Версия // Общество // Цифровые рабы против бумажных динозавров: кто исчезнет первым

Цифровые рабы против бумажных динозавров: кто исчезнет первым

43

Сири против Даля

Цифровые рабы против бумажных динозавров: кто исчезнет первым (фото: commons.wikimedia.org/ Jernej Furman)
В разделе

Сила поколения 20+ в умении быстро ориентироваться в информационном потоке и использовать современные инструменты для решения задач. Сила поколения 40+ в критическом мышлении, привычке проверять источники и стремлении к глубине понимания. Сможем ли мы понять друг друга?

Как гром среди ясного неба голос подруги в телефоне: «Оксан, ты свой припев слышала? Там ошибка». Не дышу, включаю трек, слушаю. И да, конечно же! В панике пишу на лейбл, срочно прошу отменить отгрузку, ругаюсь, как умею, на всех причастных, надо перезаписать строчку. И получаю совершенно удивительный ответ от менеджера, молодого человека поколения 20+: «А чего вы волнуетесь? ChatGPT говорит, что так можно. Нет ошибки».

«Простите, кто говорит? Какой GPT?» – у меня в руках учебник русского языка старшей дочери, я же отличницей была…

Чтобы вы понимали, я обсуждаю фразу «дать сдачу/ дать сдачи». Я точно помню, что на кассе дают сдачу. А дать сдачи надо во дворе, ежели вдруг… Но ChatGPT непреклонен: как хотите, так и пойте. Спасибо, что хоть «грушЫ» не предлагает написать через «Ы».

Я понимаю, что в творческом процессе можно потерять контроль. Бывает и так, что поёшь в микрофон и «съедаешь» первую букву слова. Оттого важно всё переслушать, и не одними ушами. Но тут все мы пропускаем этот момент. Так бывает, устали, непростая была запись. Не унываю и звоню учителю русского языка, рассказываю ситуацию. Она берёт паузу, проверяет по справочнику, собирает коллег – и мы понимаем, что мы все за олдскул и за один вариант написания.

Почему же мы не смогли понять друг друга? Ответ прост: столкнулись два разных поколения: 20+ и 40+. У нас разное «цифровое» воспитание, сформировавшее различные модели доверия и познания мира.

Поколение 20+ (цифровые аборигены). Эти люди родились и выросли в окружении интернета, смартфонов и алгоритмов. Для них технологии – не инструмент, а естественная среда обитания.

1. Привычка и доступность.

«Всегда под рукой»: смартфон с выходом в интернет стал продолжением их руки. Ответ на любой вопрос можно получить за секунды, сделав пару кликов. Книга или словарь требуют физического наличия, поиска на полке и времени.

Есть такая статистика: мировой трафик Chat GPT вполовину уменьшился после начала школьных каникул. Представляете, скольким детям ИИ делает домашку?

Интеграция в жизнь: искусственный интеллект (ИИ) и алгоритмы уже встроены во все сферы их жизни – от рекомендаций в онлайн-кинотеатрах и музыки до навигации в картах и умных помощников (Siri, Алиса). Они привыкли делегировать задачи машинам.

2. Доверие к технологиям.

Вера в объективность алгоритма: многие молодые люди подсознательно считают, что машина менее предвзята, чем человек. У неё нет эмоций, усталости или личного мнения, способного исказить факты.

По теме

Скорость и эффективность: ИИ может мгновенно обработать гигабайты информации, выдать обобщённый ответ, перевести текст, сравнить данные. Это невероятно эффективно для решения повседневных задач.

3. Особенности потребления информации.

Клиповое мышление: выросшие в эпоху соцсетей, они привыкли получать информацию быстро, сжато и в удобной форме (инфографика, короткое видео, тезисы). ИИ идеально подходит для этого, выдавая концентрированные ответы.

Необходимость не в глубине, а в быстром ответе: часто нужен не глубокий анализ, а просто факт: какая погода завтра, как работает этот процесс, краткая биография писателя.

Поколение 40+ (цифровые иммигранты). Эти люди (то есть я и многие из нас, читателей этой статьи) застали мир без повсеместного интернета. Помните, как мы дозванивались по модему в интернет через городской телефон? Базовые навыки поиска и проверки информации формировались в аналоговую эпоху.

1. Сформированные паттерны поведения.

Классическое образование: мы работали с первоисточниками, библиотечными каталогами, сносками и справочниками. Это глубоко укоренившаяся и проверенная годами модель обучения.

Физический опыт: книга – это не просто носитель информации. Это тактильный опыт: запах бумаги, шелест страниц, возможность делать пометки на полях. Это создаёт ощущение фундаментальности и надёжности.

2. Критическое восприятие и осторожность.

Понимание процесса проверки: книга или энциклопедия перед публикацией проходят строгий редакционный контроль, проверку фактов и рецензирование. Происхождение информации понятно и авторитетно.

Недоверие к анонимности интернета: каждый пишет там, что хочет. Они скептически относятся к информации из непроверенных источников, блогов или форумов. Откуда ИИ берёт данные? Кто его научил? Не ошибся ли он?

Страх перед ошибкой: осознание, что алгоритм может быть необъективен, использовать недостоверные источники или просто «галлюцинировать», заставляет их перепроверять информацию в традиционных источниках.

3. Разный подход к поиску.

Для 40+ поиск – это процесс, который может занять время, но он даёт более глубокое понимание. Листая словарь в поисках одного слова, они невольно видят соседние понятия, погружаются в тему глубже. Для 20+ поиск – это моментальный результат. Ценность заключается в скорости достижения цели.

Оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны. «Мы такие разные, но мы всё равно вместе», – вспомнилась цитата. И живём в интересное время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.09.2025 08:00
Комментарии 0
Наверх