Версия // Общество // Как же всё-таки погиб Юрий Гагарин?

Как же всё-таки погиб Юрий Гагарин?

43679

Он просто улетел

фото: Валентин Мастюков/ИТАР-ТАСС/архив
В разделе

Правду о гибели первого космонавта планеты нам вот-вот откроют – подходит к концу полувековой рубеж секретности, а значит, архивы станут доступными со дня на день. За эти полвека было озвучено немало самых фантастических и вместе с тем весьма правдоподобных версий, так что реальность на их фоне может показаться чересчур прозаичной и неотёсанной.

Тем не менее знать правду о подвиге Юрия Гагарина обществу необходимо, чтобы по достоинству оценивать этот подвиг. Но пока мы всей правды не знаем, а значит, остаётся лишь перечислить версии.

Современники вспоминали, что трагедии 27 марта 1968 года предшествовали две плохие приметы – Гагарин, мол, накануне полёта с Владимиром Серёгиным вернулся домой за оставленным пропуском, а возвращаться, сами знаете, не к добру. А ещё он забыл получить свой талон на обед в столовой аэродрома, что считалось дурным знаком, – позже этот талон найдут там, где следовало найтись останкам погибших. А нашлись они, к слову, эти останки? Говорят, родные опознали героев по фрагментам их тел – выходит, что-то всё-таки собрали. Но ведь были и другие свидетельства: мол, на месте гибели Гагарина и Серёгина нашли только фотографию Сергея Королёва да тот самый злополучный талон на обед. Странностей после трагедии повылезало изрядно: к примеру, личный водитель первого космонавта Фёдор Демчук вдруг припомнил, что незадолго до катастрофы в гагаринской «Волге» трижды лопался шланг, ведущий к бензонасосу. Дважды неисправность заметили, в третий раз автомобиль загорелся. И все три случая произошли один за другим в феврале 1968-го. Французы, восхищённые космическим первопроходцем, подарили ему спортивную «Матра-джет» футуристического вида с ракетой на эмблеме. Гагарину машина очень понравилась, он часто ею пользовался, а потом вдруг забросил – даже близко не подходил. Поговаривали, ему стало казаться, что автомобиль разгоняется сам по себе и теряет управление – как тот злополучный Миг, пронзивший землю на скорости 1100 километров в час.

Гибель Гагарина – подстроенная диверсия?

О мистике мы ещё поговорим, а пока вернёмся к суровой реальности. Помощник начальника командного пункта управления полётами аэродрома Чкаловский Вячеслав Быковский отслеживал положение Мига Гагарина на радаре, так сказать, в реальном времени. И он утверждал, что точка на радаре пропала несколько раньше, чем это зафиксировала правительственная комиссия. Это значит, что самолёт мог взорваться в воздухе, а не врезался в землю на крейсерской скорости, как гласит отчётность.

В этой связи Быковский не исключал, что причиной гибели экипажа Мига могла быть диверсия. Нашлось немало свидетельств в пользу этого предположения. Очевидцы, деревенские жители, слышали два хлопка, последовавшие один за другим. Самолёт мог взорваться в воздухе, а затем удариться о землю – вот вам и два хлопка.

В то злополучное утро неподалёку от места катастрофы волею судеб оказался космонавт Алексей Леонов – первый, кто вышел в открытый космос. О том, что ему удалось узнать, он рассказал лишь в день 35-летия со дня гибели Гагарина – в 2003 году на пресс-конференции, посвящённой траурной дате. «Двадцать лет я боролся, чтобы рассказать правду. В официальном заключении писали, что самолёт Гагарина и Серёгина совершил резкий манёвр, связанный с отворотом, вошёл в штопор и столк­нулся с землёй. Бред! Всё было по-другому: 27 марта 1968 года в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет, Су-15. Лётчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров – я это знаю, так как беседовал со свидетелями. На форсаже на расстоянии 10–15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнав в штопор, вернее в глубокую спираль, на скорости 750 километров в час». По словам Леонова, на тот момент виновник гибели Гагарина был ещё жив, но был уже очень пожилым и тяжело больным человеком. Следует добавить, что по горячим следам Леонов изложил всё, что ему стало известно, в письменном виде и передал свои показания госкомиссии по расследованию чрезвычайного происшествия. Каково же было его удивление, когда спустя много лет он вновь перелистал эти свои показания, написанные от руки, – это была подделка! Так что ещё не факт, что если бумаги полувековой давности рассекретят, они не окажутся фальшивыми.

По теме

Он слишком много знал…

Гибель Мига Гагарина и Серёгина и в самом деле могла быть результатом диверсии, вот только кто эту диверсию устраивал и планировал? Запад? Или же кто-то в советском руководстве? В последние пару лет жизни Гагарина перестали выпускать за границу, хотя до того он объездил полмира. А после того как на «Союзе-1» разбился Владимир Комаров – это был его второй полёт в космос, – Гагарина выпустили за рубеж только один раз. Чего боялись? Может быть, того, что Гагарин мог поведать миру о несовершенстве советской космической программы? Гагарин был дублёром у Комарова, и, по ряду свидетельств, «Союз» его, мягко говоря, не впечатлял. Мало того, Гагарин якобы стал фиксировать все возможные недочёты нового корабля, и вскоре об этих недочётах узнали в Политбюро. С космонавтом провели разъяснительную беседу, из которой становилось понятно, что дублёром-то он формально останется, но в космос на новом «Союзе» ни за что не полетит.

Знал об этом, вероятно, и Комаров – что руководство страны осерчало на «первого». По воспоминаниям сотрудника КГБ Вениамина Русяева, однажды, за месяц-полтора до старта, Комаров пригласил его к себе домой, а прощаясь, неожиданно разрыдался, стоя на лестничной площадке. Русяева это потрясло – космонавт вовсе не был пьян, да и не сказать, чтобы Комаров отличался чрезмерной сентиментальностью. «Володя сказал мне, что из полёта он не вернётся. Я просто опешил! Но что я ему мог сказать? Единственное: если ты так уверен, что погибнешь, откажись от полёта». А Комаров ответил: «Нет. Ты же знаешь, откажусь я – полетит «первый». А его надо беречь». В общем, касательно «Союза» Гагарин оказался прав: недоработки оказались серьёзными и привели к гибели Комарова, от которого осталась лишь обуглившаяся головёшка.

Гагарин погиб во время «лунной прогулки»?

Но почему всё-таки Миг Гагарина так странно падал? Турбина в момент падения выдавала 11 тыс. оборотов в минуту, а скорость была 1100 километров в час! Самолёт падал как бы на форсаже. При этом машина уходила в крутое пике. И не заметить этого было невозможно даже новичкам, а тем более опытным пилотам. Удар о землю был такой сильный, что турбина ушла вглубь на 8 (!) метров, а обшивку разнесло на мельчайшие фрагменты. Но почему пилоты не катапультировались? И почему не убрали газ? Может, они были пьяны? – сплетни такие ходили. Впрочем, едва ли – до полёта с Гагариным и Серёгиным общались коллеги-пилоты и персонал. И никто не уловил даже намёка на характерный запах. И вот ещё какая нестыковка. Во многих воспоминаниях о гибели Гагарина отмечается, что, мол, экспертиза доказала, что пилоты были трезвы. Но в том-то и дело, что такой экспертизы не проводилось. Никаких останков Гагарина и Серёгина правительственной комиссии представлено не было. Во всяком случае, вся имеющаяся на сегодняшний день открытая информация свидетельствует, что было именно так – даже клочков их тел на самом деле не собрали. Вот что писал об этом в своём дневнике руководитель Центра подготовки космонавтов генерал Николай Каманин: «Найденный планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами). Генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10–12 метров на одной из берёз кусок какой-то материи – оказалось, это часть куртки Гагарина. В нагрудном кармане мы нашли талон на завтрак. Сомнений больше не было: Гагарин погиб». 28 марта останки Гагарина и Серёгина кремировали, но фрагментов тел среди этих останков не было – лишь кусочки одежды.

В отряде космонавтов об этом было известно. Не потому ли среди коллег Гагарина долгое время в ходу была принципиально иная версия его гибели, нежели та, в которую предлагалось поверить широким массам советских людей? Звучала эта версия так: Гагарин и Серёгин разбились не в лесу во Владимирской области , а в космосе, выполняя полёт вокруг Луны. И произошло это не 27 марта, а 18 днями раньше. Гагарин был замечен на Байконуре 2 марта – он должен был там присутствовать во время запуска корабля «Зонд-4». Считалось, что корабль беспилотный, но, по слухам, в нём были оборудованы места для двух космонавтов. Гагарин был на Байконуре вплоть до старта «Зонда», то есть до 9 марта. А затем случилась авария – «Зонд» разбился о поверхность Луны. И поскольку скрыть гибель первого космонавта было невозможно, а признаваться в крахе первого акта лунной программы не хотелось, пришлось инсценировать авиакатастрофу. Правда? Вымысел? Точки над «ё» может расставить обнародование секретных архивов, тем паче что и время уже пришло.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.03.2018 19:55
Комментарии 3
Наверх