Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил о том, что процедуру сертификации китайских автомобилей для российского рынка следует ужесточить. Особенно это касается грузовиков. По словам министра, конструкция грузовых автомобилей трёх китайских марок такова, что их «просто нельзя допускать на дороги».
Заявление Алиханова прозвучало весьма неожиданно. Китай считается стратегическим партнёром, в связи с чем критика в его адрес со стороны официальных лиц почти не встречается. В том числе это касается и товаров производства КНР. Если верить слухам, одно время в автомобильные журналы даже спускались настоятельные рекомендации не сильно ругать продукцию китайского автопрома. Потому демарш Алиханова, нарочито сделанный не за закрытыми дверями, а в присутствии СМИ, некоторые комментаторы расценили как политический шаг: дескать, таким образом Минпромторг даёт понять китайским друзьям, что надо бы перестать юлить и начать наконец строить в России свои заводы (ранее из-за угрозы вторичных санкций китайские власти призвали автопроизводителей это не делать).
Впрочем, остаётся версия, что всё проще и Минпромторг действительно решил обратить внимание на проблему, о которой уже давно говорят профильные эксперты. Конструктивные особенности китайских автомобилей являются частым поводом для обсуждений. Качество электрики, электроники и двигателей у китайских грузовиков заметно ниже, чем у европейских машин. В связи с этим перевозчики вынуждены сокращать межсервисный пробег до 30–40 тыс. километров, тогда как даже у «КамАЗа» интервал техобслуживания доходит до 120 тыс. километров, писал «Форбс». Поиск же запчастей для китайских машин превращается в целый квест: мало того, что отсутствует унификация деталей, срок ожидания их поставки растягивается на недели. Даже обыкновенное зеркало бокового обзора может ехать больше месяца – при том, что простой фуры обходится в 25–50 тыс. рублей в день.
Ломается, если верить свидетельствам, у «китайцев» даже то, что ломаться не должно в принципе. В частности, немало претензий звучало в адрес проводки, которая из-за низкого качества меди начинает быстро гнить. Также отмечается повышенный «масложор» – до пятилитровой канистры на 10 тыс. километров пробега. Есть вопросы к качеству подшипников в ходовой части и коррозийной стойкости глушителей. И всё же это ещё не самое страшное. «В 2023 году ФГУП «НАМИ» был проведён ряд испытаний коммерческой автомобильной техники категории № 3 китайского производства. Результаты тестов двух испытуемых машин указывают на многочисленные несоответствия по целому ряду категорий. Наиболее серьёзные из них касаются правил ООН №№ R13 и R79, для тормозной системы и рулевого управления. Испытания выявили низкую эффективность торможения передней оси. Тормозной путь автомобиля составил 47 метров вместо положенных 34 метров», – минувшей осенью сообщал «Ридус». Одновременно были выявлены несоответствия нормативным требованиям системы управления пассивной безопасности, а также обнаружены внешние выступающие части, представляющие опасность для других участников движения. При этом, уточняло издание, китайские грузовики нередко имеют размер кузова, который позволяет нагружать их сверх допустимой нормы. Перегруз плюс слабые тормоза превращают такой грузовик в реальную угрозу. За примерами далеко ходить не надо. Осенью прошлого года на трассе М2 близ Серпухова самосвал Howo, выпущенный всего лишь в 2022 году, врезался в идущий впереди автомобиль, разбив в итоге 12 машин. Три человека погибли, ещё трое пострадали. Как сообщалось, у грузовика отказали тормоза. До того на трассе Ростов – Азов столкнулись два китайских зерновоза FAW, а в самом Ростове китайский грузовик с отказавшими тормозами собрал «паровозик» из припаркованных машин. Наконец, на Урале самосвал Shaanxi с отказавшей тормозной системой убил двоих и покалечил шестерых человек. В связи с этим комментаторы отмечали, что такие проблемы характерны для «китайцев», начинать тормозить на них лучше задолго до приближения к светофору.
Российский генеральный консул Виктор Воропаев сообщил, что прогулочный батискаф «Синдбад» стал стремительно погружаться под воду в тот момент, когда на судно еще продолжалась посадка пассажиров.
Проблема в том, что даже если принять во внимание все очевидные недостатки, заменить китайский автопром нынче нечем. До 2022 года европейские производители грузовиков занимали треть российского рынка, из которого половина приходилась на марки Volvo и Scania, имевшие свои заводы в Калуге и Санкт-Петербурге. В марте 2022 года шведы объявили о прекращении своей деятельности в РФ, за ними потянулись немцы, французы и японцы. В результате 65% рынка грузовых автомобилей сейчас занимают китайцы. По данным «Автостата», в прошлом году в России было продано 126 165 новых грузовых машин, в том числе 124 тыс. «китайцев». Самым популярным стал бренд Sitrak (19 376 единиц), за ним расположились Shacman (15 545) и FAW (11 680). При таком раскладе в ответ на требования повысить качество и безопасность своих машин китайцы могут приостановить продажи, оставив РФ без грузовой техники. Потому далеко не факт, что угроза Антона Алиханова отозвать сертификат у проблемных китайских машин действительно окажется осуществлена. Хотя вопрос, пожалуй, стоит всё же ставить иначе: если грузовики действительно находятся в таком состоянии, что их нельзя выпускать на дороги, то почему они там находятся?
Тем временем
Китайские внедорожники Changan Uni-S, Uni-K и Uni-T могут снять с продаж, если подтвердится, что в них установлены сиденья, имеющие конструктивные нарушения. В конце января в телеграм-каналах появилось видео, на котором видно, как после несильного столкновения спинки передних сидений потеряли жёсткость настолько, что их можно легко согнуть одной рукой. По мнению экспертов, это может грозить водителю и пассажиру компрессионным переломом позвоничника. После этого концерн Changan сообщил, что провёл экстренные краш-тесты и не обнаружил проблем в конструкции сидений. В связи с чем было выдвинуто предположение, что видео носило постановочный характер. Заявлено, что это могли быть происки конкурентов, пожелавших опорочить один из самых продаваемых в России кроссоверов.