Версия // Общество // В 1996 году после взлета из аэропорта Нью-Йорка взорвался американский «Боинг 747»

В 1996 году после взлета из аэропорта Нью-Йорка взорвался американский «Боинг 747»

2035

Вероятная причина

В 1996 году после взлета из аэропорта Нью-Йорка взорвался американский «Боинг 747»
В разделе

Эта авиакатастрофа выделяется не только количеством погибших, но и тем, что причина её определена словом «вероятно». Самое дорогое и длительное расследование авиационных катастроф в США не привело к выявлению однозначной причины взрыва. Это плохо, так как не позволяет предотвратить подобное в дальнейшем. В этой статье мы расскажем о взрыве, произошедшем в 1996 году на борту «Боинга-747», который совершал рейс Нью-Йорк – Париж – Рим, в результате которого погибли 230 человек.

Самолет

«Boeing» 747-131 свой первый полет совершил 18 августа 1971 года. Он имел интересную биографию. Заказчиком самолета выступила авиакомпания «Eastern Air Lines». «Боингу» даже присвоили регистрационный номер этой авиакомпании. Однако, во время строительства самолета в «Eastern Air Lines» отказались от эксплуатации 747-х, перейдя на другие модели самолетов. Поэтому 27 октября 1971 года новый лайнер, уже под другим регистрационным номером был включен во флот авиакомпании «Trans World Airlines» TWA. Борт не всё время работал в этой авиакомпании. С 1975 по 1976 годы самолет эксплуатировался самим «Boeing». В течение этого времени его пытались сдать в лизинг ВВС Ирана. Но не сложилось – иранцы от самолета отказались. После этого, лайнер вернулся во флот TWA. За 24 года эксплуатации самолет совершил 16 869 циклов «взлёт-посадка» и налетал 93 303 часов. Лайнер был не новый, но по меркам современной гражданской авиации вполне годный для полетов с пассажирами.

Перед катастрофой

17 июля 1996 года «Boeing» 747-131 бортовой номер N93119 вылетел из Афин рейсом TWA-881 и в 16-31 по местному времени совершил посадку в Нью-Йорке в аэропорту имени Джона Кеннеди. Самолет дозаправили (об этой технологической операции мы расскажем чуть позже), сменили экипаж и бортпроводников и подготовили для нового трансатлантического рейса TWA-800 Нью-Йорк – Рим с посадкой в Париже. Он должен был вылететь из аэропорта в 19-00 по местному времени. Однако, вылет задержали. Причин было две. Во-первых, имели место неполадки в наземном оборудовании, а, во-вторых, задержка произошла по протоколу безопасности – в самолет погрузили багаж, а его владельца в самолете не было. В 20-12 неполадки в наземной технике устранили, а владелец злополучного багажа нашелся на борту. Такое бывает. В вопросах безопасности лучше перестраховаться. Лайнер начал выруливать к началу взлетно-посадочной полосы № 22R. Командиром воздушного судна был 58-летний Ральф Дж. Кеворкян, летный стаж которого в ВВС США составлял 9 лет, а в TWA – 31 год. Его общий налет был 18 700 часов, из них на «Боинге»-747 – 5 490 часов. Вторым пилотом был 57-летний Стивен Е. Снайдер, который так же проработал в TWA больше 32 лет и имевший суммарный налет свыше 17 000 часов, из них на «Боинге-747» – 4 700 часов. На борту самолета находились 230 человек, из них 18 членов экипажа (лётный состав и бортпроводники) и 20 сотрудников авиакомпании, не выполнявших в этом полете служебные обязанности. После трансатлантического перелета экипаж менялся, и это был новый экипаж «Боинга», который должен был выполнять рейс Париж – Рим.

Взрыв

По теме

«Боинг» взлетел в 20-19. Взлет и набор высоты происходил штатно, без замечаний. Через некоторое время после взлета летчики получили указание от диспетчера о наборе высоты и изменении курса. Последний сеанс связи между ними и диспетчером произошел в 20-30. В нем экипаж подтвердил указания Бостонского центра управления воздушным движением о наборе высоты и новом курсе. Через минуту, в 20-31 оба бортовых самописца прекратили запись, а самолет исчез с радаров бостонского центра и РЛС Федеральной администрации по авиации в Тревосе в Пенсильвании. Первое тревожное сообщение поступило в Бостонский центр от летчика «Boeing» 737-2H5 авиакомпании «Eastwind Airlines», следующего рейсом SGR-507. Пилот сообщил, что видел прямо по курсу взрыв, и самолет просто упал в воду. Немного забегая вперед, скажем, что когда были подняты самописцы, последние слова летчиков были: «Посмотри на тот бешеный индикатор расхода топлива на номере четыре… видишь это?». Самолет взорвался и рухнул в Атлантический океан в 13 километрах от Ист-Моричес в штате Нью-Йорк. Погибли все 230 человек.

Вечером 17 июля Дон и Джуди Фостер гуляли по берегу Файяр Айленд. Вечернее небо озарилось яркой вспышкой, за ней последовала вторая, а потом они услышали свист и грохот взрывов. Супруги стали главными свидетелями, которые видели гибель самолета на земле. Практически сразу военные, полицейские и частные катера начали поиск людей на воде. Выживших не было.

Расследование. Криминальные версии

Уже на следующее утро, 18 июля была назначена пресс-конференция в офисе TWA. Единственная версия, о которой говорили в авиакомпании, была атака международных террористов. Все помнили о взрыве бомбы на борту самолета филиппинской авиакомпании. Тогда террорист Рамзи Юсеф пронес на борт лайнера взрывчатку, которую не смогли распознать службы безопасности. После взлета Юсеф прошел в туалет, где собрал бомбу и привел её в боевое положение. Бомба была замаскирована в бутылке из-под «Пепси-Колы» Террорист вышел во время промежуточной посадке в городе Кибу. Бомба взорвалась через два часа. Лайнер был вынужден совершить аварийную посадку в аэропорту Окинавы. Погиб один человек. Этой версии первоначально придерживались и чиновники американской администрации. Её в скором времени опровергли в самой авиакомпании. Как мы помним, после прилета из Афин самолет был полностью разгружен и осмотрен. Нигде никаких посторонних предметов обнаружено не было.

По теме

Но версии о злом умысле продолжали появляться. Родственники погибших пассажиров объяснили взрыв самолета пуском зенитной ракеты с американского военного корабля. И эта версия основывалась на реальных событиях. В 1988 году в Персидском заливе американский ракетный крейсер «Vincennes» CG-49 по ошибке пустил ракету по иранскому пассажирскому самолету, сбив его. Об этом смотри статью «Крейсер, который сбил «Аэробус»». По понятным причинам, эта версия просуществовала недолго. ВМФ США, учитывая общественную значимость события, предоставила данные о местонахождения своих кораблей. Выяснилось, что в момент взрыва ни одного корабля ВМФ с ракетным оружием в радиусе 15 морских миль – около 28 км – от «Боинга» TWA-800 не было. Но сторонники «теории заговоров» не сдавались. Была выдвинута новая версия. Ракету по лайнеру пустили террористы из переносного зенитного ракетного комплекса ПЗРК «Стингер». Основой версии послужила информация из Пентагона о ревизии в армии. Выяснился факт пропажи приблизительно 200 ПЗРК «Стингер». Было выдвинуто предположение, что часть ПЗРК попали к террористам, и обстрел «Боинга» это первый шаг в новой террористической войне. После таких заявлений к расследованию подключилось ФБР. Были опрошены все свидетели, которые видели взрыв. Но и эта версия оказалась несостоятельной. 18 ноября 1997 года спецслужба официально объявила, что никаких доказательств теракта нет. Дело в следующем. Сразу после катастрофы спасатели стали поднимать обломки самолета с морского дна. Работали все – федеральные, региональные власти, а позже и государственный подрядчик, которого наняли для подъёма обломков. Во время взрыва вертолет HH-60 «Pave Hawk» Национальной гвардии Нью-Йорка находился на расстоянии 13 км от взорвавшегося «Боинга», и он подлетел к месту катастрофа, когда обломки еще продолжали падать. Это вынудило вертолетчиков отойти. Обломки «Боинга» поднимали водолазы и подводные телеуправляемые аппараты. В конечном итоге, было поднято около 95% обломков, из которых на берегу в ангаре бывшего авиационного завода в Нью-Йорке выложили то, что осталось от самолета. Следов поражающих элементов зенитных ракет обнаружено не было. Через неделю после взрыва нашли «черные ящики», и прослушали последние слова летчиков, о которых мы говорили выше. Стало ясно, что катастрофа имеет не террористические, а техногенные причины. Национальный совет по безопасности на транспорте – NTSB – продолжил расследование самостоятельно

Расследование. Технологические версии

Главным инструментом в ходе расследования стали записи «Черных ящиков» самолета. Кроме последней фразы в конце записи был зафиксирован громкий звук, похожий на записи двух катастроф на самолетах «Boeing 747» – рейсы PA103 и AI182 – тогда самолеты были разрушены из-за взрывов бомб в носовом грузовом отсеке. Но если бомб не было, что могло произойти? Решили сначала восстановить внешние события. Гибель самолета наступила после взрыва в центре фюзеляжа, сразу перед крылом. В результате первого взрыва оторвалась носовая часть самолета. Оставшийся фюзеляж продолжил лететь по инерции, но через 24 секунды раздался второй взрыв, и объятый пламенем «Боинг» упал в океан с высоты в 2,5 километра. Во время подъема обломков лайнера все пассажиры оставались пристегнуты к креслам. Была выдвинута версия, что взрыв был вызван парами топлива, скопившегося в носовой багажной секции, а детонатором послужило короткое замыкание в носовой части лайнера. Но тщательный анализ «черного ящика», который записывал параметры самолета, показал, что все системы работали штатно. Было небольшое падение давления в топливной системе, но оно восстановилось до нормы за 15 минут до взрыва. Подозрительным выглядели и небольшие сбои при заправке топливом самолета в Нью-Йорке, после прилета из Афин, но и это ничего не объясняло. Единственное, что можно было сказать точно, что взорвался топливный бак. А он был заправлен полностью, так как предстоял полет через Атлантический океан. Расследование длилось долго. Окончательный отчет расследования NTSB был опубликован только 23 августа 2000 года. В нем, в частности, говорится: «…Причиной воспламенения, наиболее вероятно, явилось замыкание проводов вне топливного бака, в результате которого на провода, ведущие к системе измерения уровня топлива внутри бака, было подано нештатное высокое напряжение». То есть расследователи смогли только предположить, что могло произойти. Твердой уверенности и рекомендаций, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось, сказано не было.

Мемориал Twa (фото: commons.wikimedia.org/  Americasroof)
Мемориал Twa (фото: commons.wikimedia.org/ Americasroof)

Заключение

Обломки «Боинга» перевезли в специально построенное здание NTSB в штате Вирджиния Их до 2021 года использовали для обучения следователей по авиационным происшествиям. Мемориал рейса 800 авиакомпании TWA был открыт 14 июля 2002 года в поселке Ширли в штате Нью-Йорк. Эта катастрофа оставила яркий след. О ней сняты многочисленные документальные фильмы и написаны книги, в том числе и художественные. Главный же итог трагедии заключается в том, что специалисты однозначно так и не определили её причину.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.03.2025 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх