ГИБДД опубликовала данные об аварийности с участием пьяных водителей за семь месяцев 2013 года. За это время по их вине погибли 1058 человек. Но самое главное, что исследование показало, – ни нулевое промилле, ни увеличение штрафов не повлияли существенно на печальную статистику. По вине пьяных по-прежнему происходит около 7,5% общего числа аварий. Можно ли как-нибудь переломить ситуацию?
Виталий Ефимов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России, бывший министр транспорта:
– Катастрофическая ситуация на наших дорогах может решиться только законодательно. Нигде в мире нет таких либеральных законов, как у нас, там все едут по правилам, потому что понимают – за любое нарушение им придёт штраф. Причём штраф такой, что мало не покажется. Вспомните историю с сыном бывшего владельца одного из московских рынков, которому выставили в Швейцарии штраф миллион долларов. А у нас штрафы какие? Всего тысяча рублей. Кроме того, мы единственная страна в мире, где транспортные инспекции практически обескровлены, где не лицензируют грузовые перевозки, часть пассажирских перевозок и даже перевозки детей. Поэтому на непонятно каких машинах неизвестно кто работает. Последние лет 15 у нас совершенно неправильно построена система обеспечения безопасности дорожного движения. Весь упор делается на водителя – его хватают, штрафуют, и на этом дело заканчивается, а везде эти вопросы начинаются с владельца предприятия. Ведь что такое лицензирование? Владелец предприятия пишет бумагу, что берёт на себя обязательства, что он профессионал сам и будет обучать, проверять водителей и транспорт. Если нет, то у него отберут лицензию. В 1997 году в России было 8,5 тыс. линейных инспекторов, сейчас их число сократилось до 3,5 тыс., а, учитывая, что 30% сотрудников, как правило, находятся в отпусках или на больничном, на практике получается, что в 1500 городах функционируют фактически 2,5 тыс. инспекторов. Да и зарплаты у них даже смешными назвать нельзя. Как можно на 9 тыс. рублей содержать семью?
Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
– Самое простое в этой ситуации сказать, что у нас нет законов, а существующие плохие. Легче всего изменить закон, бумага ведь всё стерпит. У нас в последнее время лишь исправляют цифры в законах – пять на семь и так далее. Но ведь долго так продолжаться не может, тем более что всё равно ничего не меняется. Пьяные как садились за руль, так и будут садиться. И не потому, что не боятся ГАИ, считая, что всегда откупятся. Такие люди вообще ни о чём не думают – они пьют, потом на автомате садятся за руль, совершают ДТП, и им становится вообще ничего не нужно. Пьяный за рулём – это пробел в воспитании. Наверное, этих водителей уже ничем не испугать. Так что проблему катастроф на наших дорогах надо решать иначе – дороги надо разгружать.
Василий Бочкарёв, губернатор Пензенской области:
– Всё, что происходит на наших дорогах, – это не вопрос плохих дорог или мягкого законодательства, это вопрос культуры участников дорожного движения. К сожалению, культуры поведения у нас нет нигде. Никакие штрафы, никакая уголовная ответственность здесь не помогут. Нарушители об этом не думают, когда совершают правонарушения. К сожалению, при изменении государственного строя моральную составляющую мы отодвинули на второй план. И за 20 лет выросло новое поколение, которое воспитывалось на иных ценностях, а не на чувстве долга и ответственности. Да и те, кто знал об этих ценностях, их утратили и позабыли. Наверное, пришло время перейти на проповеди, как в католических церквях. Надо собирать народ, приглашать профессионалов и говорить о культуре, о культуре в семье, культуре взаимоотношений, культуре на производстве и на дороге.
Андрей Орёл, исполнительный директор Национального общественного центра безопасности движения:
– У нас должна быть неотвратимость наказания. Штрафы можно поднимать сколько угодно, но вопрос в том, что не всех наказывают. Очень часто мы видим, как ГАИ останавливает машину, пьяный не пьяный водитель, но он показал корочку – и поехал дальше. А ведь именно из-за этих людей происходят ДТП со смертельными исходами. Остальные участники дорожного движения видят, что есть каста неприкасаемых, и им тоже хочется так же ездить. Поэтому мы каждый день слышим о жутких ДТП по всей стране. Нужна политическая воля, только тогда все начнут понимать – перед законом все равны.