Версия // Общество // Криминальные колл-центры теперь покушаются не только на деньги, но и на свободу своих жертв

Криминальные колл-центры теперь покушаются не только на деньги, но и на свободу своих жертв

32

Террор по звонку

Криминальные колл-центры теперь покушаются не только на деньги, но и на свободу своих жертв
В разделе

За последние годы телефонные мошенники заметно эволюционировали. Если раньше они ограничивались тем, что просто оставляли потерпевших без сбережений, то сейчас заставляют людей идти на тяжкие преступления. И во множестве случаев жертва преступников категорически не может объяснить, почему совершала по их указке те или иные действия.

Сюжет: Терроризм

Однако отсутствие объяснений не спасает от ответственности перед законом: так потерпевшие становятся невольными фигурантами уголовных дел, причём иногда даже целыми поколениями.

Недавно в столичном регионе разыгралась настоящая трагедия. Телефонные мошенники добрались до семьи из пяти человек и, похоже, сломали жизнь каждому из них. Эта история достойна того, чтобы быть рассказанной во всех подробностях. И стать ещё одним доказательством, какие опасности могут таить звонки злоумышленников.

Восьмого октября на телефон работающей почтальоном 37-летней матери двоих детей Ольги (имя изменено) поступил звонок с неизвестного номера. Женщина не заподозрила ничего плохого и ответила на вызов — с ней говорила девушка, представившаяся сотрудницей сотового оператора T2. Она сказала Ольге, что для продления сроков действия договора по тарифу той необходимо сообщить код из СМС, поступивший от сервиса t2.ru. Здесь важно отметить, что соглашение с оператором связи является, как правило, бессрочным. Но потерпевшая, очевидно, этого не знала. Ольга сообщила собеседнице код, после чего получила указание ждать в ближайшее время звонка от «специалиста техподдержки».

Вскоре с женщиной связалась «сотрудница портала «Госуслуги». Она заявила Ольге о взломе её аккаунта, совершённом якобы после того, как почтальон назвала код из СМС, и предупредила, что «злоумышленники» уже начали оформлять кредиты и микрозаймы на её имя. Затем, явно заставив потерпевшую паниковать, «сотрудница портала «Госуслуги» переключила Ольгу на «сотрудника Центробанка». И здесь ещё одно важное отступление: ЦБ не работает с гражданами как с клиентами и, соответственно, не имеет повода им звонить.

Лжесотрудник регулятора предложил женщине для спасения денег соблюдать все инструкции, никому, кроме мужа, ничего не сообщать, и продолжить общение только через отечественный мессенджер. С этого времени супруг Ольги Владимир (имя изменено) стал помогать жене выполнять все указания злоумышленников, не ведая, что они таковыми и являются. Мошенники потребовали разместить все сбережения семьи на «безопасных счетах». Ольга послушно за два дня через мобильные приложения в своём телефоне, а также в гаджетах мужа и старшего сына перевела преступникам почти 700 тысяч рублей. Но этим история только начиналась.

От эксперимента до теракта

Десятого октября «сотрудник Центробанка» убедил женщину оформить кредит в 300 тысяч рублей на её мать, чтобы и эти деньги вывести на «безопасный счёт». И снова важное примечание: ни «безопасных», ни «защищённых», ни «особых» счетов, якобы рассчитанных на спасение денег от мошенников, попросту не существует. А значит, любой, кто обращается к вам с предложением перевести на них деньги, является мошенником.

Супругам вместе со старшим сыном Игорем (имя изменено) пришлось ехать к родственнице в соседний город, но там их ждало разочарование — банк не стал одобрять кредит. Тогда мошенники убедили семью собрать в доме всю наличность — нашлось 35 тысяч рублей — и вывести их на счета, номера которых и сообщили.

По теме

В тот же день Ольге поступил очередной звонок от «сотрудника Центробанка», теперь уже предложившего семье принять участие в следственном эксперименте, чтобы «выйти на мошенников». И опять важное примечание: правоохранители обычно вызывают граждан для проведения следственных действий повестками, а не звонками на мобильный. Кстати, гражданин может проверить, действительно ли его собеседник является силовиком, обратившись на «горячую линию» соответствующего госоргана.

Однако супруги приняли предложение за чистую монету и согласились на «следственный эксперимент», даже не удивившись, насколько странно он выглядит. Следуя инструкциям злоумышленников, Ольга и Владимир купили бензин, чтобы поджечь свою машину, за которую им пообещали компенсацию, в общественном месте. Семья в полном составе с топливом и на авто вскоре оказалась на стоянке возле супермаркета. Мошенники поручили отправить мать Ольги с детьми на такси домой и стали ждать, когда муж с женой исполнят замысел. Владимир какое-то время пытался отговорить супругу от поджога, опасаясь, что пострадает чужое имущество, потерпел в уговорах неудачу и покинул место «эксперимента». В итоге Ольга справилась сама и, по прибытии пожарных, ушла со стоянки, как того и требовал голос в трубке.

Наступил следующий этап «следственного эксперимента». Исполняя указания злоумышленников, Ольга — параллельно ведя видеосъёмку — приобрела в ближайшем магазине стеклянную бутылку, тряпку, женские средства гигиены и две бутылки с жидкостью для розжига. Затем женщина вместе с вернувшимся за ней мужем направилась в лесополосу, где Владимир изготовил взрывную смесь. «Сотрудник Центробанка» указал, куда супругам теперь следовало идти — к ближайшему офису Сбера. Мол, там находятся мошенники, которых необходимо выманить, бросив бутылку с зажжённым фитилём в дверь учреждения. После чего, как утверждал «сотрудник Центробанка», испуганные негодяи выбегут на улицу, где будут пойманы полицией. Так супруги станут героями и получат вознаграждение в размере одного миллиона рублей.

Владимир отказался бросать бутылку, побоявшись, что будут пострадавшие. Тогда за дело взялась Ольга, но кинула снаряд не в дверь, а на крыльцо, предполагая, что оно не загорится и пожара не возникнет. Но «сотрудник Центробанка» был настойчив и попытался заставить женщину совершить третий поджог и повредить чужую машину. Тут в истории наступила развязка: почтальон была задержана сотрудниками полиции. Впоследствии она рассказывала на допросах, что была осведомлена из СМИ о телефонных мошенниках и их схемах работы, но так и не смогла объяснить, как преступники всё же смогли ввести её в заблуждение.

Насколько известно, сейчас все совершеннолетние члены семьи, о которой был этот рассказ, задержаны. Возбуждено уголовное дело по статье терроризм, которая предусматривает наказание от двенадцати до двадцати лет в том случае, если деяния совершались «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». И теперь жизни скольких людей могут быть сломаны в результате очередной преступной операции?

Справка

Банк России ежегодно проводит опрос, составляя портрет пострадавшего от действий кибермошенников. Согласно последнему по времени исследованию, охватившему 429 тысяч респондентов, в 2024 г. жертвами преступников чаще всего становились работающие женщины со средним уровнем дохода и средним образованием, в возрасте от 25 до 44 лет, проживающие в городе и имеющие постоянную занятость. В 2023-м среди пострадавших доля женщин была существенно, на 11%, выше доли мужчин, но в прошлом году этот разрыв сократился на 5,2%). В общей сложности доля женщин среди пострадавших составила 52,6%, мужчин — 47,4%.

Чаще всего мошенники связывались с жертвами по телефону или через СМС (45,6%), в мессенджерах (15,7%), соцсетях (10,3%), по электронной почте (7,7%), через получение доступа к аккаунтам на «Госуслугах» (7%).

Как установил ЦБ, наибольший интерес для мошенников представляют экономически активные люди, часто пользующиеся банковскими сервисами, в возрасте 25–44 лет (36% пострадавших) и 45–64 лет (27,5%). Среди опрошенных от 65 лет и старше пострадали 16,6%.

По теме

У большинства жертв (55,3%) мошенники похитили до 20 тыс. руб., у 20,3% — от 20 тыс. до 100 тыс. руб. у 13% — от 100 тыс. до 500 тыс., у 5,9% — до 1 млн, у 5,5% — ещё большую сумму.

Пытаясь спасти сбережения, пострадавшие чаще всего обращались в свой банк (почти 42,8%), полицию (30%) и ЦБ (3,9%). Никуда не обращались 18% жертв, причём годом ранее таковых было гораздо больше — 27%.

Украинский след

«Наша «Версия» в №38 уже приводила экспертную оценку Сбера, согласно которой до 90% мошеннических звонков российским абонентам совершается с территории Украины. Там действует примерно четыре сотни криминальных колл-центров, распределённых по нескольким крупным городам — это Днепропетровск, Киев, Харьков, Одесса, Запорожье и так далее. Работали телефонные мошенники и в Бердянске — начиная с июля 2021 года сотрудники колл-центра атаковали граждан России и успели нанести им доказанный ущерб на сумму, превышающую 300 млн рублей. Однако в марте 2022-го российские войска освободили этот город и прекратили преступный «бизнес».

Примечательно описание этого колл-центра. Он находился в одноэтажном, не особо заметном помещении без вывесок, с закрытыми окнами, но в сотне метров от центра Бердянска и в непосредственной близости от здания Управления государственной службы охраны при ГУМВД Украины. В соседнем доме располагался хостел «Чили», где жили иногородние сотрудники колл-центра. Также рядом была вся необходимая инфраструктура для комфортного существования — продуктовые магазины, аптеки, торговый центр. В колл-центре обнаружили 70 рабочих мест, оборудованных всем необходимым — компьютерами с гарнитурой, также в офисе были найдены счётчики купюр, сейф для хранения денег и шредер для уничтожения документов. На одной из стен помещения красовалась свастика. Как было установлено, в бердянском колл-центре посменно работало до 300 сотрудников, совершавших около 5 тысяч звонков в сутки. В основном мошенники атаковали клиентов ВТБ и «Альфа-банка», реже — Сбера. Но были найдены и многочисленные материалы, содержащие логотипы белорусских финансовых организаций, так что жертвами бердянских мошенников могли быть и граждане соседней республики.

Однако три сотни сотрудников на один колл-центр — лишь вершина криминального айсберга. Помимо них в мошеннический бизнес прямо или косвенно втянуты без преувеличения тысячи пособников. Компьютерные фирмы продают телефонному криминалу необходимое оборудование с последующим его обслуживанием. Риэлторы подыскивают под колл-центры помещения — арендная плата за такие «предприятия» на 30-40% выше среднерыночной. Службы доставки еды выполняют заказы многотысячной мошеннической мафии. Причём есть сведения, что по рабочим дням колл-центры обслуживаются почти половиной сотрудников сервисов «Глово» и «Ракета».

Но вернёмся к Бердянску. Вместе с трофейным колл-центром и его оборудованием эксперты получили огромный массив информации, позволявший понять, как устроена мошенническая индустрия. Аналитики Сбера изучили более 14 Тб данных и смогли, к примеру, определить каналы получения данных о гражданах России, сценарии диалогов с жертвами обмана и другие сведения о работе телефонных преступников. Что касается упомянутых сценариев, то бердянские мошенники использовали более 150 скриптов разговора, а отдельные методички полагались при работе со «сложными клиентами».

По теме

В целом, следует констатировать, что схемы обмана жертв за последние годы стали многоэтапными и растянутыми во времени. Диалог с «клиентом» — что со всей очевидностью и показала описанная выше драма одной семьи — мог продолжаться в течение нескольких дней. В отдельных случаях злоумышленники даже повторно обращались к уже обманутым гражданам, чтобы снова провернуть свои грязные трюки.

Многообразие опасности

В 2021 году мошенники активно использовали подмену городских номеров (495/499), звоня гражданам от имени коммерческих банков. Основной целью преступников было хищение сбережений граждан. Ежедневно фиксировалось до 2 млн. подобных звонков.

В 2022 году мошенники начали подменять мобильные номера (903/916) и стали представляться сотрудниками Банка России и федеральных органов исполнительной власти. Помимо кражи сбережений, они стали убеждать граждан оформить кредиты и перевести полученные средства на «безопасные счета». Количество мошеннических звонков выросло до 5 миллионов в сутки.

В 2023 году мошенники освоили облачные АТС и SIM-боксы — устройства, позволяющие объединять десятки сим-карт и управлять ими удаленно. Всё чаще они звонили людям от имени правоохранительных органов, а масштабы преступлений расширились: фиксировались кражи не только сбережений и кредитных средств, но и недвижимости. Количество мошеннических вызовов достигло 8 миллионов в день.

С 2024-2025 годов мошенники используют облачные АТС, SIM-боксы и мессенджеры, также применяют технологии дипфейков — создают аудио- и видеозвонки с имитацией голоса и внешности руководителей, коллег, родственников и друзей жертвы. И цели становятся всё разнообразнее: мошенники не только похищают у потерпевших сбережения и недвижимость, но и склоняют их к хулиганству, актам терроризма, а ещё стали уделять внимание детям используя их для доступа и кражи имущества родителей.

Аналитика Сбера

Реки данных

Но откуда у мошенников такой массив информации о потенциальных жертвах? Как было установлено в бердянском колл-центре, эти данные представляли собой компиляцию из утечек, получивших огласку в СМИ — так, известно о хищениях данных у СДЭК, торговой сети «Красное и Белое», сервиса «Яндекс.Еда». Вероятно, были и таргетированные атаки на базы клиентов упомянутых выше банков — ВТБ, «Альфа-Банка» и Сбера. Всего в распоряжении преступников оказалось свыше 30 млн. строк нужных им сведений.

Если последних не хватало, злоумышленники собирали дополнительные данные о будущей жертве. Обычно — в телеграм-ботах, специализирующихся на продаже информации из различных украденных баз данных и готовых предоставить исчерпывающую информацию о ком-либо буквально по номеру его телефона. В своё время нашумел заблокированный уже бот «Глаз Бога», в котором, зная мобильный человека, можно было получить сведения о нём из соцсетей типа ВКонтакте или «Одноклассников», досок объявлений Avito-2015722524 и прочих, мессенджеров — WhatsApp, Telegram. Бот позволял даже снять биометрию — записать голос будущей жертвы. Но и без «Глаза Бога» у криминала достаточно способов, чтобы узнать о человеке буквально всё. По данным Сбера, в даркнете подобные услуги оказывает с дюжину площадок.

То есть преступникам достаточно иметь минимальный набор первичных данных о цели, чтобы дополнить его деталями и затем создать у атакуемого гражданина полную иллюзию того, что он разговаривает с действительно информированным собеседником — «следователем», «полковником ФСБ», «сотрудником Центробанка».

Пожалуй, пока наиболее эффективным способом противостоять столь изощрённому преступлению, как телефонное мошенничество, доступным гражданину, является способность к критическому мышлению. Но и она, как видно, иногда способно надолго покинуть жертву злоумышленников.

Кстати

По данным ЦБ, в 2024 году на 3,2% стало больше людей, которые совершили какое-либо действие под влиянием мошенников. Впрочем, как показывает жизнь, переход по ссылке или передача паспортных данных — ещё не самое серьёзное деяние, к которому преступник может склонить свою жертву по телефону. Кражи у родственников, порча чужой собственности, атаки на госучреждения, расцениваемые как теракты — вот лишь малая часть того, к чему принуждают граждан злоумышленники.

При подготовке статьи были использованы материалы расследования «Колл-центр «Бердянск». Телефонные мошенники и схемы обмана»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.10.2025 13:20
Комментарии 0
Наверх