Новости, приходящие из зоны СВО свидетельствуют о том, что наряду со старыми видами вооружений, война XXI века – война беспилотников. Используются все типы таких машин: от американских стратегических разведчиков, которые собирают информацию в центральной части Черного моря, до «Быбы-яги», сбрасывающей бомбы над окопами. С нашей стороны используются «Орионы», «Орланы», «Герани», «Ланцеты». Основа сегодняшнего взрывного роста беспилотных летательных аппаратов была заложена в 70-х годах ХХ века.
В этой статье мы расскажем об одном из советских беспилотников Ла-17, который активно использовался как воздушная мишень и разведчик.
Начало истории
В 30-е годы расчеты зенитных артиллерийских орудий проводили учебные стрельбы по конусу из парусины. Самолет-буксировщик мишени на длинном тросе тянул за собой парусиновый конус специальной конструкции. Такая схема позволяла, с одной стороны, зенитчикам вести огонь боевыми снарядами, а с другой – за счёт длинного троса – обезопасить самолет-буксировщик. После посадки на аэродроме, определяли количество попаданий в конус. Появление обзорных радиолокационных станций, а в 50-е годы и стрельбовых РЛС сделали такие тренировки бессмысленными. Более того, появление первых зенитно-ракетных комплексов потребовало создания полноценных воздушных мишеней. Поскольку во многих странах, в том числе и в СССР еще до войны были отработаны технологии дистанционного радиоуправления (об этом смотри статьи «Неизвестное оружие Советского Союза Часть 1» и «Радиоуправляемые корабли-мишени. Япония, Италия и СССР»), то первым шагом стало оснащение устаревших самолетов комплектом радиоуправления, чтобы использовать такие самолеты в качестве самолетов-мишеней. В мишени переоборудовались истребители МиГ-15, МиГ-17 и бомбардировщики Ил-28 и Ту-4. Но, во-первых, переоборудованные в мишени боевые самолеты были дорогим удовольствием, а, во-вторых, на огромную страну их было мало. Требовалось создать воздушную мишень, которая могла бы имитировать современные по тем временам воздушные цели, и организовать их массовое производство.
Создание воздушной мишени
Основным потребителем новых мишеней стали зенитно-ракетные комплексы ЗРК ПВО страны. Причем мишени были нужны не только для строевых частей при реальных пусках, но и на этапе опытовой отработки ЗРК промышленностью. В 1950 году Главком ВВС маршал Константин Андреевич Вершинин обратился в КБ Лавочкина с предложением разработать современную воздушную мишень, которая решала бы три задачи: во-первых, помогала в испытаниях зенитных управляемых ракет и ракет класса «воздух – воздух», во-вторых, выполняла роль мишени при практических стрельбах ЗРК ПВО станы и ЗРК, установленных на кораблях, и в-третьих, служила бы мишенью для пуска ракет К-5 «воздух-воздух» – эти ракеты стояли тогда на вооружении. Основным требованием, кроме технических характеристик, была не большая стоимость, ведь новая ракета-мишень планировалась к массовому производству. 10 июня 1950 года вышло соответствующее постановление Правительства.
Датская компания Endless Food Co планирует построить предприятие по производству шоколада из альтернативного сырья. Предполагается, что шоколад будут производить из отходов пивного производства.
В КБ Лавочкина новый заказ получил индекс «201». Первые летные испытания на полигоне начались 13 мая 1953 года. В серию под обозначением Ла-17 мишень пошла в 1956 году. Что интересно. В течение нескольких лет на западе Ла-17 называли истребитель Лавочкина Ла-15, который выпускался малой серией. Секретность в те годы была на высоте. Конструкцию мишени сделали максимально простой – ведь она должна была быть не дорогой. Это был цельнометаллический среднеплан с прямоугольным крылом. Длина мишени составляла 7,5 м, размах крыла – 8 м. Двигатель крепился снизу. Время работы двигателя составляла 8,5 минут. Дальность полета – около 120 км. После прекращения работы двигателя мишень продолжала полет еще несколько минут, а потом начинала снижение. В случае, если мишень не поражалась, она производила посадку «на брюхо». При повторном запуске двигатель устанавливали новый. Конструктора пытались создать парашютную систему посадки, но тогда эту задумку реализовать не удалось.
Серийно Ла-17 строились на двух заводах – в Оренбурге и в Казани. Первоначально, пуск мишени проводили с бомбардировщика Ту-4К. Для этих целей специально было переоборудовано шесть машин. Каждый Ту-4К нес по два Ла-17. которые крепились на специальных пилонах под крыльями бомбардировщика. Управление полетом мишени осуществлялось с земли. Максимальная высота полета мишени была 10 километров, скорость полета до 900 км/ч. Для тех лет такая мишень была достойным противником расчету ЗРК.
Ту-4 являлась устаревшей машиной. Его принятие на вооружение было вынужденной мерой, так как СССР требовался носитель для атомных бомб. Самолеты этого типа снимались с вооружения. Поэтому в 1959 году, была создана первая модификация мишени Ла-17М – «изделие 203». Суть модернизации заключалась в том, что новая мишень стартовала с земли, со специальной пусковой установки. Её сконструировали на базе лафета 100-мм зенитного артиллерийского орудия КС-19. Для старта использовались два твердотопливных ускорителя суммарной тягой 10 600 кг. Ла-17М производили на авиазаводах в Горьком и Оренбурге. Всего было выпущено 249 мишеней модификации Ла-17М.
Модификации
Еще при разработке Ла-17 появилась идея сделать на этой базе беспилотный разведчик. Идея воплотилась «в металл» в 1958 году, когда на базе Ла-17М создали многоразовый беспилотный разведывательный летательный аппарат Ла-17БР. Запуск разведчика производился с земли, с той же пусковой установки. Обе конструкции модернизировались. На смену Ла-17М пришел Ла-17МА с новым двигателем и новым автопилотом, а на смену Ла-17БР пришло «изделие 204» - разведывательный беспилотник Ла-17Р. Он производился в Смоленске с 1963 года. Всего было выпущено 20 машин этой модификации. Впоследствии была выпущена ещё одна модификация разведчика – Ла-17РМ. Дальность полета разведчиков была существенно выше, чем у мишеней. Средства воздушного нападения усовершенствовались, сложнее становились и их противники – советские ЗРК. Одним из параметров, характеризующих усовершенствование средств нападения, стало уменьшение их эффективной отражающей поверхности ЭОП. Требовались новые мишени, на которых можно было бы имитировать разные ЭОП. Так появился Ла-17ММ. Изменился диапазон высот, на которых можно было эксплуатировать мишень – от 800 метров до 18 км. Новая мишень была оборудована системой посадки (то есть фактически стала многоразовой), а самое главное, на ней была установлена так называемая линза Люнеберга, которая позволяла имитировать различные ЭОП на одной мишени. Серийное производство этой мишени было развернуто в Оренбурге и продолжалось 14 лет – с 1978 по 1992 годы. Последней модификацией мишени стала Ла-17К. В те годы, авиация, чтобы преодолеть системы ПВО, стала прижиматься к земле. Поэтому Ла-17К имела минимальную высоту полета 200 метров. Серийное производство Ла-17К завершилось в 1993 году.
Мужчина из Алжира в течение 27 лет находился в плену у соседа в нескольких десятках метров от собственного дома, но найти его смогли только недавно. Пленник был убежден, что сосед наложил на него проклятие.
Отдельная история у Ла-17 связана с Китаем. В первое десятилетие после Победы отношения между СССР и КНР были дружественными и тесными. «Культурная революция» случиться позже. А тогда Китаю передали много образцов советского оружия, как в варианте передачи техники, так и продажей лицензии. Фактически, сегодняшняя мощь НОАК основана именно на первом послевоенном десятилетии. Тогда Китаю передали некоторое количество Ла-17. После ухудшения отношений, инженеры Поднебесной под руководством генерала Чжао Сюй методом «обратного проектирования» создали свою версию советской воздушной мишени. Первый полет китайского беспилотника состоялся в 1966 году. Эти мишени – точнее их последние модификации – продолжают эксплуатироваться в НОАК и в настоящее время. Всего китайскими инженерами были созданы шесть модификаций этой воздушной мишени. Они имеют общее название «Chang Kong» – «Голубое Небо».
Эксплуатация
Так во второй половине ХХ века в ВВС СССР появилась своя беспилотная авиация. Были сформированы несколько отдельных беспилотных эскадрилий мишеней и отдельных эскадрилий БПЛА-разведчиков. Эскадрильи мишеней подчинялись штабам армий и флотам, разведчики имели более высокую степень подчинения. Мишени эксплуатировались достаточно активно. В войсках и на флоте Ла-17М называли «пожарник» за ярко-красную окраску. Правда, наряду с Ла-17, армия и флот использовали и ракеты-мишени, переделанные из боевых ракет. Это были серийные ракеты, у которых вместо штатной боевой части устанавливался её весовой макет, а вместо головки самонаведения ставили автопилот, в который перед пуском заносили программу полета. Но до самого развала Советского Союза Ла-17 активно использовался для боевой подготовки расчетов ЗРК. Наряду с туполевскими разведчиками Ту- 141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» (о них смотри статью «Дроны советской эпохи») они составили основу советской беспилотной авиации ХХ века.