Сегодня наш обзор затронет три свежих премьеры: драматический триллер «Конклав», семейную рождественскую приключенческую комедию «Миссия: Красный» и биографическую военную драму «Великая».
Конклав
(18+)
Реж. – Эдвард Бергер
В ролях – Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Джон Литгоу, Изабелла Росселлини, Яцек Коман, Лусиан Мсамати, Бруно Новелли, Томас Лойбл, Брайан Ф. О’Бирн
Производство – Великобритания, США
Драматический триллер с политико-религиозной окраской от Эдварда Бергера, режиссера замечательной военной драмы «На Западном фронте без перемен». Фильм является экранизацией одноимённого романа Роберта Харриса.
Римский папа неожиданно умирает. Ватикан замер в преддверии выборов нового понтифика. Организация проведения референдума легла на плечи кардинала Лоуренса (Рэйф Файнс). В процессе подготовки мудрый кардинал погружается в перипетии заговоров и интриг, которые ведут несколько группировок кардиналов, каждая из них ставит целью привести к власти своего ставленника.
Эдвард Бергер долгое время был малоизвестным немецким режиссером родом из Саксонии. На родине он снял несколько артхаусных драм, а перебравшись в Голливуд, отправился прямиком не телевидение снимать сериалы. Прорывным моментом в его биографии стало сотрудничество с Netflix, которые не побоялись дать денег малоизвестному режиссеру на амбициозную экранизацию классического романа Ремарка. Фильм завоевал четыре статуэтки Оскар, в том числе как лучший фильм на иностранном языке. Бергера засыпали предложениями, среди которых он выбрал работу над «Конклавом».

В отличие от его предыдущего фильма, «Конклав» очень тяготеет к камерности. Действие фильма ограничено несколькими днями, а происходит всё за закрытыми дверями. Насколько фильм аутентичен – вопрос открытый, но выглядит всё достаточно серьёзно, без прикрас или придирок. В любом случае наблюдать за тем, как происходят выборы нового папы Римского – занятие как минимум любопытное. Сюда же стоит отнести сюжет, который старается быть максимально реалистичным, без коварных заговоров или тайных влиятельных обществ в стиле Дэна Брауна. Нет, ничего подобного здесь вы не увидите. Здесь минимум фантазии, лента старается быть больше реалистичной, чем развлекательной. Конечно, это не вариация на тему реальных событий, как, например, отличная драма «Два папы», которая рассказывает о том, как бывший и будущий Римские папы ведут занимательные беседы. «Конклав» полностью выдуманная история, которая к реальности отношения не имеет. Но очень и очень может такое быть.

«Конклав» целиком и полностью диалоговая картина, где глазами главного героя зритель погружается в мир интриг далеко не серых кардиналов. Либералы выступают за то, чтобы церковь под руководством нового папы шла в ногу со временем и отходила от средневековых догм (таковым является нынешний курс Католического мира благодаря усилиям папы Франциска) и реакционисты, которые хотят вернуть старые порядки и атмосферу тотальной нетерпимости. Кардинал Лоуренс отвечает за проведение церемонии, но также является одним из кандидатов на святейший престол. Хотя сам он открыто говорит о том, что не готов стать новым иерархом.

Создатели подобрали отличный актёрский ансамбль, главной скрипкой которого стал великолепный Рэйф Файнс. Кардинальская сутана превосходно подошла к его внешности. Надо ли говорить, что Файнс без особого труда сумел заставить зрителя прочувствовать терзания его персонажа и тем самым стать для аудитории ближе? Замечательная актёрская игра Рэйфа Файнса делает для этого фильма очень многое. Среди напарников Файнса по съёмочной площадке можно выделить Стэнли Туччи и Джона Литгоу. Забежала на огонёк и звезда европейского независимого кино Изабелла Росселлини.

Отдельным моментом выделяется внешний вид ленты. Оператор сделал всё, чтоб картинка была красивой. Некоторые моменты специально смакуют интерьеры Сикстинской капеллы, детально проработанные облачения кардиналов, архитектуру и статуи. Ватикан, как-никак, а само сердце Италии. Поэтому Эдвард Бергер постарался, чтобы в воздухе витал тот самый неуловимый шарм, который можно прочувствовать в лентах Паоло Соррентино. С той же тягой к стилю и красоте. Визуальная красота фильма нивелирует его монотонность и затянутость в глазах неподготовленного зрителя.

Эпикриз: если вам действительно интересно, как могут происходить выборы римского папы, то лучше этого фильма вам никто это не покажет. Поклонникам политических триллеров и диалоговых драм с большой тягой к реализму рекомендуем, остальные могут заскучать при просмотре.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Миссия: Красный» (2024), реж. – Эдвард Бергер.
Миссия: Красный
(12+)
Реж. – Джейк Кэздан
В ролях – Дуэйн Джонсон, Крис Эванс, Люси Лью, Дж.К. Симмонс, Бонни Хант, Кристофер Хивью, Кирнан Шипка, Мэри Элизабет Эллис, Уэсли Киммел
Производство – США, Канада
Семейное приключенческое комедийное рождественское фэнтези, снятое Джейком Казданом («Очень плохая училка», «Домашнее видео», «Джуманджи: Зов джунглей», «Джуманджи: Новый уровень» и др.)
Санта-Клаус (Дж.К. Симмонс) долгие годы занимается тем, что приносит детишкам по всему миру подарки на Рождество. Помогает ему в этом целая организация, состоящая как из людей, так и из сказочных существ. За безопасность Санты отвечает специальная служба, главой которой является Каллум Дрифт (Дуэйн Джонсон). Однажды под Рождество Каллум решает оставить свою работу, но тут как тут злоумышленники похищают Санту. Разыскать его Каллуму должен аферист-наёмник по имени Джек (Крис Эванс), который с детства не верит в Санту.
Когда-то в 2011 году в прокат вышел мультфильм, который назывался «Секретная служба Санта-Клауса». Он рассказывал, как в современном мире Санта-Клаус успевает за одну ночь разнести почти два миллиарда посылок детям и взрослым. И если отбросить сюжетные подробности, то «Миссия: Красный» берёт в свою основу то же, что и этот хороший мультфильм. К сожалению, при всех своих достоинствах «Секретная служба Санта-Клауса» провалилась в прокате и была скоропостижна забыта. «Миссия: Красный» вышла в мировой прокат две недели назад и при бюджете в $250 млн собрала на данный момент всего $88 млн. Даже рождественское чудо не спасёт фильм от сокрушительного коммерческого провала. Разбираемся, в чем здесь дело.
В общем и целом фильм хоть и берет идею «Секретной службы Санта-Клауса», но на деле является типичным комедийным боевиком в стиле бади-муви (это когда один крутой персонаж в компании комик-релифа должны что-то сделать вместе). Естественно, что крутым мужиком здесь является Дуэйн Джонсон, а его комичным напарником – Крис Эванс. Совсем недавно мы уже видели Дуэйна в паре с Райаном Рейнольдсом в ужасном «Красном уведомлении». Так вот, «Миссия: Красный» показывает буквально то же самое! Только Рейнольдса поменяли на Эванса и заменили кражи исторических артефактов на рождественско-фэнтезийный сеттинг и Санту-Клауса.
Причин для провала фильма масса: это и не совсем подходящее время выпуска в прокат (за полтора месяца до Рождества) и усталость зрителя от жанра в целом, и отсутствие свежих идей и взглядов, и продолжение «чёрной полосы» Дуэйна Джонсона. Тот же «Клаус» 2019 года также рассказывал историю Санты, но снискал глубокую любовь публики и стал одним из первых ласточек, знаменовавших революцию в анимации. «Миссия: Красный» не покажет зрителю ничего нового, особенно если он смотрел «Секретную службу Санта-Клауса» или «Красное уведомление».
Разумеется, у нас появились вопросы и к качеству ленты. Из $250 млн бюджета на экране видно от силы $100-120, и то с включением восьмизначной зарплаты Дуэйна Джонсона. Компьютерные эффекты в этом кино смотрятся дешево, многие бросаются в глаза. И подобного здесь очень много. С декорациями и реальными локациями дело обстоит немного лучше, но явно не на $250 млн. Другое дело, что фильм напичкан продакт-плейсментом (скрытой рекламой американских брендов), поэтому не удивимся, если он окупился еще на стадии производства. Подобное не редкость для кино как голливудского, так и отечественного (привет Тимуру Бекмамбетову). Если смотреть на фильм с этой стороны, то создателям уже было не важно итоговое качество фильма.
Дуэйн здесь даже не пытается играть что-то иное, кроме своего единственного рабочего амплуа – брутального правильного мужика-профессионала, харизма которого равна его силе. Смог ли он сделать свой образ в этом фильм хоть немного оригинальным? Нет, вообще никак. Крис Эванс пытается на его фоне быть комик-релифом, но то ли плохо старается, то ли сценаристы не придумали ему действительно острых шуток, но и у него почти ничего не получается. Хотя, стоит отдать должное Эвансу – он хотя бы старался.
За роль Санты здесь отвечал Дж.К. Симмонс, и это один из наиболее любопытных персонажей фильма. Здешний Санта – сверхчеловек во плоти, что несколько раз становится объектом для шуток по ходу фильма. Появилась в паре сцен и Люси Лью, но её роль здесь больше тянет на камео.
По сути, в этом кино много экшна – всё же мы смотрим приключенческий боевик. Пускай с детским возрастным рейтингом и рождественской тематикой. Возможно, именно из-за этого местный экшн тяжело смотрится взрослыми – слишком уж он фэнтезийный, несерьезный, а значит, неубедительный. А если в бади-муви нет ни хорошего экшна, ни достойного юмора, то даже попытки нагнать драму его не спасут. Правда, создатели особо и не пытались драматизировать в «Миссии: Красный».
Эпикриз: это кино можно смело пропустить всем, кроме самых преданных поклонников харизмы Дуэйна Джонсона. Новогоднего настроение здесь искать тоже, пожалуй, не стоит.
Великая
(18+)
Реж. – Эллен Кёрас
В ролях – Кейт Уинслет, Энди Сэмберг, Александр Скарсгард, Марион Котийяр, Андреа Райзборо, Ноэми Мерлан, Джош О’Коннор, Джеймс Мюррэй, Аринзе Кин, Винсент Колумб
Производство – Великобритания, США, Австралия, Сингапур, Венгрия
Биографическая драма – первый полнометражный фильм Эллен Кёрас, которая ранее занималась операторской работой и постановкой сериалов. Оригинальное название фильма: «Ли» – имя главной героини.
Ли Миллер (Кейт Уинслет) в прошлом блистательная фотомодель, решает самостоятельно встать по другую сторону объектива. Начав работать фотографом для модных журналов в Лондоне, Миллер встречает там Вторую Мировую войну. Сначала снимки отражают не самую лёгкую жизнь горожан в военное время. Затем Миллер решает отправиться на фронт, где своими глазами наблюдает за освобождением Бухенвальда и Дахау.
Ли Миллер – личность достаточно незаурядная. Настолько, что про неё можно было бы снять целый сезон сериала. Судите сами: росла в семье успешного фотографа, с ранних лет была фотомоделью, в юности имела дружеские отношения с выдающимися авангардистами, в том числе Жаном Кокто, Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, несколько раз выходила замуж (вторым мужем был состоятельный бизнесмен из Египта), успела побывать на западном фронте Второй мировой, куда женщин-репортёров не особо-то пускали, после войны занялась кулинарией и стала звездой телепередач про готовку. Именно в этом качестве она и приобрела наибольшую популярность. Дело в том, что большинство её фотографий, сделанных во время войны, были опубликованы лишь после смерти благодаря усилиям её сына. И только тогда о Ли Миллер заговорили как об одном из главных фоторепортёров Второй мировой.
Замысел снять этот байопик зародился в голове Кейт Уинслет много лет назад. Стать режиссёром проекта она подрядила свою знакомую Эллен Кёрас, с которой уже сотрудничала на съемках «Вечного сияния чистого разума» и «Версальского романа» (Кёрас работала там оператором). Процесс создания фильма занял долгие восемь лет, страдал от недостаточного финансирования, но-таки добрался до мирового проката еще в прошлом году. В российские кинотеатры лента поступила только в ноябре.
«Великая» сосредотачивает своё внимание не на всей пёстрой жизни Ли Миллер, а главным образом на её работе во время войны. Героиня по своему желанию отправилась на фронт, где сумела запечатлеть ужасающие кадры как мирных жителей, живших в оккупации, так и непосредственно солдат, выбивающих неприятеля с занятых позиций. Войну Миллер прочувствовала максимально близко. Отдельной вехой стало посещение освобождённых лагерей смерти, что сильно отразилось на её внутреннем мире.
Эллен Кёрас сняла довольно среднее кино, без попыток игры с жанром и добавлением пущей оригинальности (как было, например, в недавнем «Ученик. Восхождение Трампа»). Лента постепенно раскрывает личность героини, затем демонстрирует её изменение под воздействием суровой реальности. Режиссер старается показать Миллер именно как выдающегося фоторепортёра, чтобы многие зрители открыли для себя эту историческую личность именно в подобном контексте, без примесей иных подробностей её биографии. И на самом деле это правильный подход для художественного фильма, который при всем желании не способен вобрать в себя все биографические события.
Кейт Уинслет с годами не растратила свой актёрский талант. Ей всегда хорошо удавались роли сильных женщин с тяжелой судьбой. Ли Миллер именно такой архетип – сильная и независимая женщина, которая не кричит об этом на каждом углу, но уверенно идёт к своей цели, движимая гуманизмом и врожденным чувством справедливости.
Эпикриз: строго рекомендовать это кино мы не станем – всё же оно слишком стандартное, без выдающихся черт или запоминающихся моментов. При этом, кроме банального изложения, его не за что упрекнуть. Но идти на это кино если и стоит, то только заинтересовавшимся темой и поклонникам Кейт Уинслет.
Хороших выходных и приятного просмотра!