Версия // Конфликт // Массовый контрафакт авиакомпонентов обусловлен отсутствием надзора за авиационными производителями со стороны Росавиации

Массовый контрафакт авиакомпонентов обусловлен отсутствием надзора за авиационными производителями со стороны Росавиации

21882

Контрафакт, как средство конкурентной борьбы

В разделе

В конкурентной борьбе за внешние заказы наши авиационные производители часто использует понятие «контрафакт», пугая им потенциальных заказчиков. Но есть и другая сторона у этой «медали». Заявляя на «каждом углу» о наличии контрафакта, они тем самым показывают, что в России, в сфере авиации на должном уровне надзор не действует. А это косвенно говорит о том, что Росавиация не справляется со своими функциями.

Испуганные перуанцы

«Вертолёты России», проиграв в Перу российской компании Russian Aviation Company тендер, предусматривающий поставку запасных частей к вертолётам марки «Ми» решили запугать ВВС Перу темой контрафакта, чтобы аннулировать результаты тендера. Как сообщает издание «Военно-промышленный курьер»: «руководство АО «Вертолеты России» довело до сведения Министерства обороны и командования ВВС Перу, что поставка товаров и предоставление услуг применительно к военным вертолетам, в т.ч. Ми-171Ш/Ми-171Ш-П, Ми-25 и Ми-35П, могут осуществлять только компании, уполномоченные Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. Кроме того, компания предупредила, что запасные части и компоненты, поставляемые любой другой компанией, являются контрафактными и их установка может привести к катастрофам, отрицательно влияющим на имидж Российской Федерации». Судя по тому, что Военно-воздушные силы Перу приняли решение аннулировать контракт №15-2018, на этот раз «пугалка» сработала.

Пользуясь тем, что перуанцы недостаточно осведомлены в российском законодательстве, складывается впечатление, что «Вертолёты России», преднамеренно вводили в заблуждение руководство ВВС Перу. Базовый Указ Президента РФ № 1062, который регулирует «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», позволяет производителям и иным торговым фирмам, специализирующимся в области поставок авиационной комплектации, осуществлять её продажу по заказам военных ведомств, в случае, если эти детали, агрегаты, оборудование, материалы, запасные части и комплектующие изделия, применяемые для обеспечения производства, эксплуатации и ремонта продукции военного назначения, имеют также гражданское (общепромышленное) назначение или изготовлены для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям. Однако об этой поправке, имеющейся в Указе Президента РФ № 1062 «Вертолёты России» и ФСВТС РФ, кажется, предпочитают не вспоминать. Как квалифицировать лукавство ФСВТС РФ? Это незнание законодательной базы или преднамеренное введение инопартнёров в заблуждение? В любом случае этот факт не делает чести российскому федеральному органу, который, похоже, шельмует российское законодательство вводя в заблуждение иностранные государственные органы.

Авиационные «цеховики»

Говоря об «имидже Российской Федерации» надо чётко понимать, что подобные, ставшие уже обыденностью, солидарные заявления ФСВТС РФ и «Вертолётов России» говорят о том, что наличие массового контрафакта в России обусловлено отсутствием надзора за авиационными производителями со стороны Росавиации. А вот это уже более серьезно влияет на имидж России, чем пара-тройка тендеров, отменённых благодаря использованию административного ресурса в обычной конкурентной борьбе.

Заявляя всем, кому только можно о наличии контрафакта при обороте вертолётной продукции, «Вертолёты России» косвенно убеждают имеющихся и потенциальных эксплуатантов, что выпускаемые в России вертолёты очень проблемный продукт. Кажется, что холдингу уже частично удалось убедить в этом многих и поэтому спрос на вертолёты российского производства сегодня близок к арифметической погрешности. Похоже, что «пугалки» удались, но эффект получился обратный. У «Вертолётов России» как не закупалась массово комплектация, так и не закупается, а вот мнение о России, как рассаднике контрафакта, похоже, складывается активно.

Но, заявляя о наличии контрафакта, холдинг, по сути, обвиняет самого себя в его производстве. И логически обосновать это просто – все предприятия вертолётной отрасли, без взаимодействия с которыми трудно «собирать в гаражах агрегаты» находятся в составе холдинга. Более того, именно АО «Вертолёты России» своими действиями на рынке создают предпосылки для массового производства контрафактной продукции.

Если вспомнить советские времена, то аналогом «контрафакта», в то время можно назвать продукцию, производимую так называемыми цеховиками. Это явление породил хорошо известный старшему поколению дефицит. То есть, для любой экономической модели (а «контрафакт» - это именно экономическое явление) необходимы предпосылки.

Такими предпосылками являются – ограниченная доступность (дефицит) и завышенная стоимость. При наборе этих факторов производить контрафакт очень выгодно. Ведь если у авиакомпаний имеется в избытке оригинальная комплектация по приемлемым ценам, то никакого контрафакта не возникнет, потому, что заниматься контрафактом будет экономически невыгодно.

Принцип «одного окна»

За вопросы поддержания лётной годности в АО «Вертолёты России» отвечает профессиональный переводчик Игорь Чечиков. По понятным причинам, в тех вопросах, за которые он отвечает в холдинге, он, судя по всему, ничего не понимает. Это классический «эффективный менеджер», которому всё равно в каком «кресле разместиться», лишь бы быть начальником. Именно Игорь Чечиков, поддерживаемый Федеральной службой, активно взялся реализовывать так называемый принцип «единого окна».

Реализуемый им за последние годы принцип создал на рынке дефицит комплектации, что позволило в разы увеличить продажную стоимость изделий. Эти действия и создали все предпосылки для того, чтобы производить контрафакт было экономически выгодно.

Можно совершенно чётко утверждать, что первопричиной контрафакта является политика, проводимая холдингом «Вертолёты России». Похоже, стремясь «отжать» бизнес у производителей и других российских поставщиков, холдинг сам создаёт все предпосылки для массового появления контрафакта. Подтверждением этого тезиса может служить информационное письмо Минтранса России исх. № 17701/03 от 04.08.2017. Примечательно, что в нём упоминается контрафактные изделия относящиеся исключительно к вертолётам. Про запасные части к самолётам там ничего не сказано. Это ли не подтверждение «заслуг» вертолётного холдинга?!

Дойдёт ли положение с авиаконтрафактом до уровня «допингового скандала»?

А за пределами России холдинг ведёт себя так, как будто все зарубежные предприятия, обслуживающие вертолёты российского производства, обязаны подчиняться руководству «Вертолётов России». Складывается впечатление, что действуя административным давлением на зарубежные ремзаводы, холдинг пытается отжать под себя рынок и разваливать тендера, проводимые в разных странах, путём запугивания потенциальных участников. Так, к примеру, в 2015 году Игорь Чечиков от имени «Вертолётов России» (исх. № 02.13.03-18996/90 от 02.12.2015) оказывал давление на чешский ремзавод «ЛОМ Прага» пытаясь не допустить его участие в тендерах, объявленных Египтом и Кенией, в действительности пытаясь превратить сами тендеры в фарс, распугав потенциальных участников. Информация о «российском контрафакте» из той же серии. Кажется, без административного ресурса конкурировать на рынке «Вертолёты России» не умеют, вот поэтому и приходится им выступать в качестве пугала, а для большей «эффективности» они привлекают к этим вопросам ФСВТС РФ. И служба также активно осуществляет функции «федерального пугала» в интересах холдинга.

Аналогичное давление в 2016 году Игорь Чечиков (исх. 02.13.03-19676/90 от 21.10.2016) оказывал на прибалтийскую компанию «Авиабалтика», к которой обратились с просьбой отремонтировать вертолёт Ми-17 ВВС Камбоджи. И такие случаи повсеместны…

Но вот дилемма – за ремонтам или поставкой комплектующих в «Вертолёты России» никто не обращается. Почему? Видимо ответ прост – холдинг не в состоянии создать комфортные условия эксплуатации для инозаказчиков.

К примеру, недавно украинские предприятия «Мотор-Сич» и АРЗ «Авиакон» выиграли тендер стоимостью 40 млн. долларов США на ремонт и модернизацию вертолётов Ми-17 турецкой жандармерии. Интересно, какие административные рычаги включит АО «Вертолёты России» в этой ситуации? И как будут запугивать турок? Или попросят Владимира Путина договориться по дружбе с Реджепом Эрдоганом?

Возможно, руководство холдинга будет пугать турок «контрафактом» «нелегитимностью» и прочими выдумками? Но пора бы задуматься – ведь так можно «допугаться» до того, что Россию на международном уровне могут признать центром авиационного контрафакта, по аналогии с пресловутым «допинговым скандалом», а это значит, что за пределами России, авиакомпаний и государственных ведомств, готовых рисковать людьми и техникой будет всё меньше. А, следовательно, вертолёты российского производства превратятся в средство воздушного передвижения домашнего использования. Может тогда холдинг, который только и занимается, что запугиванием зарубежных партнёров и принуждением их к «сожительству», явно не совсем законным путём расформируют.

Понятна обеспокоенность Минтранса России о возрастании распространения контрафактных авиационных компонентов. Ведь, помимо престижа страны и российского авиастроения на кону стоит безопасность полётов и человеческие жизни. Поэтому превращение совершенно необходимой борьбы с этим опасным явлением в абсурд грозит очень тяжёлыми последствиями.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.09.2018 16:08
Комментарии 0
Наверх