Глава Минсельхоза Оксана Лут поблагодарила производителей яиц за… снижение инфляции и ключевой ставки. «Наша Версия» попыталась разобраться, что министр имела в виду, и, похоже, установила удивительную взаимосвязь между решениями ЦБ, яйцеводством, а также интересами банковского сектора.
Этим летом ЦБ вдруг развернул тренд на изменение ключевой ставки. С весны 2023 года до зимы 2025-го она выросла с 7,5 до 21%, а в июле-августе отыграла вниз до 18%. Объяснение этому высказала министр сельского хозяйства Оксана Лут. По её словам, на ставку повлияли цены на яйца. И в то же время она спрогнозировала подорожание этого продукта.
Появилась новая интрига: не придётся ли Центробанку снова поднимать ключевую ставку, когда в середине осени случится сезонное подорожание яиц?
Удар по ценам
Объясняя снижение ставки в конце июля, ЦБ ссылался прежде всего на замедление инфляции. Правда, в первую очередь указывалось на торможение роста цен непродовольственных товаров (со справедливой оговоркой, что на это во многом повлияло укрепление рубля). В то же время регулятор отмечал и «снижение инфляционного давления в продовольственных товарах».
С непродовольственными товарами ситуация более-менее понятна. Автомобили и бытовую технику многие привыкли покупать в кредит. А когда займы недоступны, от покупок приходится отказываться. Чтобы сохранять обороты, продавцы вынуждены придерживать цены (пока курсы валют позволяют) либо же торговать более дешёвыми аналогами. А вот как именно высокие проценты по кредитам заставили продавцов еды притормозить с ростом цен, объяснить уже не так просто. Но при этом ЦБ высказался чётко: инфляция притормаживает, а значит, ставку можно понижать, если же инфляция пойдёт вверх, то «ключ» снова может быть поднят.
Даже беглое изучение бенефициаров крупного яичного бизнеса говорит, что зачастую за ним стоят люди и структуры, имеющие прямые интересы в банковском секторе. И влиять на решения регулятора по поводу ключевой ставки для них дорогого стоит
Свой взгляд на механизм снижения продовольственной инфляции и ключевой ставки высказала на Всероссийском дне поля министр сельского хозяйства Оксана Лут. «Хочу сказать яйцеводам спасибо: благодаря им снизилась инфляция. И ставка ключевая пошла вниз. Без шуток, это реально так, – сказала она, описывая ситуацию в птицеводстве. – Птицеводческие хозяйства наши несут на себе сейчас всю ответственность за снижение инфляции, за снижение ключевой ставки. Им надо поставить памятник».
И действительно, в отчётах Росстата видно, что с начала 2025 года все основные продовольственные товары дорожали и только яйца – дешевели. В первом полугодии год к году индекс цен на яйца составил 86%, в июне год к году – 79%.
Аналитики рынка поясняют: цены на яйца снизились из-за перепроизводства и накопления избыточных запасов. Удивляться здесь нечему. Зимой 2023/24 года в торговых сетях России образовался дефицит яиц, в результате которого цены резко пошли вверх – до 130–140 рублей за десяток.
«Ситуация отрастёт»
Выбор грузовых шин играет важную роль в обеспечении безопасности и эффективности эксплуатации транспортных средств. Одним из ключевых факторов при выборе шин является рисунок протектора, который существенно влияет на характеристики сцепления, устойчивости и износостойкости.
Чем был вызван недавний дефицит яиц на прилавках, толком неясно. Производство яиц с каждым годом растёт. По данным Российского птицеводческого союза, в 2022 году было произведено 44,8 млрд штук, в 2023-м – 45,8 млрд штук. По данным же Росстата, в 2024-м производство составило 46,7 млрд штук. Поэтому возникли мнения, что яйца кто-то придерживает «под полой», но вряд ли это так, ведь гноить товар, занимая им складские площади, никому вроде бы не выгодно. «Наша Версия» публиковала предположение, что видимый дефицит вызван ростом числа магазинов и количества отведённых в них под яйца полок.
Как бы там ни было, дефицит, пусть даже мнимый, привёл к росту розничных и закупочных цен. Как следствие, производители стали инвестировать в яйцеводство – и не в ущерб себе. «В 2023 году на фоне резкого роста цен на яйца рентабельность их производства в России составила рекордные 23,08%, а по результатам первого квартала 2024 года в отдельных регионах вышла на фантастический уровень – более 60%», – констатировала «Российская газета». В то же время «Форбс» подсчитал, что по итогам 2023 года доходы производителей яиц выросли в диапазоне от 33 до 1200%. Крупнейшим игроком рынка журнал называл группу «Таврос» Рустема Миргалимова, которая контролирует сразу несколько крупных птицефабрик – «Комсомольскую», «Башкирскую», Агрокомплекс «Оредеж» и Советскую агрофирму. Холдинг нарастил за год прибыль в 9,2 раза и заработал на яйцах 3 млрд чистыми.
Теперь прилавки торговых сетей оказались заполнены яйцами. То ли рост производства сказался, то ли просто логистику удалось наладить. И торговцы начали опускать цены. Говорят, что в магазинах-дискаунтерах крупнейших городов этим летом можно было найти мелкие яйца по 27 рублей за десяток.
Впрочем, аграрный министр предупреждает, что продлится это недолго. «Мы же понимаем, что это временная история, – говорила она на Дне поля по «яичному» вопросу. – Да, сейчас так. Но она же всё равно отрастёт, и мы предупреждаем всех, что ситуация отрастёт, что цена на яйцо пойдёт вверх… Мы ждём осень и понимаем, что скорее всего ситуация изменится и это даст плюс в инфляцию».
Ценный продукт
Логика Лут понятна. Если ЦБ, принимая решение о величине ключевой ставки, руководствуется формальным показателем инфляции, то цена на яйца здесь способна стать определяющей. Таким образом, несколько крупнейших производителей продукта своей ценовой политикой могут влиять на макроэкономику страны (!). Но зачем «яичным» магнатам играть в такие игры? Ведь в первую очередь их должны заботить интересы их собственного бизнеса.
В попытке найти возможный ответ на этот вопрос мы внимательнее присмотрелись к бенефициарам крупнейших агрохолдингов, производящих яйца. И вот что обнаружилось. В числе акционеров упомянутой выше группы «Таврос» числится Альфа-Банк. Эта финансовая структура также является крупнейшим кредитором холдинга. Одним из крупнейших производителей яиц является птицефабрика «Синявинская». Сейчас её владельцы скрыты, но до 2022 года 95% акций компании контролировали структуры «Сбера». В числе лидеров и птицефабрика «Челябинская», её совладелец Илья Корбашов является акционером банка «Центрокредит».
Даже беглое изучение бенефициаров крупного яичного бизнеса говорит, что зачастую за ним стоят люди и структуры, имеющие прямые интересы в банковском секторе. И влиять на решения регулятора по поводу ключевой ставки для них дорогого стоит. Помимо финансистов в числе «яичных королей» числятся владельцы многопрофильных холдингов и региональные «олигархи». Размер ключевой ставки для них тоже имеет значение. Конечно, мы далеки от мысли, что здесь может быть какой-то сговор. Но сама по себе ситуация выглядит интересно. Похоже, яйца в российской экономике имеют куда больший вес и цену, чем может показаться на первый взгляд.
Кстати
Яйца, судя по всему, не случайно получили особое место в потребительской корзине россиян. Фитнес-центры в России растут как грибы (только за прошлый год рынок увеличился на 24%). Значит, у граждан есть спрос на красивые фигуры. А в статьях по фитнес-питанию яйца зачастую упоминаются как продукт номер один, поскольку в них много белка и мало жира. Вслед за ними идут куриная грудка, диетические сорта рыбы и морепродукты.
Что касается, в частности, курятины и грудки, то производители не стесняются задирать цену. В июле стоимость куриного филе в опте выросла на 24% год к году – до 307 рублей за кило. Здесь надо отметить, что крупнейшие производители яиц и куриного мяса не совпадают. За курятину отвечают такие холдинги, как «Ресурс», «Черкизово», «Приосколье», Агрокомплекс им. Н.И. Ткачёва. Аналитики рынка говорят, что производство курятины в России растёт в ожидании дальнейшего повышения спроса. Что не продастся в стране, птицеводы рассчитывают направлять на экспорт – в Китай, Саудовскую Аравию и Казахстан.
Что касается рыбы, то по соотношению белка и жира среди клиентов фитнес-клубов наиболее ценным считается тунец. Однако российские рыбопромышленники тунца не добывают. Возможно, потому, что эта суховатая рыба не пользовалась до последних лет спросом среди широких слоёв населения. Так что сейчас на тунце обогащаются импортёры. В Россию попадает в основном самый дешёвый и малоценный вид тунца – макрелевый. А продаётся он задорого и приносит торговцам хорошие барыши.
По данным из отрытых источников, в 2023 году импорт тунца в Россию оценивался в 90 млн долларов, в 2024-м – в 45 млн долларов, в первые три месяца 2025 года – в 10 млн долларов, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2024 года. В рознице мороженый стейк из тунца стоит более 1,5 тыс. за килограмм.
Таким образом, по сравнению с куриной грудкой и тунцом яйца остаются самым доступным компонентом высокобелковой диеты для создания красивой фигуры. А за красоту многие уже привыкли платить.