Сразу шесть слияний медучреждений запланировали в Минздраве Ульяновской области до конца года. Чиновники уверяют, что такая оптимизация пойдет только на пользу и врачам, и пациентам, улучшив качество и доступность медпомощи. На самом же деле, региональный Минздрав – завсегдатай коррупционных скандалов – таким образом решает проблему нехватки медперсонала и медоборудования.
Планы по оптимизации объявлены поистине грандиозные. Например, в Мелекесском районе в одно юрлицо планируется объединить сразу пять лечебных учреждений: Зерносовхозскую, Мулловскую, Новомайнскую, Тиинскую и Рязановскую участковые больницы. «В настоящее время в одном муниципальном районе находятся пять медицинских организаций, не соответствующих требованиям, предъявляемым к участковым больницам, ни по мощности учреждений, количеству прикрепленного населения, ни по кадровой и материальной обеспеченности, включая медицинское оборудование», – говорится в уведомлении о выдвижении инициативы о реорганизации, опубликованном на официальном сайте регионального Минздрава.
В переводе с чиновничьего языка это может означать следующее: денег и ресурсов на нормальное оснащение пяти больниц у нас нет, поэтому из пяти недооснащенных медучреждений постараемся сделать одно получше, глядишь, чего и получится.
Больниц много, врачей мало
По аналогичному сценарию будут развиваться и остальные запланированные на этот год оптимизации. Так, Областной кардиологический диспансер объединят с Ульяновской областной клинической больницей – для «создания единого замкнутого цикла по кардиологической помощи». Областную детскую инфекционную больницу сольют с Ульяновской областной детской клинической больницей им. Ю.Ф. Горячева – для «повышения качества и доступности медицинской помощи посредством повышения эффективности использования материального, финансового и кадрового потенциалов».
Центр ментального здоровья планируется создать после объединения ДСПБ №1 в Засвияжском районе с Ульяновской областной клинической психиатрической больницей им. В.А. Копосова. Заметим в скобках, что ДСПБ №1 сегодня является специализированным детским медучреждением. После оптимизации больница рискует стать лишь одним из подразделений в крупном центре.
Аналогичная судьба ждет и ДСПБ №2 в Заволжском районе. Ее и вовсе планируется объединить с Городской клинической больницей святого апостола Андрея Первозванного.
Наконец, объединению подлежат три городские поликлиники: №5, №6 и №3, что «позволит рационально использовать узких специалистов, распределяя их по графику для обслуживания в том или ином подразделении объединенной медицинской организации», не скрывают оптимизаторы.
«Система здравоохранения в Ульяновской области влачит весьма жалкое существование, поэтому говорить о еще больших рисках для команды губернатора бессмысленно, – комментирует грядущую оптимизацию политолог Николай Васин. – Любая попытка задним числом, кулуарно, вне общественного обсуждения провести какое-то решение вызывает у людей мгновенную негативную реакцию и подрывает доверие к власти».
Как якутское постпредство распоряжается советскими противотуберкулезными санаториями
О кулуарности принимаемых решений и возможных рисках для команды губернатора Алексея Русских политологи упоминают не случайно. Все дело в том, что нынешняя оптимизация – уже далеко не первая. Все предыдущие попытки лишь явно ухудшили доступность медицинской помощи. А чиновники от здравоохранения при этом не вылезают из коррупционных скандалов.
Нет больницы – нет проблемы?
Ярким примером неудавшейся оптимизации стал проект 2022 года по созданию межрайонного центра на базе Барышской районной больницы, в результате которого жители фактически лишились больницы в поселке Базарный Сызган.
Заметим, что расстояние между двумя этими лечебными учреждениями составляет около 30 километров. Так что все вопросы о повышении доступности медпомощи отпадают сами собой. Основания для оптимизации тогда звучали все те же: дескать, больница в Базарном Сызгане плохо оснащена, там нет специалистов, да и вообще в населенном пункте, который она обслуживает, проживает не более восьми тысяч человек. «Стационарная медпомощь оказывается лишь по терапевтическому и педиатрическому профилям, есть большие вопросы по кадровой обеспеченности – узких специалистов у поликлиники нет и вовсе, кто-то работает на 0,25 ставки. Отсутствует фтизиатр, инфекционист, уролог, невролог, хирург и другие врачи. Кроме этого, в больнице нет КТ, МРТ, маммографа, передвижного флюорографа», – перечисляла недостатки тогдашний замминистра здравоохранения Ульяновской области Олеся Колотик-Каменева.
Только вот вопрос о том, почему региональные власти вместо того, чтобы закупать в больницы необходимое оборудование, решают их ликвидировать, до сих пор остается без внятного публичного ответа.
В очередной раз об оптимизации вспомнили в апреле прошлого года. Тогда в атмосфере строжайшей секретности вопрос о слиянии нескольких городских поликлиник обсуждался в кабинете регионального вице-премьера, курирующего здравоохранение, с местными парламентариями. После этой встречи, как сообщали местные СМИ, главврача одной из поликлиник попросили освободить занимаемую должность.
Кстати, на той встрече речь шла, в частности, о поликлиниках №5 и №6, которые сегодня уже вполне официально фигурируют в списках на оптимизацию.
Горе-оптимизаторы
За последние несколько лет в региональном Минздраве уже не раз сменилась команда. Поменялся и куратор отрасли в региональном правительстве. Однако и нынешние функционеры от здравоохранения продолжают начатую политику безудержной оптимизации. Оправдания при этом звучат все те же. «Мы анализируем ситуацию совместно с федеральными экспертами и видим, что в некоторых учреждениях проседает качество медпомощи – либо из-за отсутствия узких специалистов, либо из-за отсутствия нужного оборудования», – объясняла причины будущего слияния больниц и поликлиник вице-премьер регионального правительства Анна Тверскова, подчеркнув, что «реформирование назрело».
Показательно, что зачинщиками «назревшего реформирования» в свое время стали местные чиновники, уже получившие обвинение в коррупции. Так, в 2018 году в местном Минздраве разразился громкий скандал, связанный с коррупцией при госзакупках медикаментов. По итогам разбирательства своей должности тогда лишился замглавы ведомства Андрей Алабин.
В 2022 году новая команда Минздрава стала объектом очередного расследования. Прокуратура вскрыла махинации, связанные с фиктивным завышением цен на госзакупках пульсоксиметров.
А буквально на днях Ленинский районный суд Ульяновска вынес приговор гендиректору ООО «Фармасофт» – компании, занимавшейся внедрением и сопровождением электронной информационной системы в сфере здравоохранения Ульяновской области.
Ущерб от фиктивных актов приемки-передачи работ суд оценил в 1,4 млн рублей.
Не исключено, что если бы министры губернатора Алексея Русских меньше были бы озабочены «схемами» при проведении госзакупок, то и денег на техническое оснащение сельских больниц и поликлиник было бы в достатке, а там, глядишь, и масштабной оптимизации удалось бы избежать.