Версия // Власть // Как на российских регионах отразится вступление Финляндии в НАТО

Как на российских регионах отразится вступление Финляндии в НАТО

5243

Закрытая калитка в Европу

Как на российских регионах отразится вступление Финляндии в НАТО
(фото: Александр Даничев/РИА Новости)
В разделе

Финляндия приняла окончательное решение о вступлении в НАТО. Таким образом Россия получит более чем тысячекилометровую границу с альянсом, проходящую в непосредственной близости от Петербурга. Как отразится изменение геополитической ситуации на жизни приграничных российских регионов?

Согласно социологическим опросам, финны очень доверяют национальным средствам массовой информации. К примеру, в начале прошлого года 81% опрошенных заявили, что считают теленовости компании Yle (аналог российского ВГТРК) «очень или достаточно надёжными». При этом финская пресса освещала всё происходящее на Украине за последние восемь лет исключительно в русле общеевропейского мейнстрима. Здесь следует учитывать, что важнейшей частью историко-культурного кода современной Финляндии остаётся память о Зимней войне и нападении Советского Союза в 1939 году, отчего начало спецоперации вызвало у большинства финнов испуг. Потому неудивительно, что сторонники вступления Финляндии в НАТО успели молниеносно провести решение о вступлении страны в альянс.

Финское счастье

Надо отметить, что столь взаимовыгодного соседства, как с Финляндией, у России не было больше ни с одной страной Евросоюза. При сохранении визового режима жителям Петербурга, Ленобласти, Карелии и прочих регионов СЗФО финны выдавали шенгенские визы совершенно свободно, на максимально возможные сроки и при минимальных требованиях. Фактически это была широко распахнутая калитка в Европу, отчего многие жители российского приграничья катались в Финляндию на любые выходные и праздники. Использовалась Суоми и как транспортный хаб: три часа из Петербурга до Хельсинки на автобусе – и можно было на любом европейском лоукостере вылететь в любую точку мира за смешные деньги. Прозрачные границы использовались и для нехитрого заработка – к примеру, энергичный пенсионер из Сестрорецка покупал грузовую «Газель» и катался в Финляндию на распродажи бывшей в употреблении бытовой техники. Там она продавалась по цене металлолома, тогда как в России шла за приличные деньги, отчего пара таких рейдов в месяц позволяла выручать несколько сотен евро. Впрочем, разворачивался в приграничье и серьёзный бизнес, который кормил уже десятки и сотни семей. В непосредственной близости к границе как грибы росли автозаправки, магазинчики и отели, ориентированные на финских автотуристов, привыкших кататься в Россию за дешёвым бензином и ещё более дешёвым алкоголем. С финской стороны так же привечали россиян. Во всех приграничных городах открывались магазины и СПА-отели, персонал которых в обязательном порядке знал русский, а в ряде торговых сетей в качестве эксперимента даже пытались практиковать оплату товаров в рублях. Также некоторые школы Восточной Финляндии заменяли уроки шведского языка на уроки русского.

Энергичный пенсионер из Сестрорецка покупал грузовую «Газель» и катался в Финляндию на распродажи подержанной бытовой техники. Там она продавалась по цене металлолома, тогда как в России шла за приличные деньги

Коридор привёл в тупик

Первый удар по этой интеграции нанесла пандемия. Генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Саннамаариа Ванамо оценивала убытки финских предпринимателей от коронавирусных ограничений в «миллион евро в день». Российская сторона цифры не озвучивала, но потери также были заметны – в соцсетях жители Карелии и Ленинградской области массово жаловались на потерю работы и доходов. Тем не менее к пандемии мало-помалу привыкли, и по итогам 2021 года объём товарооборота Карелии с Финляндией, несмотря на ковидные ограничения, составил 13 млрд долларов. Теперь же в результате решений, принятых руководством Финляндии, объём уже сократился в 2 раза. На паузу поставлены сотни проектов, в том числе и имеющие общероссийское и межгосударственное значение.

К примеру, ещё с 1995 года реализовывался проект создания так называемого северного транспортного коридора, который должен был напрямую соединить порты Ботнического залива с центром России и Уралом. Маршрут проходил начиная с финской провинции Оулу, через российскую Карелию и Архангельскую область. Потенциально эта трасса могла бы стать одной из основных торговых артерий для всего севера Европы. Долгое время реализация проекта тормозилась неудовлетворительным состоянием дорог в российской глубинке, однако в последние годы правительство РФ вложило миллиарды рублей в обустройство федеральных трасс. В итоге для запуска некоей «черновой» версии северного транспортного коридора, позволившей бы оценить его потенциал, не хватило лишь полноценного ремонта трёх десятков километров дороги в районе приграничного карельского города Костомукши. Работы планировали завершить в течение ближайших двух лет. Это позволило бы напрямую соединить дороги всего севера Финляндии с федеральной трассой «Кола». Однако, если ремонт и закончат, проект транспортного коридора, как и любые иные проекты, основанные на сотрудничестве приграничных регионов, очевидно, можно отложить в долгий ящик. В связи с этим предприниматели, которые надеялись на оживление движения по северу Карелии, меняют свои планы.

Не очень понимают дальнейшие перспективы и те, кто уже успел выстроить бизнес в приграничных районах. «Нашими основными покупателями всегда были финны, – рассказывает предприниматель Олег, у которого есть несколько заправок и магазинов в карельском приграничье. – Изначально мы просто перепродавали бензин с некоторой наценкой – из-за разницы в курсах валют для финнов топливо всё равно выходило дешёвым. Прибыль вложили в магазинчик, потом появились кафе и мотель. Более того, нашли партнёра в Финляндии (познакомились на нашей же заправке) и запустили с ним небольшое лесопильное производство. Думали, что переживём пандемию и бизнес опять пойдёт в гору. Но что делать теперь, совершенно непонятно».

Развитие за счёт армии?

Впрочем, есть и те, кто рассчитывает оказаться в выигрыше от новой геополитической ситуации. Прежде Россия постоянно сокращала затраты на содержание военных сил в приграничной зоне. При этом ещё с советского времени в небольшом карельском посёлке Калевала главным градообразующим предприятием была пограничная часть. Несколько сотен бойцов в зелёных фуражках давали работу чуть ли не всей экономически активной части жителей Калевалы – на пограничной части был завязан и малый бизнес, и работа котельной, и строительство различных объектов инфраструктуры. Но в середине нулевых часть расформировали, пограничников перевели в соседний город, отчего посёлок захирел фактически за несколько месяцев. Теперь же здесь ожидают возвращения пограничников, а заодно инвестиций государства в обустройство территории. Новый железный занавес большинство оставшихся жителей посёлка не пугает – у них и так не было денег на поездки в финские магазины или аэропорты.

Пытаются извлечь выгоды из ситуации и карельские власти. Руководство парламента Карелии уже выступило с инициативой начать укрепление военной и гражданской приграничной инфраструктуры республики.

«На наш взгляд, необходимо модернизировать приграничную инфраструктуру двойного назначения, как военного, так и гражданского. Кроме того, важно создавать условия и возможности для активного заселения территорий вдоль границы. Мы понимаем, что объективно наблюдается отток населения из существующих населённых пунктов. Новое строительство помогло бы решить эту проблему», – считает председатель Законодательного собрания Карелии Элиссан Шандалович.

Кроме этого, по его мнению, сейчас перед приграничными регионами России стоит важнейшая задача по ускоренному развитию. Впрочем, весьма примечательно, что грандиозные планы небогатая северная республика увязывает только с финансовой помощью из Москвы. Однако найдутся ли у федерального центра в нынешней ситуации лишние деньги на развитие Карелии, большой вопрос.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.06.2022 16:25
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх