Версия // Общество // Молодым придётся думать о будущей старости самостоятельно

Молодым придётся думать о будущей старости самостоятельно

1738

Сам себе пенсионер

Старикам пенсионные выплаты повысят Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В российском правительстве сейчас активно обсуждается, как сделать так, чтобы стартовавшая ещё в 2002 году пенсионная реформа наконец заработала должным образом. И хотя ответ на этот вопрос ещё окончательно не сформулирован, общее представление о том, какой будет пенсионная система, уже получить можно. Старикам, ушедшим на заслуженный отдых ещё до распада СССР, обещают помочь, а вот молодым рассчитывать на государственную поддержку в старости, судя по всему, не стоит.

Последние крупные преобразования в пенсионной сфере произошли в 2002 году. Тогда была проведена первая попытка перевести распределительную пенсионную систему на накопительные принципы. Затем, однако, чиновникам всё же пришлось признать, что многие вопросы не были учтены и механизмы пенсионного обеспечения так и не заработали должным образом. Разработкой новой пенсионной реформы Министерство здравоохранения и социального развития занимается с мая, и недавно представители этого ведомства озвучили её основополагающие принципы.

Первым делом Минздравсоцразвития намерено пересмотреть размеры выплат «советским» пенсионерам. У вышедших на пенсию при советской власти выплаты получились мизерными, так как их зарплаты, на основе которых и рассчитывался размер пенсии, не были пересчитаны по рыночному курсу. По словам замминистра социального развития Юрия Воронина, министерство намерено первым делом произвести перерасчёт, исходя из данных по стажу работы до 1991 года. В результате старикам, вышедшим на пенсию до распада СССР, выплаты будут повышены до уровня 2–2,5 прожиточного минимума. Сделать это планируется в 2010 году.

А вот молодым в министерстве порекомендовали позаботиться о старости самостоятельно. По замыслам чиновников Нынешняя регрессивная шкала единого социального налога (ЕСН) будет отменена. Сейчас работодатель отчисляет 26%, если годовая зарплата сотрудника не превышает 280 тыс. рублей. При заработке от 280 до 600 тыс. рублей отчисления составляют 10%, а свыше 600 тыс. рублей – 2%. Вместо этого планируется установить единый пенсионный взнос в 20%, но не со всех доходов, а лишь с их части, ограниченной 135% от средней зарплаты по стране. Чиновники полагают, что снижение налоговой нагрузки позволит согражданам направлять больше средств на добровольные пенсионные накопления.

Кроме того, министерство намерено изменить, так сказать, форму собственности пенсионных накоплений. Сейчас передаваемые в пенсионную систему средства становятся собственностью государства, а в будущем они должны стать частной собственностью по аналогии с банковскими вкладами. По мнению специалистов министерства, чтобы заинтересовать человека в формировании накоплений, он должен почувствовать себя собственником.

По уверениям господина Воронина, в результате реформы пенсия у будущих стариков окажется не менее 40% их среднего заработка.

Собственно говоря, ничего кардинально нового Минздравсоцразвития не предлагает: принцип, когда человек должен сам заработать себе большую часть пенсии через накопительные схемы, и был положен в основу пенсионной реформы образца 2002 года. Новая реформа станет второй попыткой реализовать задуманное на практике.

«В ближайшие 10–15 лет в России соотношение работающих людей и пенсионеров составит один к одному, – говорит руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Такая демографическая ситуация делает бессмысленной распределительную пенсионную систему».

Иными словами, если не перейти к накопительной системе, то это приведёт к увеличению социальных налогов и как следствие обернётся массовым уходом от налогов и мизерными пенсиями. По словам Гонтмахера, функционеры Минздравсоцразвития мыслят в правильном направлении. «Однако пока выходит по форме правильно, а по сути – издевательство», – говорит он.

По теме

Эксперты предупреждают, что реализация планов может пойти совсем не так, как задумали чиновники. Во-первых, большая часть «белых» зарплат в стране находится в пределах минимальной планки. Так что налоговое бремя для работодателей облегчится незначительно.

Их работники тоже вряд ли заметят изменения: ЕСН за них выплачивал работодатель. А замысел чиновников, что, мол, сэкономив средства на налогах, граждане тут же ринутся делать взносы в недавно принятую программу государственного софинансирования или рванут в негосударственный пенсионный фонд, представляется крайне наивной. Причём молодёжь, а именно на неё больше всего надеются чиновники, как показывает практика, крайне мало интересуется накоплениями на старость. Согласно статистике, 90% молодых россиян относятся к категории «молчунов» – они даже не интересовались, как более грамотно инвестировать накопительную часть пенсии.

По словам Гонтмахера, в нынешней пенсионной системе молодёжь разбирается гораздо хуже пожилых, которые уже не могут воспользоваться нововведениями. Это значит, что проведение реформы невозможно без грамотной разъяснительной работы, которая могла бы убедить россиян в необходимости думать о будущем.

Но одной агитации будет недостаточно. Эксперты говорят о проблемах, которые имеют место в негосударственных пенсионных фондах. По большей части они работают лишь с юридическими лицами, а открытые для частных вкладчиков фонды есть только в крупных городах.

В правительстве надеются, что следствием реализации замыслов Минздравсоцразвития станет уменьшение нагрузки на бизнес. Но вместе с тем возрастёт давление на бюджет: сейчас поступлений от ЕСН для выплаты базовой части пенсии недостаточно и разница покрывается из казны. В результате реформы доходы Пенсионного фонда снизятся, а выплаты из-за переиндексации – вырастут. В Министерстве, впрочем, надеются, что недостача будет покрыта из федерального бюджета. В озвученных министром финансов Алексеем Кудриным цифрах бюджета на 2009–2011 годы, в частности, указывается, что на пенсионные нужды в эти годы будет направлен 571 млн. рублей. А с 2011 года эта статья расходов увеличится ещё на 25%.

Но, как опасаются чиновники, даже этого увеличения расходов может оказаться недостаточно. К тому же к 2010–2011 году, по данным демографов, количество пенсионеров резко увеличится. И бюджетные траты на выплату пенсий могут оказаться недооценёнными: по мнению главы Минфина, государство, вероятно, не сумеет компенсировать выпадающие доходы даже за счёт поступлений от нефти и газа. Без поступлений от НДС решить проблему будет чрезвычайно затруднительно.

Правительство также озаботилось необходимостью грамотного инвестирования пенсионных средств. Большей частью пенсионных накоплений граждан распоряжается госкорпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Однако эффективность управления средствами этим банком не раз становилась объектом критики: доходность их ниже, чем уровень инфляции. К примеру, в первом квартале этого года доходность от управления составила 3,54% годовых, в то время как инфляция за аналогичный период составила 4,8%.

В частных управляющих компаниях результаты не лучше: по итогам прошлого года, они показали отрицательный результат, и пока нет оснований полагать, что в нынешнем году ситуация кардинально улучшится. Признавая очевидное, инвесторы ссылаются на существующие ограничения. К примеру, на то, что пенсионные накопления можно держать только в государственных ценных бумагах с наивысшей степенью надёжности.

В рамках новой пенсионной реформы планируется также расширить список бумаг, в которые можно инвестировать средства. Одним из направлений может стать финансирование строительства инфраструктурных объектов. «Во всём мире принято, что пенсионные деньги – один из источников финансирования инфраструктурных проектов», – говорит директор центра государственно-частного партнёрства Внешэкономбанка Александр Баженов.

Однако, несмотря на наличие позитивных идей, эксперты пока не склонны положительно оценивать планы правительственных чиновников. Из представленных цифр выходит, что реализация реформы приведёт лишь к увеличению бюджетной нагрузки, а не к повышению благосостояния будущих и нынешних стариков. Простые подсчёты показывают, что в долгосрочной перспективе нагрузка на бюджет будет расти опережающими темпами. А, стало быть, те, кто не подумает о своей пенсии самостоятельно – а таковых, напомним, более 90%, – через 20–30 лет обречены на нищенскую подачку.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.08.2008 12:25
Комментарии 0
Наверх