Версия // Общество // Коучи-самоучки атакуют психику россиян

Коучи-самоучки атакуют психику россиян

3194

Мозгохак

Коучи-самоучки атакуют психику россиян
(фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ)
В разделе

Пандемия сильно ударила по психике людей. Примерно каждый четвёртый столкнулся с депрессией или тревогой, подсчитали исследователи. ВОЗ призывает страны расширять психологическую помощь населению. В России тем временем расцветает новая сфера услуг, представители которой мастерски умеют запудрить мозг оказавшемуся в трудном положении клиенту. Разумеется, ради того, чтобы получить его деньги.

Явление «инфоцыганства» известно ещё с досетевых времён. Помните брошюрки под условным названием «Как стать миллионером», которые продавались в середине 90-х на вокзалах и в переходах? Писали их, конечно же, вовсе не миллионеры. С расцветом интернета всевозможное «инфоцыганство» расцвело буйным цветом и в гуру потянулись даже те, кто не умеет грамотно писать. Учить других жизни берутся все, кто умеет включать камеру смартфона. А «инфоцыганами» называют тех, кто не стесняется просить за это деньги.

Всё это было смешно, пока гуру-недоучки рассказывали, как сделать ремонт, вырастить рассаду или расставить мебель в квартире. Хуже стало, когда они взялись за обучение финансовым делам. И вот теперь целая армия недоучек берётся решать психологические проблемы своих клиентов.

Инкубатор «инфоцыган»

Пожалуй, самый известный инфобизнес в России построила компания «Бизнес Молодость», существовавшая с начала 2010-х. Суть деятельности компании состояла в том, что желающих заняться бизнесом и разбогатеть собирали в зале и «мотивировали на успех».

Один из её сооснователей, Пётр Осипов, ещё в студенческие годы занимался политологией, работал в предвыборных штабах и оттачивал ораторское мастерство. Первой его постоянной работой была продажа курсов дополнительного образования для школьников. Другой партнёр, Михаил Дашкевич, учась в ВШЭ, работал маркетологом в разных компаниях. Оба гордились, что в свои 20 с небольшим лет сумели зарабатывать в Москве по 100–150 тыс. руб­лей, и решили провести для студентов семинар о саморазвитии. А заодно и продали им за 5 тыс. в месяц членство в клубе, которого ещё даже не существовало. Тренеры по­обещали, что будут «разбирать их кейсы» – помогать сделать сайт, настроить рекламу и конвертировать заявки в продажи. На встречи записались 30–40 студентов – «ребята 18–21 года, которые хотели чем-то заниматься, но не понимали, с чего начать». Так начался инфобизнес.

У Осипова и Дашкевича есть и поклонники, есть и критики. Вот один из отзывов: «Вместо бизнес-знаний я получил несколько занятий по цигуну и боксу, разговоры про чакры и воспитание детей». При этом очевидно, что «Бизнес Молодость» стала настоящим инкубатором «инфоцыган». Компания использовала «кейсы» своих учеников, чтобы рассказывать о своих успехах. Некоторые ученики с ра­достью подыгрывали тренерам, заливаясь соловьём о полученной мотивации, которая привела их к великому успеху. За это они получали раскрутку через рекламу компании, что привлекало подписчиков в их соцсети, и уже сами становились гуру.

Легко заметить, что подобные коучи мало внимания уделяют собственно вопросам построения бизнеса. Здесь не будет ни экономических формул, ни основ бухучёта и никто не будет рассказывать об особенностях рынка рекламы или персонала в определённом регионе. Упор делается на саморазвитие, самомотивацию и манипулирование людьми в отношениях. По сути, коучи-«инфоцыгане» недалеко ушли от учения Дейла Карнеги, который опубликовал свою книгу «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» в 1936 году.

По теме

В 2020 году компания закрылась, сославшись на проблемы в связи с пандемией. По подсчётам «Форбс», выручка её юрлиц только в 2018 году составила около 1 млрд рублей.

Инста-терапия

Именно успех «Бизнес Молодости» породил толпу её последователей, которые стали рассказывать уже вовсе не о бизнесе, а о психологии и семейных отношениях. Понятно, что «учения» этих деятелей – компиляция самых разных теорий. Здесь тебе и кришнаитство, и конфуцианство, и цигун, и что-то ведическое… А замануха для клиентов одна: поможем тебе устроить личную жизнь и обрести счастье, только купи наш курс или «марафон»! Особенно много таких предложений в Instagram*, и рассчитаны они в основном на женскую аудиторию. Вот два отзыва на лекции одного из популярных ведических гуру, называющего себя Сатья дас. «Простота подачи материала, искромётный юмор, возможность задать вопрос и получить ответ, дельные советы, приятное времяпрепровождение». «Его учение – сплошное надувательство. В соцсетях блокирует всех, чей комментарий отличается от его взглядов. Оставляет только тех, кто поёт ему дифирамбы. Даже если человек не наезжал, а просто высказал своё мнение. Цель у него одна – прославить известную секту...» Легко заметить: кто приходит послушать гуру, чтобы просто расслабиться и посмеяться, остаются довольны. А вот люди, которые по-настоящему нуждаются в помощи, либо осознают, что зря потратили время, либо ломают свою жизнь, опираясь на сомнительные принципы. Вот ещё один отзыв: «Встречался с девушкой год, хотели съехаться. Я кольца купил, думал сделать предложение через пару недель, на 14 февраля. Девушка насмотрелась этих лекций и начала активно применять в жизни. Как итог – после года отношений она заявила мне: я тебя больше не кормлю, не обнимаю, на порог не пускаю и т.д. Всё после свадьбы. Теперь ты должен год минимум меня добиваться наравне вон с теми моими ухажёрами и т.д. и т.п. Повторяла всё, как он советует, слово в слово да вбила себе это в голову. И наговорила кучу оскорбительных глупостей вдобавок. В общем, кольца я сдал обратно в магазин, и теперь у меня другая девушка».

Впрочем, чему тут удивляться – если верить сообщениям в Сети, по образованию Сатья повар. Какая уж тут психология.

Коуч или психдиспансер?

Однако лекции и тренинги – это ещё не самая большая боль. Да, кто-то может поддаться бредовым идеям, но никто не мешает найти более достойного лектора. Совсем другое дело, когда человек обращается за индивидуальной психологической помощью, а получает вместо этого общение с самоучкой. Во время пандемии услуги психотерапевтов стали весьма востребованы. Сеанс стоит от 2 до 5 тысяч. Человеку, прочитавшему несколько книг по психологии, эти деньги могут показаться лёгким заработком. И судя по всему, среди онлайн-психологов полным-полно самоучек. Вот ответ одного из психологов на интернет-форуме по поводу необходимости диплома в работе: «За 15 лет у меня диплом индивидуальные клиенты не спрашивали никогда, организации, как у бизнес-тренера, не больше трёх-четырёх раз (кстати, как раз бизнес-тренеру совершенно не обязательно быть психологом по образованию). Когда в 2001 году принёс в налоговую справку, что я студент-психолог, на меня буквально вскинулись: уберите, мы не имеем права никаких подтверждающих документов требовать. И так до сих пор: работа психолога не лицензируется (в отличие от медицинской деятельности)».

Зачастую клиентов даже не приходится обманывать поддельными дипломами психологических вузов (хотя проверить его подлинность онлайн подчас невозможно). Для таких случаев всё уже налажено. Открылось множество школ для коучей, которые проводят некие курсы и выдают своим ученикам сертификаты. В них написано, например, так: «Коучинг в индивидуальном психологическом консультировании» с присвоением квалификации «Специалист по коучингу (коуч)». Курс длится три-четыре месяца, занятия, как правило, проводятся удалённо. Цена вопроса – около 20 тыс. рублей. И после этой подготовки человек с чистой совестью – он ведь отучился! – начинает частную практику. Самое востребованное направление – семейные отношения. Как удержать супруга, как пережить измену и т.д. и т.п. Есть огромная вероятность, что к коучу придёт клиент с депрессией и неврозом, которого нужно лечить препаратами под наблюдением психиатра. Переадресует ли он того в психдиспансер? Вопрос скорее риторический.

Таким образом, на головы россиян под соусом «саморазвития» сначала обрушивается какая-то дикая смесь доисторических философий, а потом в случае психологических проблем на помощь приходят психологи-недоучки. Будет удивительно, если к концу пандемии мир окончательно не сойдёт с ума.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.01.2022 12:00
Наверх