Недавнее возгорание аппаратов искусственной вентиляции легких «Авента -М» стало причиной пожаров в двух больницах, в результате которых погибли шесть человек. Производитель аппаратов ИВЛ - АО «Уральский приборостроительный завод» (УПЗ, Свердловская область, входит в АО «КРЭТ» госкорпорации «Ростех», которой руководит Сергей Чемезов). Вероятнее всего происшествие будет списано на трагическую случайность. Но так ли это?
Слепили из того, что было
Так, 9 мая пожар случился в городской клинической больнице имени С. И. Спасокукоцкого в Москве. Погиб один человек. А 12 мая возгорание одного из аппаратов ИВЛ привело к пожару в больнице Святого Георгия в Петербурге. В результате ужасной смертью погибло еще пять человек.
Производитель аппаратов ИВЛ - АО «Уральский приборостроительный завод» (УПЗ, Свердловская область, входит в АО «КРЭТ» госкорпорации «Ростех»). И это очередной скандал, который связан с деятельностью госкорпорации Сергея Чемезова.
По информации министерства промышленности и науки Свердловской области, Уральский приборостроительный завод в середине апреля в связи с пандемией получил госконтракт на производство 5.700 аппаратов ИВЛ.
Понятно, аппараты эти жизненно необходимы, и произвести их надо быстро. Но вот как и за счет чего было наращено производство, так и осталось не понятным. В итоге больница Святого Георгия закупила 237 аппаратов ИВЛ производства АО «УПЗ». Контракт был заключен с АО «Радиоэлектронные технологии» (АО «УПЗ» входит в структуру концерна) на 441,3 млн рублей. Министерство Челябинской области заключило контракт на поставку 259 штук аппаратов на 406 млн рублей. Иркутская область – 178 аппаратов ИВЛ на 331,4 млн рублей, Чувашия - 95 штук на 177 млн рублей, Татарстан - 137 штук ИВЛ на 255 млн рублей, Свердловская область - 106 штук на 181,5 млн рублей.
После случившегося ЧП приказом Росздравнадзора обращение на территории России аппаратов для искусственной вентиляции легких марки «Авента-М» приостановлено. Но что стало с миллионами рублей, и остался ли «Ростех» в накладе?
«Трамвай – мясорубка»
Напомним, «Ростех» (до 23 июля 2014 года «Ростехнологии») - российская государственная корпорация, созданная в конце 2007 года. Ее основная задача - содействие в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. Сегодня в состав госкорпорации входит более 700 организаций.
Как поговаривают критики, «Ростех» с момента создания демонстрировал такие же успехи по части развития промышленности, как и по освоению государственных средств. Как пример можно привести амбициозный проект трамвая будущего, R1 (Russia One), которым в свое время восхищался Дмитрий Медведев. Реализацией задачи занимался принадлежащий госкорпорации «Уралвагонзавод», вернее одна из его «дочек» «Уралтрансмаш». Планировалось, что в 2016 году начнется серийное производство, а к ЧМ-18 по футболу футуристические трамваи появятся на улицах.
Как мы знаем, мечтам в реальность воплотиться было не суждено. Проект закрыли по нескольким причинам: он не соответствовал требованию безопасности, и главное, не была разработана ходовая часть!
«Это трамвай-убийца, трамвай-мясорубка. Категорически нельзя делать форму с таким наклоном кабины и приподнятым носом. Даже случайно задетый прохожий будет отправлен автоматически под колеса», — отмечал дизайнер Артемий Лебедев, когда еще только появился прототип трамвая.
В этом году прививку от гриппа можно будет сделать не только в поликлиниках, но и в 44 мобильных прививочных пунктах: 36 - на станциях метро, два - на станциях Московского центрального кольца, два - на железнодорожной платформе и четыре - в центрах госуслуг «Мои документы».
Также, по словам специалистов, у R1 возникли бы серьезные проблемы с ремонтом из-за отсутствия запчастей. Эксперты оценивали затраты в разработку трамвая в 20–30 млн рублей, а стоимость состава — в 40–50 млн рублей. Сколько в действительности было затрачено государственных средств, осталось не ясным. Но никто за этот провал так и не ответил.
«Летающий гроб»
Нельзя не сказать и еще об одном амбициозном, но неудачном проекте - пассажирском самолете Sukhoi Superjet 100. Это первый пассажирский самолёт, разработанный в России после распада СССР.
Новые лайнеры должны были не только заменить парк Ту-134 и Ту-154 в российских авиакомпаниях. Планировалось, что два из каждых трех построенных SuperJet будут реализованы на международном рынке. К проектированию пассажирского самолета «Гражданские самолеты Сухого» (головная компания – ГК «Ростех») приступили в 2000 году. Только за 2002-2010 годы из бюджета РФ на эти цели было выделено 12 млрд 431 млн рублей. Всего на создание самолета потратили около 44 млрд рублей.
Авиакомпаниям Sukhoi Superjet 100 стал поставляться с 2011 года. А в мае 2012 во время демонстрационного тура по Азии самолет разбился в горах Индонезии. Погибли 45 человек, среди которых оказались и представители потенциальных покупателей. Виновными признали погибших пилотов. Потом поломки SSJ-100 начали происходить регулярно. В июне 2012 года из строя вышел температурный датчик системы кондиционирования на борту воздушного судна, летевшего из Москвы в Данию. В августе случилась разгерметизация салона при полете из Москвы в Казань, в марте 2013 года из-за не закрывшихся створок шасси самолет совершил аварийную посадку в Шереметьево, в июле лайнер жестко приземлился в аэропорту Исландии без шасси.
В прошлом году при посадке в Шереметьево загорелся пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100, погиб 41 человек. Некоторые эксперты окрестили самолет «летающим гробом», и даже публиковали петиции призывающие прекратить его эксплуатацию. Но сделано этого не было, что и понятно. Ведь тогда топ-менеджерам «Ростеха» пришлось бы отвечать на главные вопросы: почему при затраченных гигантских средствах самолет вышел столь несовершенным.
Единственным же обвиняемым по делу сгоревшего в Шереметьево SSJ-100 стал командир Денис Евдокимов. Следственный комитет 15 апреля 2020 года заявил о завершении расследования крушения.
При этом Евдокимов заявил, что считает виновным в трагедии производителя самолета — он не соответствует нормам летной годности. Так, согласно установленным стандартам, стойки шасси должны были подломиться безопасно, а в результате крушения они пробили топливные баки, вследствие чего произошло возгорание. Но, похоже, что шансов быть услышанным у него не так много.
Надо еще заметить, SSJ-100 эксплуатировали более 15 компаний, включая «Аэрофлот», «Газпром авиа», «Якутия», мексиканский Interjet, индонезийский Sky Aviation. Но ни одна не получила от самолета ощутимой экономической эффективности. Это было связано в том числе с нехваткой запчастей, из-за чего единственный европейский заказчик, ирландская Cityjet, отказалась от эксплуатации Superjet в начале 2019 года.
По крайней мере с 2014 года, «Гражданские самолеты Сухого» работают с чистым убытком. В 2018 году он составил почти 5 млрд рублей.
И вот теперь, как сообщили СМИ, у производителя самолета Sukhoi SuperJet 100 за несколько лет скопилось огромное количество лайнеров в разной степени готовности.
Невостребованный парк такого размера долгое время представлял проблему, но сейчас ее решение, похоже, найдено, причем незатейливо. «Ростех» хочет в течение нескольких лет поставить до 60 лайнеров авиакомпании Red Wings, которую сама же госкорпорация контролирует через ОАК.
Если работник не выполняет план, работодатель вполне может снизить зарплату нерадивому сотруднику или уволить его. Вполне возможно, в ответ на это работник подаст на начальника в суд.
«Мусорные» амбиции
«Ростех» активно пытается осваивать государственные деньги и в других секторах экономики. Так, госкорпорация занялась и переработкой мусора. Якобы под «мусорные» амбиции главы Сергея Чемезова был запущен проект «Чистая страна». В 2017–2025 годах в строительство заводов планируется вложить 243 млрд рублей.
Во главе проекта стоит акционерное общество «Национальный экологический оператор» (НЭО), 25% которого принадлежит «Ростеху». А под регионы созданы компании с похожим названием, только с прибавкой РТ (видимо, от «Ростех») и указанием региона. При этом, не смотря на прибыльность регионалов, НЭО демонстрирует убытки. Впрочем эта особенность свойственна многим компаниям, подконтрольным «Ростеху».
Теперь же «Ростех» планирует построить еще 25 мусоросжигающих электростанций в туристических центрах страны. Стоимость - 600 млрд руб., треть суммы предоставит государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
Интересно, что половину инвестиций «Ростех» хочет вернуть за счет повышенной платы для потребителей электроэнергии, а остальную (кто бы сомневался) - за счет целевой господдержки мусорной отрасли. В общей сложности мощность новых станций составит 1,5 ГВт, по оценкам экспертов. Против строительства дорогостоящей генерации выступают бизнес и регуляторы. Что выйдет в итоге из этого очередного начинания?
Родственные связи
Периодически в прессу просачиваются скандалы, связанны с промышленным монстром. Так, например, несколько лет назад разгорелся громкий скандал с московским конструкторским бюро «Компас» (МКБ «Компас»), которое подконтрольно «Ростеху». Там во время бухгалтерских проверок было обнаружено хищение в размере 2,5 млрд рублей! Сама госкомпания проходила как пострадавшая сторона. Но дело спустили на тормозах – результаты экспертизы были признаны недопустимыми и не имеющими юридической силы. Но это, наверное, можно считать издержками работы. Тем более пресс-служба компании, когда случаются подобные происшествия, исправно объясняет, что соответствующие меры были приняты.
Стоит заметить, когда в 2007 году в России начали создаваться госкорпорации, которые должны были выступить в качестве кластеров развития экономики, многие эксперты говорили, что государство не может быть эффективным собственником, и поэтому закачивание денег в государственные структуры нецелесообразно. И вот действительность превзошла самые смелые прогнозы.
Да, «Рособоронэкспорт», входящий в «Ростех», увеличил портфель заказов на оружие на 10 млрд долларов. Ну а как быть с остальными убыточными предприятиями?
При этом даже на солидные зарплаты топ-менеджеров крайне сложно купить недвижимость, которой они владеют. Так глава «Ростеха» Сергей Чемезов зарабатывает порядка 332 млн рублей в год. А в расследовании Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) утверждается, например, что жилище Сергея Чемезова, расположенное на 12 и 13 этажах в гостинице Four Seasons Hotel, имеет суммарную площадь 1434 квадратных метра, которые, если верить подсчетам ФБК, могут стоить порядка 5 млрд рублей. Квартира находится в здании на Манежной площади, и ее окна выходят на Красную площадь, Кремль, Исторический музей и другие достопримечательности центра столицы.
Правда, Сергей Чемезов заявил, что расследования о его недвижимости — домыслы.
Наверное, домыслами можно объяснить и то, что его теща, 73-летнея пенсионерка Людмила Рукавишникова, ранее не занимавшаяся бизнесом, стала учредителем и совладельцем компаний, владеющих недвижимостью в центре Сочи, а также четырехэтажным особняком на Патриарших прудах в Москве (ранее принадлежавший «Ростеху»).
Еще один дом, которым управляет фирма, зарегистрированная на пенсионерку, - исторический особняк на Малой Никитской. Причем самая роскошная квартира в нем – пентхаус площадью 700 квадратных метров с террасой 240 метров – принадлежит самой Рукавишниковой. Кроме того, женщина владеет несколькими автомобилями, в том числе иномарками стоимостью более 10 миллионов рублей.
А еще «Ростех» профинансировал создание сериала «Годунов». В одной из главных ролей сериала снялась Анна Михалкова. Все бы ничего, но смущает то обстоятельство, что на старшей дочери режиссера Никиты Михалкова женат глава ЦНИИточмаша (входит в «Ростех») Альберт Баков.
И вот уже становится трудно понять, где родственные связи, где бизнес, где семейная организация, а где госкорпорация. Впрочем, этим сейчас никого уже и не удивить. Как и званием Героя России, которым награжден Сергей Чемезов. Понятно, это знак того, что он в фаворе и все делает правильно.
Что касается загоревшихся аппаратов искусственной вентиляции легких «Авента -М», можно не сомневаться: будет проведено расследование происшествия, вероятно, будут найдены и виновники. Лишь бы не получилось как обычно, что ими окажутся «стрелочники», которые и попадут под раздачу.
Таковы правила игры.