Версия // Общество // Минздрав поддержал идею использовать цифровую маркировку для контроля продаж в алкомаркетах у школ и больниц

Минздрав поддержал идею использовать цифровую маркировку для контроля продаж в алкомаркетах у школ и больниц

2546

Цифровой запрет

Минздрав поддержал идею блокировки продаж в алкомаркетах у школ и больниц
(фото: pixabay/geralt)
В разделе

Общественники предложили систему цифровой маркировки для контроля продаж алкоголя около социальных объектов - школ, больниц и прочих. По мнению авторов инициативы, внедрение системы позволит блокировать продажу спиртного - его просто не смогут пробить на кассе. Представители бизнеса считают, что для обеспечения контроля уже предусмотренных законом мер достаточно, и нужно просто их соблюдать.

Минздрав выступил в поддержку выдвинутой общественниками идеи ввести систему цифровой маркировки для контроля продаж алкоголя около школ, больниц и прочих социальных объектов. С помощью этой технологии можно будет блокировать продажу спиртного в тех торговых точках, где нарушено требования по расстоянию.

Ранее с предложением ввести цифровую маркировку выступили активисты «Общественной потребительской инициативы». Систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров предлагается ввести для контроля алкоголя и сигарет. Письмо с данным предложением общественники передали в Минздрав, Минпромторг и Центр развития перспективных технологий.

В соответствии с законом «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…» (171-ФЗ), торговать алкоголем запрещено в детских, образовательных и медицинских учреждениях, культурных, спортивных и военных объектах, а также на рынках, вокзалах и в аэропортах. Запрет на торговлю спиртным установлен и на прилегающих к этим объектам территориях. Власти в каждом регионе могут по своему усмотрению определять это расстояние.

Такие же меры установлены и в отношении сигарет и прочих табачных изделий. Они прописаны в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…» (15-ФЗ). В соответствии с требованиями закона, торговать сигаретами запрещено в радиусе 100 метров от образовательных учреждений. В действительности контролировать исполнение данного требования довольно сложно. Представители «Общественной потребительской инициативе» отмечают, что классические методы контроля в этом случае не работают, так как проверяющие органы не могут замерить расстояние до учреждений. Кроме того, расположение объектов постоянно меняется.

Система маркировки, которую предлагается внедрить, учитывает местонахождение магазина. Оператор системы имеет возможность учитывать расположение других объектов, воспользовавшись картами, например, 2ГИС. Таким образом, люди не смогут легально приобрести алкоголь и сигареты в зоне запрета торговли – при сканировании товар невозможно будет пробить на кассе.

Глава организации Олег Павлов в беседе с «Известиями» отметил, что это поможет автоматически определить, может ли тот или иной магазин торговать спиртным. Пока в данной сфере каждый год выявляется около 15 тысяч нарушений. Соответствующие данные приводит Агентство правовой информации. Маркировке в перспективе также могут подвергнуться пиво и слабоалкогольные напитки. Сейчас в данной сфере проводится добровольный эксперимент, он продлится до 31 августа 2022 года. С 1 июля 2020 года в России введена обязательная маркировка сигарет.

Снизить доступность

В ответе, который Минздрав направил «Общественной потребительской инициативе», отмечается, что потребление алкоголя и курение являются одними из наиболее распространённых факторов риска для возникновения у людей неинфекционных заболеваний. Наиболее негативный эффект оказывается на организм несовершеннолетних.

По теме

В своём письме Минздрав выразил обеспокоенность реализацией контроля за розничной торговлей алкоголем и сигаретами. В связи с этим министерство посчитало целесообразным поддержать распространение маркировки для соблюдения установленных требований.

Предправления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрий Янин в беседе с журналистами сообщил, что доказана взаимосвязь между снижением доступности товара и его потребления. Эксперт положительно оценил идею интегрировать системы расположения объектов и использовать эту информацию для контроля продаж слабого алкоголя в случае введения обязательной маркировки и табачной продукции.

Инициатива также поступила на изучение в Минпромторг. Как отметили в ведомстве, для получения возможности пресекать продажи маркированного товара системы должны работать в разрешительном режиме. К работе над проектом готов присоединиться Центр развития перспективных технологий, если регулятор примет соответствующее решение. Техническая возможность внедрения контроля продаж есть, однако говорить о конкретных механизмах можно будет после принятия решения властями.

Представители торговой отрасли, между тем, говорят об отсутствии у систем маркировки возможности блокировать работу кассовых аппаратов. Это порождает сомнения в возможности реализовать инициативу. Помимо прочего, при выдаче лицензии на продажу спиртного регулятор обязательно проверяет, достаточно ли магазин удалён от социальных учреждений. Для закрытия магазина, нарушающего требования, нужно составить протокол – в этом случае речь идёт о юридической процедуре, которая не может быть заменена блокировкой.

Производители считают, что российское законодательство уже включает в себя достаточно норм, при строгом соблюдении которых проблему можно решить. Такого мнения придерживаются члены Ассоциации производителей пива. Они выступили за усиление контроля за исполнением требований закона.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.10.2021 20:00
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх