Версия // Культура // Государство теряет на провальных фильмах сотни миллионов рублей

Государство теряет на провальных фильмах сотни миллионов рублей

98

Киношлак

Государство теряет на провальных фильмах сотни миллионов рублей (скриншот: VK Видео-ВСЕ ТРЕЙЛЕРЫ)
В разделе

Оглушительным провалом закончилась премьера фильма «Толерантность», отчего его уже назвали худшей работой отечественного кинематографа. Впрочем, художественные характеристики пусть дают критики. Мы же зададимся другим вопросом: почему создание «патриотического» кино, похоже, стало денежной кормушкой, питающей всех, кроме основного заказчика – государства?

«Фильм «Толерантность» – это предупреждение о том, что политика, которую проводят правительства стран Европы, в будущем приведёт к уничтожению культуры и религии. А отказ от традиционных духовных, христианских и семейных ценностей приведёт к коллапсу европейских народов» – так презентовали картину, главную роль в которой исполнил Захар Прилепин. Вместе с ним на экране засветились другие известные актёры – Александр Лыков, Михаил Полицеймако и Сергей Чонишвили. Однако ни актуальный сюжет, ни актёрский ансамбль не смогли привлечь зрителя. Как пишут СМИ, за первые четыре дня проката «Толератность» собрала всего 76,4 тыс. рублей при средней посещаемости три человека на сеанс. Возможно, зрители решили, что нет смысла платить деньги за то, что и так бесплатно можно посмотреть на центральных телеканалах (в фильме постоянно обсуждается засилье в Европе сексуальных меньшинств, насилующих европеек, мусульманских беженцев и т.д.). За следующие две недели «Толерантность» посмотрели ещё 118 человек, отчего прокатчики решили снять картину. Её общие сборы составили порядка 1335 долларов, что стало абсолютным антирекордом для отечественного кинематографа. По примерным подсчётам, съёмка «Толерантности» обошлась в 200 млн рублей. Доля участия государства не раскрывалась, однако упоминание, что съёмки картины проходили при поддержке Минкультуры РФ, свидетельствует о том, что без бюджетных денег не обошлось.

Полгода назад похожим образом завершился прокат фильма «Роднина», рассказывающего биографию знаменитой советской фигуристки, а ныне депутата Госдумы. При бюджете в 825 млн, 275 из которых были выделены из Фонда кино, собрать удалось только 205 миллионов. Не окупился и разрекламированный фильм «Свидетель»: при бюджете в 180 млн (из них 100 млн – невозвратные) первая картина, посвящённая СВО, собрала 14,3 млн рублей. Чуть лучше «выстрелил» фильм «Однажды в пустыне», рассказывающий о российских военнослужащих в Сирии: имея бюджет в 543 млн рублей (из них 380 млн – невозвратные), он принёс 43 миллиона. И даже хорошо встреченный публикой «В списках не значился» с Владимиром Машковым в главной роли не смог окупить себя: из миллиардного бюджета, в котором 400 млн профинансировало государство, удалось вернуть только 644 миллиона.

Объяснения этому явлению приводятся разные. Одни говорят, что зрители-де устали от окружающей их военной тематики – недаром основную кассу собирают непритязательные весёлые фильмы вроде «Чебурашки» или «Летучего корабля», принёсших более миллиарда рублей каждый. Другие ссылаются на подорожавшие билеты – мол, сегодня поход семьёй в кино становится многим не по карману. Тут не поспоришь – средняя стоимость билета сегодня достигла 438,8 рубля. Однако куда более вероятной выглядит точка зрения кинокритика Давида Шнейдерова. Проблема не только в стоимости билетов и в навязываемой патриотической тематике, полагает он. Дело в том, что само кино снято плохо. Прежде кинематографисты были вынуждены соревноваться с идущими на экранах страны голливудскими фильмами, а теперь соперничество исчезло. Но главная беда в том, что и стараться киношникам нет смысла. «У нас и так продюсеры зарабатывают не на прокате, а на производстве картин. Они получают свои деньги в процессе создания фильма, и сборы их мало волнуют», – отмечает Шнейдеров, полагая, что «создатели попросту украдут деньги, выданные на патриотическое кино».

В самом деле, если отдавать выданные из бюджета деньги не нужно, зачем лезть вон из кожи? Съёмочная команда всё равно заработает (день работы актёра первой величины может стоить до 250 тыс. рублей). А то, что государство теряет на провальных картинах суммы, сравнимые с бюджетом среднего региона, никого в Минкультуры, похоже, не волнует. Или так и задумано? Ведь патриотический сюжет – это гарантированная возможность освоить средства. Может быть, пора уже пересмотреть правила и установить финансовую ответственность продюсеров? Хуже ведь всё равно не будет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.10.2025 10:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх