// // Экономический кризис сблизит бывшие советские республики. Или объединит?

Экономический кризис сблизит бывшие советские республики. Или объединит?

342

BACK IN USSR?

Экономический кризис может обернуться для стран Прибалтики политическим
Экономический кризис может обернуться для стран Прибалтики политическим
В разделе

Говорят, что, когда Америка чихает, у всего остального мира насморк. Если продолжить эту аналогию, то, когда Россия гриппует, лихорадит и тесно связанные с нею страны СНГ. Экономическая ситуация у нас в стране, мягко говоря, далека от идеальной. Но на постсоветском пространстве проблемы куда серьёзнее: как минимум три республики бывшего Союза находятся на грани дефолта. И по мере развития мирового кризиса, пик которого экономисты прогнозируют на начало весны, число потенциальных банкротов рискует увеличиться. Но злорадствовать по этому поводу, руководствуясь принципом «у соседа корова сдохла», не стоит, так как их проблемы становятся отчасти и нашими, поскольку бывшим братским республикам необходимы средства для выживания, а Россия может протянуть им руку помощи. Более того, нынешний кризис даёт уникальный шанс России восстановить единое экономическое, а то и политическое пространство.

Говорят, что, когда Америка чихает, у всего остального мира насморк. Если продолжить эту аналогию, то, когда Россия гриппует, лихорадит и тесно связанные с нею страны СНГ. Экономическая ситуация у нас в стране, мягко говоря, далека от идеальной. Но на постсоветском пространстве проблемы куда серьёзнее: как минимум три республики бывшего Союза находятся на грани дефолта. И по мере развития мирового кризиса, пик которого экономисты прогнозируют на начало весны, число потенциальных банкротов рискует увеличиться. Но злорадствовать по этому поводу, руководствуясь принципом «у соседа корова сдохла», не стоит, так как их проблемы становятся отчасти и нашими, поскольку бывшим братским республикам необходимы средства для выживания, а Россия может протянуть им руку помощи. Более того, нынешний кризис даёт уникальный шанс России восстановить единое экономическое, а то и политическое пространство. Недаром руководство нашей страны уже объявило о планах строительства некоего подобия Евросоюза на базе СНГ. И эта идея, кажется, даже находит поддержку у руководства ряда республик. Впрочем, звучат и другие голоса: мол, наши соседи намерены в очередной раз «подоить» Россию, слегка подыграв её имперскому честолюбию. Что ожидает государства на постсоветском пространстве в условиях мирового экономического кризиса и как это скажется на их отношениях с Россией, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Первыми влияние мирового экономического кризиса ощутили на себе страны Балтии, многие годы являвшиеся образцово-показательными прозападными демократиями на постсоветском пространстве. «Прибалтика – банкрот» – так кратко охарактеризовал состояние дел в балтийских государствах руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. И судя по сообщениям, приходящим с западных рубежей бывшего Союза, эти слова недалеки от истины. Правда, ожидать, что кризис сблизит Россию и прибалтийские республики, вряд ли стоит. Их курс на Запад определён, однако экономическая ситуация может несколько скорректировать их отношение к России.

В наихудшем положении находится Латвия. Собственно говоря, она продемонстрировала рекордные темпы падения не только в регионе, но и во всём Евросоюзе: ВВП страны в третьем квартале 2008 года по сравнению с тем же периодом 2007 года упал на 4,6%, что стало самым низким показателем в ЕС. Латвия оказалась на грани банкротства, и ей пришлось договариваться с МВФ о предоставлении кредита, чтобы остаться на плаву.

Но кредитовать латвийскую экономику международные финансовые структуры согласились на крайне жёстких условиях. Правительство Латвии признаёт, что им, по сути, выкручивают руки, но иного выхода они не видят. В результате Латвии пришлось пойти на крайне жёсткие меры: на 15% снижены зарплаты «бюджетникам» (есть вероятность, что они будут урезаны ещё на 10%), подняты акцизы на все товары, увеличены налоги. В результате экономический кризис рискует обернуться для Латвии кризисом политическим. Акция протеста в Риге против введения непопулярных антикризисных мер закончилась столкновением с полицией. А спустя некоторое время протестные выступления дошли и до соседней Литвы, где правительство также призывает затягивать пояса потуже. И, судя по всему, предпосылок для снижения градуса социального недовольства не наблюдается, напротив, оно будет только нарастать.

По теме

При этом экономика стран Балтии во многом схожа, Латвия просто раньше других столкнулась с последствиями мирового финансового кризиса. У её соседей те же самые проблемы: резкое сокращение государственных расходов, как следствие социальное недовольство, а в перспективе, по прогнозам Bank of America, всей троице «светит» девальвация национальных валют. Кроме того, основой экономики прибалтийских стран долгие годы являлся российский транзит, в том числе и финансовый, и дешёвые кредиты из ЕС. Однако с деньгами и с Запада, и с Востока в результате кризиса стало туго. Не в последнюю очередь страны Балтии сами усугубили своё положение, потеряв российский транзит по чисто политическим причинам.

К примеру, в Эстонии грузопоток из России резко сократился ещё после демонтажа Бронзового солдата. По оценкам депутата рийгикогу (парламента Эстонии) Ханнеса Румма, в 2008 году страна из-за этого скандала потеряла порядка 3 млрд. крон (200 млн. евро). А из-за кризиса бюджет на 2009 год пришлось урезать на 7 млрд. крон, но он всё равно почти на 1 млрд. крон дефицитен. Между тем сохранение хороших отношений с Россией для Эстонии могло бы смягчить удар кризиса. Но всё же у Эстонии среди всех прибалтийских государств положение наиболее устойчивое. Во многом благодаря тому, что в этой стране смогли обзавестись стабфондом. А вот Литве для спасения экономики, как и Латвии, пришлось обращаться за помощью к МВФ, запросив кредит 5 млрд. евро.

Поучаствовать в этом процессе Москве не дадут по чисто политическим причинам. Что наглядно было видно по процессу поиска кредитов для спасения утопающей Прибалтики: вопрос о возможности заимствований у России даже не обсуждался. Но всё же кризис даёт надежду на потепление отношений между странами Балтии и бывшей метрополии – вполне очевидно, что разбрасываться потенциальными источниками дохода в условиях кризиса крайне недальновидно. По слухам, Литва через третьих лиц, а именно с помощью президента Франции Николя Саркози, уже пыталась обратиться к российскому руководству с просьбой помочь энергоносителями.

Однако не исключён и другой, негативный для России сценарий. Одним из возможных объектов «выпуска пара» могут стать русские, проживающие в Прибалтике. «Латвийские власти специально инспирируют конфликты с Россией, чтобы продемонстрировать, что русские в Латвии – пятая колонна, чтобы снять накал критики в свой адрес», – говорит политолог Сергей Марков. Судя по реакции на события в Риге, всю вину за беспорядки хотят возложить на русскоязычных граждан. В соседних государствах картина схожая: в частности, генеральный комиссар полиции Литвы Визгирдас Теличенас обосновал невозможность повторения рижских событий в Вильнюсе тем, что «численность русского населения Литвы крайне мала». Но, как показали события последующих дней, недовольство экономической политикой определяется не только и не столько национальностью. Свалить вину за кризис на Восток в данном случае явно не получится. Как и пытаться найти пресловутую «руку Москвы» в акциях протеста населения.

«Наша Версия» в последнее время не раз писала о ситуации на Украине, где финансовый кризис наложился на кризис политический. О неминуемом крахе украинской экономики говорят не только оппозиционные политики, но и чиновники, занимающие высшие посты в государстве. Так, по словам председателя правления Нацбанка Украины Владимира Стельмаха, стране грозит дефолт уже в ближайшее время. Президент страны Виктор Ющенко, впрочем, убеждён, что кризис удастся преодолеть, в частности, благодаря помощи МВФ. Напомним, в конце прошлого года эта международная организация согласилась выделить Украине беспрецедентный по меркам МВФ стабилизационный кредит в размере 16,5 млрд. долларов. Однако, по оценкам Стельмаха, потребность страны во внешних займах в текущем году составит 55 млрд. долларов.

В прежние годы Украина демонстрировала довольно высокие темпы роста, став одним из самых быстроразвивающихся государств Восточной Европы. Но этот экономический бум был преимущественно обусловлен внешними источниками (инвестиции, валютная выручка от экспорта, займы), которые направлялись в основном на потребление, а не на развитие производства. Кризис перекрыл поступление средств извне, и оказалось, что в момент кризиса экспортная продукция Украины не слишком котируется на внешних рынках. Причин тому несколько: во-первых, существенной статьёй экспорта была металлургия, а эта отрасль в результате кризиса пострадала наиболее сильно, во-вторых, от продукции низких переделов (а продукция украинских металлургов является именно «полуфабрикатом») импортёры отказываются в первую очередь.

По теме

Сейчас аналитики спорят лишь о том, насколько жёсткой окажется «посадка» для Украины. То, что происходит сейчас – обвальное падение курса гривны, массовые увольнения и сокращения зарплат, – по мнению экспертов, всего лишь цветочки. Так, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин прогнозирует в этом году новый голодомор на Западной Украине. По его словам, в условиях кризиса восток страны не сможет прокормить несостоятельный запад. «Голодомор номер два начнётся на Украине где-то в марте, когда они окончательно проедят все запасы и сожгут всю мебель для обогрева», – говорит Дугин. По его мнению, Киев неизбежно ждёт аннексия либо со стороны НАТО, либо со стороны России. «Выиграет тот, кто первым введёт танки», – уверен главный «евразиец».

Впрочем, более вероятным представляется другой сценарий. Президент Ющенко уходит с политической сцены, к власти приходят более лояльные к России политики, и как результат Москва предоставляет Киеву в обмен на политические и экономические уступки (в том числе и транзитную «трубу») помощь.

А вот соседу Украины, Молдавии, кризис оказался нипочём. Эксперты МВФ, обследовав состояние дел в этой стране, пришли к выводу, что ей опасаться нечего. Как шутят финансисты, Кишинёву ничего не грозит, потому что эта страна как жила преимущественно натуральным хозяйством, так и продолжает им жить. Поэтому Молдавии пока достаточно таких мер, как ограничение импорта, к примеру, из той же Украины. А вот для непризнанного Приднестровья кризис может стать серьёзным испытанием: одним из основных источников дохода там является металлургия, которая переживает нелёгкие времена во всём мире. Однако и Молдавия, и тем более Приднестровье вполне могут рассчитывать на помощь России.

За счёт восточного соседа намерена продержаться и Белоруссия. Когда первые признаки грядущего кризиса только замаячили на горизонте, Минск не замедлил попросить поддержки у Москвы. Идти на поклон Александру Лукашенко очень не хотелось. Но переговоры с МВФ – процесс затяжной. А для стабилизации ситуации Белоруссии требовался кредит 2 млрд. долларов и льготные цены на российские энергоносители. Эта помощь была оказана, и Минск превратился в удивительно лояльного соседа. Создание таможенного союза, взаиморасчёты в рублях, формирование единого экономического пространства – все эти проекты находят сейчас в Белоруссии мгновенную поддержку. Впрочем, как показывает прежний опыт сотрудничества, нынешняя лояльность Батьки может легко испариться, как только экономические трудности окажутся позади. Кстати, совсем недавно Белоруссию согласился поддержать МВФ. Управляющий директор Доминик Стросс-Кан заявил, что стране может быть выделено 2,5 млрд. долларов для преодоления последствий кризиса. Окончательное решение МВФ примет до конца января. Впрочем, обеспечить страны дешёвыми энергоносителями вряд ли будет под силу и этой влиятельной международной организации, следовательно, г-ну Лукашенко придётся умерить свои амбиции. По крайней мере на время.

Несмотря на бодрые заявления грузинского руководства, преодолеть воздействие мирового экономического кризиса Тбилиси будет крайне нелегко. По темпам падения курса национальной валюты Грузия вышла на второе место на постсоветском пространстве, уступая лишь Украине. Кроме того, «экономическое чудо» Грузии строилось на безудержном вливании средств из-за рубежа. И свои надежды на преодоление кризиса руководство страны также связывает с финансовой помощью извне в размере 5,4 млрд. долларов. Однако столь же щедро, как и прежде, финансировать Тбилиси в условиях кризиса западным державам явно не с руки. Так, Международная кризисная группа (ICG) уже предупредила, что размер помощи Грузии может быть сокращён.

Иных средств выбраться из кризиса у грузинского руководства немного. Планы по либерализации экономики и установление столь же мягкого налогового законодательства, как в известных мировых офшорах, вряд ли позволят привлечь достаточно инвестиций. Хороший офшор должен находиться как можно дальше от линии противоборства различных сил, а этим Грузия похвастаться как раз и не может.

По теме

А вот у соседа Грузии, Армении, состояние дел эксперты характеризуют пока как стабильное. По оценкам международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service, экономический рост в стране замедлится, но особых проблем возникнуть не должно. Первая волна кризиса страны вовсе не коснулась, а вторая затронет лишь незначительно. Экономисты этот факт объясняют просто: Армения не включена в мировую экономику, и всё происходящее в мире её не слишком касается. Правда, эксперты указывают, что могут возникнуть проблемы с гастарбайтерами, которые могут попасть под сокращения, вследствие чего Армения лишится их доходов. А это порядка 2 млрд. долларов ежегодно.

У Азербайджана проблемы посерьёзнее: падение цен на нефть привело к сокращению основной доходной статьи бюджета. В этом плане азербайджанская экономика сильно похожа на российскую. Ещё одно сходство заключается в том, что там за годы нефтяного бума удалось скопить Госнефтефонд, который в условиях кризиса пока даёт определённую гарантию стабильности. В целом оценки состояния азербайджанской экономики довольно позитивны: золотовалютные резервы превышают задолженность, кроме того, страна недостаточно включена в мировую экономическую систему, что в условиях кризиса несомненный плюс. По мнению аналитиков МВФ, максимум, что угрожает Баку, – это длительная рецессия. Хотя, конечно, совсем избежать Азербайджану негативных последствий мирового кризиса не удастся.

По мнению экспертов, ожидать серьёзных изменений в отношениях между закавказскими странами и Россией не стоит. В аждой из республик для этого есть свои собственные причины. В Грузии тяжёлая экономическая обстановка вполне может привести к падению режима Саакашвили. Но даже в случае прихода к власти оппозиции не следует рассчитывать на мгновенное потепление отношений: пророссийские политики имеют в сегодняшней Грузии рейтинг, близкий к нулевому. Незначительные сдвиги возможны, но прежний прозападный курс сохранится. Изменения формата сотрудничества с Арменией также не ожидается – Ереван остаётся последовательным союзником Москвы и никаких предпосылок для перемен не имеется. Маловероятными считаются изменения в отношениях между Баку и Москвой. Кризис, возможно, выльется в рост социальной напряжённости в стране, однако даже это вряд ли способно повлиять на политическую обстановку в этом закавказском государстве.

У флагмана Центральной Азии Казахстана проблем хватает. В финансовый кризис эта страна вошла с опережением. В отличие от других постсоветских стран, ощутивших на себе удар стихии лишь недавно, Казахстан борется с последствиями неумеренного заимствования уже полтора года. Первые признаки начали проявляться ещё летом 2007-го, когда иностранные инвесторы начали выводить свои активы из страны. «Казахстанские банки набрали запредельное по всем нормам количество кредитов за рубежом», – говорит Делягин. Учитывая, что цены на нефть были в тот момент на пике, Казахстану удалось относительно легко поддержать банковскую систему и курс национальной валюты.

Однако решить проблему внешней задолженности Астане не удалось. Ожидается, что уже в самое ближайшее время казахстанские банки, по сути, объявят дефолт. Переговоры о реструктуризации долгов начались в конце прошлого года, и, если верить председателю правления фонда национального благосостояния «СамрукКазына» Кайрату Келимбетову, к началу февраля станут известны их результаты.

Но в Казахстане опасаются другого дефолта – государственного. Причём некоторые источники уверяют, что кризис будет спровоцирован извне. Якобы весной будет предпринята попытка расшатать экономику, чтобы вынудить руководство государства обратиться за помощью к иностранным финансовым структурам и таким образом заставить Казахстан уступить контроль над природными ресурсами неким западным державам. Однако это вряд ли может понравиться России, которая имеет свои интересы в этом регионе, связанные не только с газом. Так что если версия о «провокации извне» имеет под собой серьёзные основания, то уже весной мы сможем наблюдать в этом регионе любопытный конфликт с далеко идущими геополитическими последствиями.

По теме

Соседей Казахстана по Центральной Азии всё происходящее в мировой финансовой системе затрагивает куда меньше. В Туркмении делают вид, что в мире и вовсе ничего не происходит. Что совсем неудивительно: Ашхабаду с его крайне закрытой экономикой опасаться нечего. Тем более что процессы, проистекающие внутри государства, лишь отчасти напоминают экономические. К примеру, курс национальной валюты корректируется непосредственно государством, банковская система как таковая отсутствует. Узбекистан, Киргизия и Таджикистан – страны, живущие натуральным хозяйством, и их включённость в мировую экономику находится практически на нуле.

Да, на первый взгляд проблемы всех этих государств по сравнению с остальными державами кажутся смехотворными. Но, как отмечает Делягин, «для бедных стран даже незначительное падение может оказаться крайне болезненным». Вообще же, из всех центральноазиатских стран больше всего трудностей эксперты пророчат Киргизии. Министр экономического развития и торговли Акылбек Жапаров уже заявил, что «фактически государство стоит на пороге финансового кризиса». Национальная валюта уверенно падает относительно мировых валют (третье место по скорости падения в СНГ). МВФ уже пообещал Киргизии в случае необходимости предоставить кредит в размере 60 млн. долларов. Но, по всей видимости, кризис заставит киргизские власти налаживать отношения с Россией, подпорченные в результате «тюльпановой революции». Появились даже сообщения, что президент Курманбек Бакиев якобы готов вывести американскую военную базу со своей территории в обмен на предоставление 2 млрд. долларов помощи от России.

Серьёзные проблемы могут возникнуть у Узбекистана. Вопреки заверениям президента страны Ислама Каримова о стабильности узбекской экономики аналитики отмечают, что возможности «заработка» у страны крайне незначительны. А в Таджикистане главная тема для обсуждения – гастарбайтеры, работающие в России. Денежные переводы рабочих-мигрантов здесь сопоставимы с двумя национальными бюджетами страны, и массовое возвращение гастарбайтеров, не нашедших себе применения в новых социально-экономических условиях, могут стать серьёзной проблемой для республики. Впрочем, с аналогичной проблемой столкнутся и Узбекистан с Киргизией.

Россия, судя по всему, намерена пристально следить за развитием ситуации в центральноазиатских государствах, а возможно, и воспользоваться ею, для того чтобы укрепить своё влияние в этом регионе.

Дмитрий Медведев, во всяком случае, уже дал понять, что он намерен построить на базе ЕврАзЭс аналог Евросоюза, ведущая роль в котором будет принадлежать Москве. Уже этой весной планируется юридически оформить таможенный союз, а впоследствии сформировать единое экономическое пространство. Пока под эти проекты подвизались лишь Россия, Казахстан и Белоруссия, но в перспективе планируется присоединение к союзу Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В частности, достаточно соблазнительно смотрится проект создания специального фонда в 10 млрд. долларов для содействия государствам ЕврАзЭс для совместного преодоления финансового кризиса. И хотя он называется совместным, очевидно, что основное бремя по его наполнению понесёт Россия.

По мнению Михаила Делягина, главное в строительстве нового союзного пространства – не повторить ошибки СССР и не сделать из России дойной коровы для остальных республик, а строить отношения на чисто прагматической основе. «Иначе этот союз развалится не через 70 лет, а через 70 дней», – полагает он.

Опубликовано:
Отредактировано: 03.02.2009 17:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх