и зарождения так называемого «Третьего мира». Западные страны всеми силами старались оставить Египет – знаковую для третьего мира страну – в своей зоне влияния. Но они допустили ошибки.

Во-первых, Великобритания отказала Египту в приобретении партии вооружения. Из-за этого отказа Насер купил оружие у Советского Союза. Второй ошибкой был отказ Великобритании и США в займе на строительство Асуанской ГЭС. По замыслу англосаксов, это было наказанием за покупку оружия у СССР. Итогом всего стало заявление Президента Насера о национализации канала и приглашение СССР строить Асуанскую ГЭС. Великобритания, Франция и Израиль открыли против Египта боевые действия, вошедшие в историю как война 1956 года. На море было потоплено несколько египетских боевых кораблей, англо-французский десант вышел к берегам канала. Египтяне затопили суда, находившиеся в канале, тем самым заблокировав судоходство по нему. В конфликт вмешался СССР, пригрозивший оказать военную помощь Египту. Дело закончилось введением миротворцев ООН. Англичане и французы вывели свои войска из зоны канала в декабре 1956 года, израильтяне – в марте 1957 года. После этого начался подъём затопленных судов. Именно Суэцкий кризис 1956 года инициировал появление такого вида танкеров, как супертанкеры (в понимании 50-х годов ХХ века). Тогда в первый раз судоходные компании задумались об альтернативном маршруте вокруг Африки.

Через десять лет вспыхнула очередная арабо-израильская война. Потом её назовут «шестидневная война». В 1967 году египтяне поступили похожим образом – они провели минирование подходов, а в самом канале были затоплены египетские суда.

В момент начала активных египетских действий по блокированию канала судоходство проходило в обычном режиме. Каким-то судам повезло вырваться до начала минирования подходов и затопления судов. Но все же 15 транспортов не успели выйти, и 14 из них встали на якорь в Большом Горьком озере – самой широкой части канала. Так посередине войны оказались стоящие на якорях гражданские суда – немецкие – ФРГ - "Nordwind", "Münsterland", шведские "Killara", "Nippon", норвежское "Essayons", английские "Agapenor", "Melampus", "Scottish Star", "Port Invercargill", американское "African Glen", польские "Джакарта", "Болеслав Берут", болгарское "Василь Левски" и чехословацкое "Леднице". Последнее не должно удивлять, По международным конвенциям, страны, не имеющие выход к морю, могут иметь национальный торговый флот. Эти суда приписаны к одному из международных портов, и ходят под национальным флагом.

По теме

Суда были загружены разнообразным товаром – футболками, детскими игрушками, свиньями из Австралии, воловьими шкурами из Эфиопии, портфелями-дипломатами из Юго-Восточной Азии и многим другим.

Ассоциация Большого Горького озера

Война закончилась быстро, но это была единственная хорошая новость. Подходы к каналу были заминированы, на дне лежали затопленные суда. На одном берегу находились египетские военные, на другом – израильские. Стало ясно, что быстро выбраться не получится, и суда ожидает длительная стоянка. В октябре 1967 года капитаны всех 14-ти судов собрались на борту английского сухогруза "Melampus". Капитаны основали очень необычную общественную организацию – «Ассоциацию Большого Горького озера». Целью Ассоциации была провозглашена взаимопомощь экипажей судов и организация совместного досуга. Это была удивительная общественная организация. Оказавшись вначале в эпицентре смертоносной скоротечной войны, а потом вооруженного противостояния, моряки сохранили жизнелюбие и моральный дух. Команды судов постоянно навещали друг друга, проводили различные мероприятия и спортивные соревнования (надо понимать, что они проводились под дулами автоматов с обоих берегов канала). «Ноу-хау» блокированных моряков стало регулярное проведение показов фильмов, имевшихся на всех теплоходах, в ночное время – так называемые киноночи. Спустя много лет маркетологи заново придумают это мероприятие. Еще моряки совместно очищали палубы своих судов от песка, занесенного песчаными бурями с Синайского полуострова. Из-за этих многочисленных песчаных заносов 14 сухогрузов получили еще одно название – «Жёлтый флот».

Моряки обменивались инструментами, запасными частями и расходными материалами для поддержания своих судов в надлежащем порядке. На норвежском "Essayons", как выяснилось, был отличный кок, и "Essayons" прославился на всё Большое Горькое озеро великолепным буфетом с французской кухней. Экипажи судов с большим удовольствием наносили визиты на «норвежца». За спорт отвечали шведы. На шведском судне "Nippon" для всех моряков открыли хороший гимнастический зал, а на "Killara" – плавательный бассейн. Немецкое судно "Münsterland" везло в своих рефрижераторных трюмах охлажденный виноград. Доставить его заказчику не представлялось возможным, поэтому, с разрешения судоходной компании, немцы делились виноградом со всеми экипажами. Образовалась даже производственная цепочка. Болгарские умельцы с сухогруза "Василь Левски" быстро стали гнать из винограда ракию, которую все моряки почему-то называли бренди. Каждое судно вносило свою лепту. На немецком "Nordwind" проводили богослужение для желающих, а штатный врач польского сухогруза "Джакарта" организовал медицинское обслуживание моряков всех судов. «Джакарта» стала своеобразным морским госпиталем. Моряки шутили, что они создали свою Организацию Объединенных наций, и, в отличие от настоящей ООН, она работает.

Соревнования по прыжкам в высоту (фото: radio-rhodesia.livejournal.com/Джордж Уортон
Соревнования по прыжкам в высоту (фото: radio-rhodesia.livejournal.com/Джордж Уортон

Отдельно следует сказать о позиции судоходных компаний, чьи суда оказались запертыми в Большом Горьком озере. Попытавшись решить вопрос с помощью своих политиков, они поняли, что их имущество застряло надолго. Надо отдать им должное, они активно поддерживали своих моряков. Во-первых, проводилась регулярная ротация экипажей. Во-вторых, компании обеспечивали своих моряков необходимым снабжением. Как пример, можно привести первое Рождество во время стояния в 1967 году. К этому празднику компания «Blue Funnel Line» прислала много индейки, новогодних украшений, хлопушек и так далее. Конечно, выражаясь современным языком, компания пиарилась, но одновременно и заботилась о застрявших в канале моряках на своих судах. Польские матросы с «Джакарты» сделали из бочек понтон, поставили на него вечнозеленое дерево и украсили его подарками из Англии. Понтон с ёлкой установили между стоящими на якорях судами и водили вокруг него хоровод на судовых шлюпках. Экипаж английского "Port Invercargill» каким-то образом умудрились погрузить в спасательный бот пианино из кают-компании, и, обходя на этом боте стоявшие на якорях суда, играли веселые рождественские мелодии.

Не забывали моряки и о спорте. В 1968 году проходила летняя Олимпиада в Мехико. Экипажи решили провести свою олимпиаду, а заодно напомнить миру о своем существовании и бедственном положении. Соревнование проводились по 14-ти видам спорта, в том числе и футболу. Большую открытую палубу "Port Invercargill" превратили в футбольное поле, по бортам натянули высокую сетку. В итоге в общекомандном зачете первыми стали поляки, вторыми немцы, а третьими англичане.

Капитан чехословацкого сухогруза «Леднице» предложил выпускать почтовые марки Ассоциации. Их тиражи были от 100 до 2 000 экземпляров. Они стали настоящей редкостью в мире филателистов.

Завершение блокады

В конце концов, в 1975 году, через 8 лет после начала конфликта, узел Суэцкого канала был, наконец, развязан. Мины вытралили, затопленные суда подняли. Движение по трассе Суэцкого канала снова стало возможным. Вынужденная блокада закончилась. Но тут выяснилось, что из 13 судов (американское судно «African Glen» было потоплено в 1973 году израильской ракетой) покинуть канал своим ходом могут только два – немецкие "Nordwind" и "Münsterland". Остальные суда требовали различного ремонта. Экипажи 11-ти судов организовали торжественные проводы немецких сухогрузов. 24 мая 1975 года "Nordwind" и "Münsterland" пришли в порт Гамбург, где 30 000 горожан устроили им торжественную встречу. "Münsterland" – тот самый, на котором перевозили охлажденный виноград – завершил рейс, который продолжался 8 лет, 3 месяца и 5 дней. Великобритания списала все свои четыре судна в качестве страховки, а шведский сухогруз "Nippon" был куплен норвежской судоходной компанией.

Заключение

Казалось, из-за восьмилетней блокады канала пострадали все участники мирового судоходства. Но было одно исключение. После блокады 1956 года стало ясно, что единственным вариантом станет доставка ближневосточной нефти на супертанкерах вокруг Африки. В те годы крупными игроками на рынках морских перевозок были греческие судовладельцы. Они быстро просчитали ситуацию, заказали и получили флот супертанкеров. А перевозка нефти на большие расстояния (путь вокруг Африки увеличивает маршрут на 7 000 км) значительно выгоднее на супертанкерах, чем на танкерах обычного водоизмещения. Поэтому все время блокировки канала греческие судовладельцы получали огромные прибыли, пока остальные компании подсчитывали убытки. Так бывает – кто-то теряет, а кто-то находит.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.04.2021 19:00
Комментарии 0
Наверх