Версия // Общество // Кто виноват в бесправном положении чебоксарских педагогов и директоров школ?

Кто виноват в бесправном положении чебоксарских педагогов и директоров школ?

4805

Как «пилят» школьное образование

Управление образования города Чебоксары
В разделе

Почему вместо обучения детей им приходится работать «завхозами» и «казначеями», а также бегать «по мелким поручениям», как будто они не работники образования, а чьи-то крепостные?

Сюжет: Коррупция

Мы уже привыкли жаловаться на упавшее качество школьного образования, на то, что педагогам стало как будто не до детей, однако не пытались взглянуть на ситуацию, так сказать, глазами учителей. Но теперь придётся, потому что ситуация с чебоксарскими учителями и директорами, кажется, зашла слишком далеко.

«Нас уволят в любой момент…»

В распоряжение редакции поступило письмо группы директоров школ г. Чебоксары, адресованное в том числе прокурору республики, главе Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики, а также руководству регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чувашской Республике. Мы не будем приводить здесь полный текст этого обращения, но нам кажется важным привлечь внимание к основным затронутым в нём проблемам, оказывающим влияние на систему школьного образования, а значит, на наших с вами детей.

Первая проблема, адресованная руководству Управления образования администрации г. Чебоксары – пренебрежение, грубость и игнорирование проблем директоров. В реальной жизни это выглядит, по словам директоров, примерно так: когда они приходят в Управление образования за оперативным решением насущных вопросов, им зачастую приходится ждать в приёмной по нескольку часов, тратя впустую время, которое должно быть посвящено работе с детьми. Но при этом директора и учителя постоянно вынуждены заниматься какими-то сторонними поручениями, не связанными с профессиональной деятельностью. Более того, руководство Управления образования может вызвать директора в любое время «на ковёр», даже если это поздний вечер или выходной день. И как на фоне такого обращения педагогам (а многие директора ещё и ведут уроки в своей школе) возвращаться к рабочему процессу?

Вторая проблема – психологическое давление, оказываемое на директоров, и методы, которые для этого используются. Похоже, что руководитель Управления образования собрал с директоров школ заявления об увольнении с открытой датой, и с тех пор они были вынуждены подчиняться любым его решениям под угрозой немедленного увольнения. Как говорится, невероятно, но факт… При такой «поддержке сверху» руководителям учебных заведений приходится работать в состоянии постоянно подвешенных на ниточки марионеток. О каком качестве образования в такой ситуации вообще может идти речь?! Получается, что занимаются директора школ не учебным процессом, а обслуживанием странных желаний своего руководства?

Школы ничего не могут, но за всё отвечают…

В результате такого отношения к директорам школ в Чебоксарах сложилась ситуация, когда в школах педсоставу стало буквально некогда учить детей. Директорам нельзя в полной мере отстаивать своё мнение, мнение родителей, педколлектива, интересы детей, заботиться о здоровой эмоциональной атмосфере в учебном заведении. Зато им по умолчанию вменили в обязанность затыкать хозяйственные дыры, образовавшиеся из-за цепочки более чем странных решений высшего руководства Управления образования администрации Чебоксар.

По теме

Именно поэтому в своём письме директора школ нашего города открыто обратились за помощью к руководству Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики, поскольку считают его последним оплотом своих интересов и настоящим авторитетом в сфере образования. Да, безусловно, министерство курирует другие вопросы – учебные методики, образовательные программы – и не оказывает прямого влияния на отношения директоров и Управления образования администрации города. Но педагоги надеются, что руководство министерства все-таки выскажет своё мнение о том, какими должны быть отношения между директорами школ и Управлением образования администрации. И решит, является ли упомянутое отношение к директорам школ нормальным методом управления образовательной отраслью. Потому что именно от ответов на эти вопросы зависит дальнейшее развитие всей системы школьного образования республики, а значит, и будущее наших детей.

Но вернёмся к балансу между бесправием школ и их тотальной ответственностью за всё происходящее в их стенах.

Пожалуй, последней «хозяйственной» каплей для директоров чебоксарских школ стала история с «электронными проходными».

Она, в общем-то, является наиболее наглядным примером вопиющей бесхозяйственности и произвола. Кратко о том, что произошло. В октябре 2017 года директорам школ города Чебоксары сообщили о начале закупок оборудования для систем «электронных проходных» в школах. И педагоги, и родители, конечно, очень обрадовались, ведь это современная «умная» система безопасности, которая позволяет родителям не волноваться о том, во сколько их дети пришли в школу и ушли из нее. Однако радость была недолгой… События с установкой системы стали развиваться весьма странным путём.

В ноябре того же года начались закупки оборудования систем контроля входа/выхода. Непонятно, с какой целью, но, судя по всему, руководство Управления образования дало жёсткие указания разбить закупки одинакового оборудования не только по школам в отдельности, но и внутри каждой школы: отдельно закупались сами турникеты, отдельно – их ограждения, отдельно – прочие необходимые для функционирования системы детали. Это выглядело ещё более странно по той простой причине, что у школ Чебоксар – единая централизованная бухгалтерия, позволяющая осуществить единую закупку! Более того, единая закупка могла бы снизить расход бюджетных средств за счёт более низкой закупочной цены на оптовый заказ. Тем не менее был отдан приказ разбить закупки по школам, а внутри школ – по отдельным элементам системы. Совершенно очевидно, что закупка дробилась искусственно.

Дальше события развивались ещё интереснее: закупки проводились у одного поставщика – ООО «Вексмарт», которое является посредником, вместо того чтобы закупать оборудование напрямую у производителя, что было возможно и логично.

Но это самое ООО «Вексмарт» было привлечено не только в качестве поставщика, эта же компания занималась и установкой турникетов. По свидетельству директоров школ, монтажные работы были выполнены с нарушениями, в том числе и техники безопасности: например, розетки были установлены внутри турникетов и подключены к системе электропитания с напряжением 220V вместо 12V! И без заземления! То есть компания, одобренная чиновниками сверху, своими руками создала в школе источник потенциальной опасности для детей, который мог привести к настоящей трагедии? Вообще, до сих пор невозможно выяснить, каким образом Управление образования могло поручить технологически сложные работы, связанные с электро- и пожаробезопасностью, компании, которая допускает такие «ошибки»? И почему никто не следил за должным качеством выполнения работ, за соответствием нормам безопасности? А ведь всех подобных проблем можно было избежать, если бы компания-подрядчик была выбрана в результате конкурса, как это положено по закону.

На ком настоящая ответственность за безопасность наших детей?

Похоже, что решение об осуществлении закупок именно у ООО «Вексмарт» было принято без проведения конкурса, фактически – в противоречии с федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По общему правилу, установленному этим законом, при осуществлении закупок используются конкурентные методы определения поставщика (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений). Выбор в итоге был сделан в пользу компании-посредника – как можно предположить, с более высокими ценами, чем у производителя. В этой ситуации есть все признаки коррупционной заинтересованности чиновников. Именно об этом говорит указание руководства Управления образования о дроблении закупок одинакового оборудования у одного и того же поставщика, в то время как правильным образом действий было бы объединить заказы всех школ. Существует арбитражная практика, согласно которой искусственное дробление единой закупки на множество более мелких, чтобы избежать публичных процедур (в отношении товаров одного вида, а также комплектующих товаров), является нарушением закона № 44-ФЗ. По нашему мнению, именно это и произошло с закупкой оборудования для «электронных проходных» в Чебоксарах.

Дальнейшая история больше похожа на трагикомедию: после установки с горем пополам закупленного оборудования выяснилось – не всё оно работает! Не может функционировать из-за нехватки важных деталей. На вопросы директоров о том, когда наконец-то будут закуплены недостающие элементы, был получен ответ: «денег в бюджете нет». Скорее всего изначально выделенных бюджетных денег хватило бы, если бы они не были странным образом разбазарены, причём в весьма непрозрачных обстоятельствах…

И вот уже с декабря 2017 года в школах города установлены зачастую неработающие турникеты, которые как минимум просто мешают проходу учеников и учителей, а как максимум – могут угрожать их здоровью и безопасности из-за многочисленных нарушений при установке. То есть даже те деньги, которые были потрачены на закупку оборудования, утекли практически впустую. Складывается поразительная картина небывалой безответственности – кто же виноват в такой ситуации? Пытался ли в неё вмешаться кто-то из руководителей, к которым обращались в своём письме директора школ? Была ли проведена прокуратурой проверка по фактам, изложенным в письме? Проверялись ли процедуры закупок, запрашивались ли соответствующие документы в Управлении образования? Каков результат этих проверок? И родители школьников, и педагоги с нетерпением ждут ответов на эти вопросы. Неужели и в предстоящем учебном году, который начнётся уже через два месяца, детей встретят всё те же неработающие железяки?

Чувашская Республика давно имеет репутацию края честных тружеников, которые готовы много и трудно работать для того, чтобы их дети жили лучше, легче и безопаснее. И жители Чебоксар сделают всё, чтобы вывести на чистую воду нечистоплотных «решальщиков», найти и назвать имена людей, ставящих под угрозу и безопасность школьников, и уважение к педагогам. И родителям, и директорам школ хочется обратить внимание руководства прокуратуры и ОНФ на сложившуюся ситуацию и надеяться на оперативное вмешательство в неё.

По материалам СМИ

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.07.2018 12:14
Комментарии 0
Наверх