// // Минобороны хочет потратить гигантские деньги на строительство бесполезных авианосцев

Минобороны хочет потратить гигантские деньги на строительство бесполезных авианосцев

1578

Утопить миллиарды

2
В разделе

В конце мая в Главном штабе ВМФ РФ заявили, что к 2026–2027 году Военно-морской флот получит перспективный авианесущий крейсер. Работы по проектированию такого корабля в настоящий момент уже ведутся. «Наша Версия» разбиралась, по силам ли российскому ОПК построить современный авианосец, и, самое главное, нужен ли он России.

Сюжет: Армия

Информация о начале строительства авианосцев в России появляется регулярно. В 2009 году руководители Гособоронзаказа уже рассказывали о возможности построить корабль с атомной энергетической установкой и водоизмещением 60 тыс. тонн. Его предполагалось оснастить авиагруппой из самолётов пятого поколения с горизонтальными взлётом и посадкой, а также вертолётами и беспилотниками. При этом говорилось, что новый корабль будет даже не авианосцем в его классическом понимании, а неким морским авиационным комплексом. Правда, что это такое, не объяснялось.

Позже заявления об идущем проектировании авианесущих кораблей звучали ещё несколько раз, пока все эти прожекты не похоронил министр обороны Анатолий Сердюков. Как заявлял он, в связи с гигантской стоимостью строительства кораблей такого класса у Минобороны не может быть планов по созданию авианосцев даже в отдалённой перспективе. Теперь Сердюкова нет и, похоже, планы вновь изменились.

В России нет технологий для создания современных кораблей

Как заявляют официальные лица, строительство первого нового авианосца займёт у России восемь-десять лет, а последующие серийные будут спускаться на воду уже каждые три-четыре года. Так, научно-исследовательская организация в области гражданского судостроения и военного кораблестроения – Крыловский государственный научный центр – уже получила паспорт экспортного облика на свою новую разработку – авианосец водоизмещением около 100 тыс. тонн. По словам разработчиков, аванпроект предусматривает размещение на его борту до сотни летательных аппаратов, включая корабельные варианты истребителей пятого поколения Т-50, вертолётов

Ка-52 и самолётов дальнего радиолокационного обнаружения. Главная особенность корабля заключается в том, что спроектирован он таким образом, чтобы снизить сопротивление воды почти на 20%. Также, как утверждают разработчики, на таком корабле взлёт самолётов и вертолётов будет возможен даже в шторм.

Однако независимые эксперты не разделяют этот оптимизм. Они утверждают: у России по сей день отсутствуют некоторые технологии, используемые при постройке новых американских авианосцев. К примеру, наметилось серьёзное отставание в создании электромагнитной катапульты, без которой немыслим авианосец нового поколения. История с вертолётоносцами Mistral может служить прямым подтверждением тому, что в России не готовы строить не только корабли класса авианосцев, но и даже менее технологически сложные. Более того, есть сомнения, что российский ОПК не способен качественно воспроизвести даже разработки советской оборонки. Для этого достаточно вспомнить, с каким скрипом был исполнен международный заказ на модернизацию тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» для ВМФ Индии.

Немаловажен и такой аспект: авианосец недостаточно построить – для того, чтобы он нормально функционировал, необходимо создавать технически сложные причалы. Российский ВМФ сегодня с трудом обслуживает и обеспечивает выходы в море единственного оставшегося на вооружении тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Показателен факт, что главный корабль российского ВМФ, приписанный к самому боеспособному Северному флоту, базируется на судоремонтном заводе. Поэтому, если у России появится авианосец, его будет элементарно негде пришвартовать. Самая плачевная ситуация с авианосной инфраструктурой на Тихоокеанском флоте – за минувшие 20 лет во Владивостоке так и не появились новые причалы. Потому непонятно, где будут базироваться новые авианосцы, ведь если раньше строили авианесущие крейсеры водоизмещением до 50 тыс. тонн, то современные в полтора-два раза больше. По оценкам аналитиков, отсутствие в России современных причалов создаёт серьёзную проблему для эксплуатации больших кораблей и приводит к их раннему выходу из строя.

По теме

США отказываются от авианосцев

Считается, что авианосцы являются самым впечатляющим средством демонстрации мощи страны. Однако обходятся они недёшево, это самая дорогая боевая единица. В связи с этим в США последнее время всё чаще говорят о планах сократить количество авианосцев. По американским законам военно-морским силам необходимо содержать 11 авианосцев. После списания USS Enterprise в настоящее время в строю находится 10 кораблей этого класса. Новый корабль USS Gerald R.Ford согласно планам Пентагона должен выйти в свой первый боевой поход в 2017 году. Он станет первым в мире представителем класса большепалубных авианосцев. Разработка и постройка этого экстракорабля обойдётся американскому бюджету в 19 млрд долларов. Но расходами на постройку траты на авианосец не ограничиваются. Корабли этого класса никогда не выходят в море в одиночестве, иначе они превращаются в медленную и уязвимую мишень. Помимо непосредственно авианосца, экипаж которого составляет до 7 тыс. человек, его сопровождают минимум пять военных кораблей поддержки, подводная лодка, 80 самолётов и вертолётов. А потому обслуживание одной такой группы обходится военному ведомству США в

6,5 млн долларов в день.

Неудивительно, что в последнее время в США всё чаще звучат сомнения, так ли уж необходимо иметь столько авианосцев. Аналогичные мнения высказываются и в других странах. В настоящее время только девять держав имеют на вооружении авианосцы и ещё три – универсальные десантные корабли-вертолётоносцы. Кроме того, Китай ведёт строительство первого собственного авианосца, которое планирует завершить до конц]а 2015 года. Но, по всей видимости, большинство стран постепенно будут отказываться от этой дорогой техники.

К примеру, в Великобритании под вопросом находится строительство авианосцев типа HMS Queen Elizabeth. Если изначально планировалось спустить на воду два корабля, то теперь говорится о том, чтобы достроить хотя бы один.

Сворачивание программ по созданию авианосцев имеет не только экономическую подоплёку, но и военную. Дело в том, что в последние годы тактика использования авианосцев значительно изменилась. Корабли этого класса могут только ограниченно использовать свои боевые возможности – в основном они становятся плавучими штабами или аэродромами, а также координируют действия по поддержке наземных войск и завоёвывают превосходство в воздухе в зоне конфликта с помощью палубной авиации. По оценкам западных экспертов, технологичные ракеты и малозаметные подводные лодки в ближайшее время могут положить конец эпохе авианосцев, длившейся в течение шести десятилетий. И это вызывает вопрос, стоит ли российским военным тратить громадные бюджеты на технологию, которая останется такой же дорогой, но становится всё более неэффективной в современной войне.

Мнение

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

– Сегодня для Министерства обороны России на первом месте должны стоять более реалистичные задачи – создание боеспособного флота, который смог бы выполнять задачи после того, как будут списаны по старости корабли советской постройки, а их сейчас в строю подавляющее большинство. Поэтому в первую очередь необходимо строить корабли класса корвет, фрегат, атомные и дизельные подводные лодки, собственные десантные корабли и тральщики. В этом отношении России даже повезло, что Франция отказалась продавать вертолётоносцы Mistral, теперь эти деньги пойдут на создание кораблей, которые действительно нужны флоту. Допускаю, что заявления о строительстве новых авианосцев – это попытка получить финансирование под проекты, которые скорее всего не будут реализованы.

СПРАВКА

Стоит отметить, что идее строительства отечественного авианосца в этом году исполняется 70 лет. Отчасти к её воплощению подошли в 1945 году, когда по решению Сталина в десятилетнюю программу развития советского флота было заложено строительство 15 кораблей этого типа. Однако реализацию дорогостоящего проекта пришлось отложить – в результате проектирование авианосца началось только в 1953 году. Причём уже тогда у идеи создания авианесущего флота было немало сторонников, но ещё больше противников. В частности, считалось, что они не вписываются в советскую военную доктрину, а их применение ассоциируется как чисто американское средство агрессии. Тем не менее в советское время всё же были построены пять авианесущих тяжёлых крейсеров.

Правда, назвать их авианосцами можно лишь с большой натяжкой. Вместо ядерной энергетической установки на крейсерах стояли паровые турбины, которые не обеспечивали необходимую скорость и запас хода. Кроме того, корабли не были оснащены взлётной катапультой, которая позволяет взлетать самолётам большого веса. В результате авиагруппы не имели в своём составе самолётов с системами дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и противолодочной обороны, а без них авианосец оказывается слишком уязвимым и не способным выполнять предписываемые ему боевые задачи.

Опубликовано:
Отредактировано: 08.06.2015 11:11
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх