Правду о гибели первого космонавта планеты нам вот-вот откроют – подходит к концу полувековой рубеж секретности, а значит, архивы станут доступными со дня на день. За эти полвека было озвучено немало самых фантастических и вместе с тем весьма правдоподобных версий, так что реальность на их фоне может показаться чересчур прозаичной и неотёсанной.
Тем не менее знать правду о подвиге Юрия Гагарина обществу необходимо, чтобы по достоинству оценивать этот подвиг. Но пока мы всей правды не знаем, а значит, остаётся лишь перечислить версии.
Современники вспоминали, что трагедии 27 марта 1968 года предшествовали две плохие приметы – Гагарин, мол, накануне полёта с Владимиром Серёгиным вернулся домой за оставленным пропуском, а возвращаться, сами знаете, не к добру. А ещё он забыл получить свой талон на обед в столовой аэродрома, что считалось дурным знаком, – позже этот талон найдут там, где следовало найтись останкам погибших. А нашлись они, к слову, эти останки? Говорят, родные опознали героев по фрагментам их тел – выходит, что-то всё-таки собрали. Но ведь были и другие свидетельства: мол, на месте гибели Гагарина и Серёгина нашли только фотографию Сергея Королёва да тот самый злополучный талон на обед. Странностей после трагедии повылезало изрядно: к примеру, личный водитель первого космонавта Фёдор Демчук вдруг припомнил, что незадолго до катастрофы в гагаринской «Волге» трижды лопался шланг, ведущий к бензонасосу. Дважды неисправность заметили, в третий раз автомобиль загорелся. И все три случая произошли один за другим в феврале 1968-го. Французы, восхищённые космическим первопроходцем, подарили ему спортивную «Матра-джет» футуристического вида с ракетой на эмблеме. Гагарину машина очень понравилась, он часто ею пользовался, а потом вдруг забросил – даже близко не подходил. Поговаривали, ему стало казаться, что автомобиль разгоняется сам по себе и теряет управление – как тот злополучный Миг, пронзивший землю на скорости 1100 километров в час.
Гибель Гагарина – подстроенная диверсия?
О мистике мы ещё поговорим, а пока вернёмся к суровой реальности. Помощник начальника командного пункта управления полётами аэродрома Чкаловский Вячеслав Быковский отслеживал положение Мига Гагарина на радаре, так сказать, в реальном времени. И он утверждал, что точка на радаре пропала несколько раньше, чем это зафиксировала правительственная комиссия. Это значит, что самолёт мог взорваться в воздухе, а не врезался в землю на крейсерской скорости, как гласит отчётность.
В этой связи Быковский не исключал, что причиной гибели экипажа Мига могла быть диверсия. Нашлось немало свидетельств в пользу этого предположения. Очевидцы, деревенские жители, слышали два хлопка, последовавшие один за другим. Самолёт мог взорваться в воздухе, а затем удариться о землю – вот вам и два хлопка.
В то злополучное утро неподалёку от места катастрофы волею судеб оказался космонавт Алексей Леонов – первый, кто вышел в открытый космос. О том, что ему удалось узнать, он рассказал лишь в день 35-летия со дня гибели Гагарина – в 2003 году на пресс-конференции, посвящённой траурной дате. «Двадцать лет я боролся, чтобы рассказать правду. В официальном заключении писали, что самолёт Гагарина и Серёгина совершил резкий манёвр, связанный с отворотом, вошёл в штопор и столкнулся с землёй. Бред! Всё было по-другому: 27 марта 1968 года в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет, Су-15. Лётчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров – я это знаю, так как беседовал со свидетелями. На форсаже на расстоянии 10–15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнав в штопор, вернее в глубокую спираль, на скорости 750 километров в час». По словам Леонова, на тот момент виновник гибели Гагарина был ещё жив, но был уже очень пожилым и тяжело больным человеком. Следует добавить, что по горячим следам Леонов изложил всё, что ему стало известно, в письменном виде и передал свои показания госкомиссии по расследованию чрезвычайного происшествия. Каково же было его удивление, когда спустя много лет он вновь перелистал эти свои показания, написанные от руки, – это была подделка! Так что ещё не факт, что если бумаги полувековой давности рассекретят, они не окажутся фальшивыми.
Сегодня первому космонавту планеты Юрию Гагарину исполнилось бы 90 лет. Торжественные мероприятия прошли на малой родине героя Советского союза в Смоленске и в Парке покорителей космоса в Саратовской области.
Он слишком много знал…
Гибель Мига Гагарина и Серёгина и в самом деле могла быть результатом диверсии, вот только кто эту диверсию устраивал и планировал? Запад? Или же кто-то в советском руководстве? В последние пару лет жизни Гагарина перестали выпускать за границу, хотя до того он объездил полмира. А после того как на «Союзе-1» разбился Владимир Комаров – это был его второй полёт в космос, – Гагарина выпустили за рубеж только один раз. Чего боялись? Может быть, того, что Гагарин мог поведать миру о несовершенстве советской космической программы? Гагарин был дублёром у Комарова, и, по ряду свидетельств, «Союз» его, мягко говоря, не впечатлял. Мало того, Гагарин якобы стал фиксировать все возможные недочёты нового корабля, и вскоре об этих недочётах узнали в Политбюро. С космонавтом провели разъяснительную беседу, из которой становилось понятно, что дублёром-то он формально останется, но в космос на новом «Союзе» ни за что не полетит.
Знал об этом, вероятно, и Комаров – что руководство страны осерчало на «первого». По воспоминаниям сотрудника КГБ Вениамина Русяева, однажды, за месяц-полтора до старта, Комаров пригласил его к себе домой, а прощаясь, неожиданно разрыдался, стоя на лестничной площадке. Русяева это потрясло – космонавт вовсе не был пьян, да и не сказать, чтобы Комаров отличался чрезмерной сентиментальностью. «Володя сказал мне, что из полёта он не вернётся. Я просто опешил! Но что я ему мог сказать? Единственное: если ты так уверен, что погибнешь, откажись от полёта». А Комаров ответил: «Нет. Ты же знаешь, откажусь я – полетит «первый». А его надо беречь». В общем, касательно «Союза» Гагарин оказался прав: недоработки оказались серьёзными и привели к гибели Комарова, от которого осталась лишь обуглившаяся головёшка.
Гагарин погиб во время «лунной прогулки»?
Но почему всё-таки Миг Гагарина так странно падал? Турбина в момент падения выдавала 11 тыс. оборотов в минуту, а скорость была 1100 километров в час! Самолёт падал как бы на форсаже. При этом машина уходила в крутое пике. И не заметить этого было невозможно даже новичкам, а тем более опытным пилотам. Удар о землю был такой сильный, что турбина ушла вглубь на 8 (!) метров, а обшивку разнесло на мельчайшие фрагменты. Но почему пилоты не катапультировались? И почему не убрали газ? Может, они были пьяны? – сплетни такие ходили. Впрочем, едва ли – до полёта с Гагариным и Серёгиным общались коллеги-пилоты и персонал. И никто не уловил даже намёка на характерный запах. И вот ещё какая нестыковка. Во многих воспоминаниях о гибели Гагарина отмечается, что, мол, экспертиза доказала, что пилоты были трезвы. Но в том-то и дело, что такой экспертизы не проводилось. Никаких останков Гагарина и Серёгина правительственной комиссии представлено не было. Во всяком случае, вся имеющаяся на сегодняшний день открытая информация свидетельствует, что было именно так – даже клочков их тел на самом деле не собрали. Вот что писал об этом в своём дневнике руководитель Центра подготовки космонавтов генерал Николай Каманин: «Найденный планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами). Генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10–12 метров на одной из берёз кусок какой-то материи – оказалось, это часть куртки Гагарина. В нагрудном кармане мы нашли талон на завтрак. Сомнений больше не было: Гагарин погиб». 28 марта останки Гагарина и Серёгина кремировали, но фрагментов тел среди этих останков не было – лишь кусочки одежды.
В отряде космонавтов об этом было известно. Не потому ли среди коллег Гагарина долгое время в ходу была принципиально иная версия его гибели, нежели та, в которую предлагалось поверить широким массам советских людей? Звучала эта версия так: Гагарин и Серёгин разбились не в лесу во Владимирской области , а в космосе, выполняя полёт вокруг Луны. И произошло это не 27 марта, а 18 днями раньше. Гагарин был замечен на Байконуре 2 марта – он должен был там присутствовать во время запуска корабля «Зонд-4». Считалось, что корабль беспилотный, но, по слухам, в нём были оборудованы места для двух космонавтов. Гагарин был на Байконуре вплоть до старта «Зонда», то есть до 9 марта. А затем случилась авария – «Зонд» разбился о поверхность Луны. И поскольку скрыть гибель первого космонавта было невозможно, а признаваться в крахе первого акта лунной программы не хотелось, пришлось инсценировать авиакатастрофу. Правда? Вымысел? Точки над «ё» может расставить обнародование секретных архивов, тем паче что и время уже пришло.
Юрий Гагарин и Владимир Серегин погибли по той же причине, по которой произошли катастрофы: в Сочи в 2006 г.; В737 в Перми; в Казани; в Ростове В737 в 2016г., и последняя катастрофа Ан-148 Саратовских авиалиний.
ИКАО и FSF называют эту причину: "УБИЙЦЕЙ В АВИАЦИИ" -
"LOSS of CONTROL in FLIGHT".
"Потеря контроля за параметрами полета, положения и движения самолета".