Версия // Общество // Мишень Ла-17 в различных модификациях производилась 39 лет

Мишень Ла-17 в различных модификациях производилась 39 лет

6669

Беспилотник Лавочкина – воздушный универсал

Мишень Ла-17 в различных модификациях производилась 39 лет (фото: Wikimedia Commons/ Alan Wilson)
В разделе

Новости, приходящие из зоны СВО свидетельствуют о том, что наряду со старыми видами вооружений, война XXI века – война беспилотников. Используются все типы таких машин: от американских стратегических разведчиков, которые собирают информацию в центральной части Черного моря, до «Быбы-яги», сбрасывающей бомбы над окопами. С нашей стороны используются «Орионы», «Орланы», «Герани», «Ланцеты». Основа сегодняшнего взрывного роста беспилотных летательных аппаратов была заложена в 70-х годах ХХ века.

Сюжет: Армия

В этой статье мы расскажем об одном из советских беспилотников Ла-17, который активно использовался как воздушная мишень и разведчик.

Начало истории

В 30-е годы расчеты зенитных артиллерийских орудий проводили учебные стрельбы по конусу из парусины. Самолет-буксировщик мишени на длинном тросе тянул за собой парусиновый конус специальной конструкции. Такая схема позволяла, с одной стороны, зенитчикам вести огонь боевыми снарядами, а с другой – за счёт длинного троса – обезопасить самолет-буксировщик. После посадки на аэродроме, определяли количество попаданий в конус. Появление обзорных радиолокационных станций, а в 50-е годы и стрельбовых РЛС сделали такие тренировки бессмысленными. Более того, появление первых зенитно-ракетных комплексов потребовало создания полноценных воздушных мишеней. Поскольку во многих странах, в том числе и в СССР еще до войны были отработаны технологии дистанционного радиоуправления (об этом смотри статьи «Неизвестное оружие Советского Союза Часть 1» и «Радиоуправляемые корабли-мишени. Япония, Италия и СССР»), то первым шагом стало оснащение устаревших самолетов комплектом радиоуправления, чтобы использовать такие самолеты в качестве самолетов-мишеней. В мишени переоборудовались истребители МиГ-15, МиГ-17 и бомбардировщики Ил-28 и Ту-4. Но, во-первых, переоборудованные в мишени боевые самолеты были дорогим удовольствием, а, во-вторых, на огромную страну их было мало. Требовалось создать воздушную мишень, которая могла бы имитировать современные по тем временам воздушные цели, и организовать их массовое производство.

Создание воздушной мишени

Основным потребителем новых мишеней стали зенитно-ракетные комплексы ЗРК ПВО страны. Причем мишени были нужны не только для строевых частей при реальных пусках, но и на этапе опытовой отработки ЗРК промышленностью. В 1950 году Главком ВВС маршал Константин Андреевич Вершинин обратился в КБ Лавочкина с предложением разработать современную воздушную мишень, которая решала бы три задачи: во-первых, помогала в испытаниях зенитных управляемых ракет и ракет класса «воздух – воздух», во-вторых, выполняла роль мишени при практических стрельбах ЗРК ПВО станы и ЗРК, установленных на кораблях, и в-третьих, служила бы мишенью для пуска ракет К-5 «воздух-воздух» – эти ракеты стояли тогда на вооружении. Основным требованием, кроме технических характеристик, была не большая стоимость, ведь новая ракета-мишень планировалась к массовому производству. 10 июня 1950 года вышло соответствующее постановление Правительства.

По теме

В КБ Лавочкина новый заказ получил индекс «201». Первые летные испытания на полигоне начались 13 мая 1953 года. В серию под обозначением Ла-17 мишень пошла в 1956 году. Что интересно. В течение нескольких лет на западе Ла-17 называли истребитель Лавочкина Ла-15, который выпускался малой серией. Секретность в те годы была на высоте. Конструкцию мишени сделали максимально простой – ведь она должна была быть не дорогой. Это был цельнометаллический среднеплан с прямоугольным крылом. Длина мишени составляла 7,5 м, размах крыла – 8 м. Двигатель крепился снизу. Время работы двигателя составляла 8,5 минут. Дальность полета – около 120 км. После прекращения работы двигателя мишень продолжала полет еще несколько минут, а потом начинала снижение. В случае, если мишень не поражалась, она производила посадку «на брюхо». При повторном запуске двигатель устанавливали новый. Конструктора пытались создать парашютную систему посадки, но тогда эту задумку реализовать не удалось.

Серийно Ла-17 строились на двух заводах – в Оренбурге и в Казани. Первоначально, пуск мишени проводили с бомбардировщика Ту-4К. Для этих целей специально было переоборудовано шесть машин. Каждый Ту-4К нес по два Ла-17. которые крепились на специальных пилонах под крыльями бомбардировщика. Управление полетом мишени осуществлялось с земли. Максимальная высота полета мишени была 10 километров, скорость полета до 900 км/ч. Для тех лет такая мишень была достойным противником расчету ЗРК.

Ту-4 являлась устаревшей машиной. Его принятие на вооружение было вынужденной мерой, так как СССР требовался носитель для атомных бомб. Самолеты этого типа снимались с вооружения. Поэтому в 1959 году, была создана первая модификация мишени Ла-17М – «изделие 203». Суть модернизации заключалась в том, что новая мишень стартовала с земли, со специальной пусковой установки. Её сконструировали на базе лафета 100-мм зенитного артиллерийского орудия КС-19. Для старта использовались два твердотопливных ускорителя суммарной тягой 10 600 кг. Ла-17М производили на авиазаводах в Горьком и Оренбурге. Всего было выпущено 249 мишеней модификации Ла-17М.

Модификации

Еще при разработке Ла-17 появилась идея сделать на этой базе беспилотный разведчик. Идея воплотилась «в металл» в 1958 году, когда на базе Ла-17М создали многоразовый беспилотный разведывательный летательный аппарат Ла-17БР. Запуск разведчика производился с земли, с той же пусковой установки. Обе конструкции модернизировались. На смену Ла-17М пришел Ла-17МА с новым двигателем и новым автопилотом, а на смену Ла-17БР пришло «изделие 204» - разведывательный беспилотник Ла-17Р. Он производился в Смоленске с 1963 года. Всего было выпущено 20 машин этой модификации. Впоследствии была выпущена ещё одна модификация разведчика – Ла-17РМ. Дальность полета разведчиков была существенно выше, чем у мишеней. Средства воздушного нападения усовершенствовались, сложнее становились и их противники – советские ЗРК. Одним из параметров, характеризующих усовершенствование средств нападения, стало уменьшение их эффективной отражающей поверхности ЭОП. Требовались новые мишени, на которых можно было бы имитировать разные ЭОП. Так появился Ла-17ММ. Изменился диапазон высот, на которых можно было эксплуатировать мишень – от 800 метров до 18 км. Новая мишень была оборудована системой посадки (то есть фактически стала многоразовой), а самое главное, на ней была установлена так называемая линза Люнеберга, которая позволяла имитировать различные ЭОП на одной мишени. Серийное производство этой мишени было развернуто в Оренбурге и продолжалось 14 лет – с 1978 по 1992 годы. Последней модификацией мишени стала Ла-17К. В те годы, авиация, чтобы преодолеть системы ПВО, стала прижиматься к земле. Поэтому Ла-17К имела минимальную высоту полета 200 метров. Серийное производство Ла-17К завершилось в 1993 году.

По теме

Отдельная история у Ла-17 связана с Китаем. В первое десятилетие после Победы отношения между СССР и КНР были дружественными и тесными. «Культурная революция» случиться позже. А тогда Китаю передали много образцов советского оружия, как в варианте передачи техники, так и продажей лицензии. Фактически, сегодняшняя мощь НОАК основана именно на первом послевоенном десятилетии. Тогда Китаю передали некоторое количество Ла-17. После ухудшения отношений, инженеры Поднебесной под руководством генерала Чжао Сюй методом «обратного проектирования» создали свою версию советской воздушной мишени. Первый полет китайского беспилотника состоялся в 1966 году. Эти мишени – точнее их последние модификации – продолжают эксплуатироваться в НОАК и в настоящее время. Всего китайскими инженерами были созданы шесть модификаций этой воздушной мишени. Они имеют общее название «Chang Kong» – «Голубое Небо».

Эксплуатация

Так во второй половине ХХ века в ВВС СССР появилась своя беспилотная авиация. Были сформированы несколько отдельных беспилотных эскадрилий мишеней и отдельных эскадрилий БПЛА-разведчиков. Эскадрильи мишеней подчинялись штабам армий и флотам, разведчики имели более высокую степень подчинения. Мишени эксплуатировались достаточно активно. В войсках и на флоте Ла-17М называли «пожарник» за ярко-красную окраску. Правда, наряду с Ла-17, армия и флот использовали и ракеты-мишени, переделанные из боевых ракет. Это были серийные ракеты, у которых вместо штатной боевой части устанавливался её весовой макет, а вместо головки самонаведения ставили автопилот, в который перед пуском заносили программу полета. Но до самого развала Советского Союза Ла-17 активно использовался для боевой подготовки расчетов ЗРК. Наряду с туполевскими разведчиками Ту- 141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» (о них смотри статью «Дроны советской эпохи») они составили основу советской беспилотной авиации ХХ века.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.04.2024 14:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх