На этой неделе произошло ЧП с масштабными последствиями: контейнеровоз Ever Given, направлявшийся из Китая в Роттердам, сел на мель в Суэцком канале, перегородив артерию. Почти 200 танкеров и сухогрузов оказались заблокированы. В пробке застряли 6,3 миллиона баррелей нефти, в том числе, российской. После того, как канал освободят, на восстановление нормального движения потребуется несколько недель.
Утром 23 марта в Суэцком канале сел на мель один из крупнейших в мире контейнеровозов Ever Given тайваньской транспортной компании Evergreen Marine. Судно шириной 59 метров 2018 года постройки следовало под панамским флагом из Китая в Роттердам. Из-за бушевавшей в Египте песчаной бури в условиях сильного ветра и плохой видимости оно потеряло ориентацию, и это привело к нештатной ситуации – контейнеровоз развернуло, и оно перегородило Суэцкий канал, сев на мель и упершись кормой в один его берег, а носом – в другой. Из-за случившегося движение по каналу оказалось перекрыто в обе стороны.
Никто из членов экипажа не пострадал, но блокировка канала повлекла за собой иные неприятные последствия. Дело в том, что Суэцкий канал – это часть маршрута из Китая и Японии в Европу общей протяженностью примерно в 24 тысячи километров. Проход грузов по этому пути в среднем занимает около 45 суток. Из-за проблемы суда временно будут перенаправлять в обход пробки, через Африку – это увеличит маршрут на 10 тысяч километров. В ходе спасательной операции контейнеровоз удалось немного сдвинуть, частично освободив проход по фарватеру, но для полной разблокировки Суэцкого канала могут потребоваться недели.
Самая дорогая пробка в истории
Движение в Суэцком канале очень интенсивное, и из-за образовавшейся пробки там застряли десятки судов – их количество оценивается примерно в две сотни. В их числе – порядка 10 танкеров с 15 миллионами баррелей сырой нефти.
Суэцкий канал является одним из самых востребованных торговых путей во всем мире. Через него проходит примерно 12% всего мирового товарооборота. Поэтому каждый час ожидания влечет за собой грандиозные убытки – примерно 400 миллионов долларов. Каждый день простоя, согласно подсчетам экспертов, обходится в 9,6 миллиардов долларов.
Как отмечают аналитики, инцидент с Ever Given приведет к задержкам доставки многих товаров повседневного спроса во всем мире. Из-за этого темпы роста мировой торговли снизятся примерно на 1,4 процентного пункта, и сумма потерь составит 230 миллиардов долларов.
Необходимость обходить пробку вокруг африканского мыса Доброй Надежды не только увеличит сроки доставки товаров, но и сделает услуги по перевозке грузов дороже: они могут вырасти на 300 тысяч долларов.
Главной же проблемой является сбой цепочек поставок. Компании, которые постоянно пользуются импортными товарами и рассчитывают, что их доставят к определенному сроку, не получают свои заказы, а на их складах нет запаса сырья, необходимого для производства конечного продукта. Так, например, из-за срыва поставки целлюлозы производитель не сможет своевременно произвести туалетную бумагу, в результате чего возникнет ее дефицит. И подобных примеров можно привести тысячи.
Компания Xiaomi заявила, что не получала обращений от пользователей из-за блокировки смартфонов в некоторых регионах. Ранее в СМИ появилась информация о принудительной блокировке устройств в ряде Сирии, Иране, КНДР, а также в Крыму.
Впрочем, есть и те, кому ситуация в Суэцком канале даже выгодна. К примеру, большие танкеры, доставляющие ближневосточную нефть в Китай, увеличили свою прибыть до 1371 доллара в день, и блокировка канала никак их не затронула. Сейчас фрахт нефтеперевозящих судов стоит порядка 17 тысяч долларов в день (при объеме в 1 миллион баррелей), и это максимальное значение с июня 2020 года.
Операция по спасению
Длина контейнеровоза составляет 400 метров, ширина – 59 метров. Судно способно вместить 20124 контейнера стандартного размера (примерно 12 на 2,5 на 2,5 метра). Если сравнивать корабль с жилым домом, он вмещает примерно шесть тысяч трехкомнатных квартир. Что касается допустимого веса, Ever Given может перевозить более 219 тысяч тонн.
Это один из самых крупных контейнеровозов в мире из серии 11 аналогичных судов, построенных по заказу японской компании Evergreen Marine. В данный момент судном владеет Shoei Kisen Kaisha – дочерняя компания японского судостроителя Imabari Shipbuilding. При этом, оно зарегистрировано в Панаме, а управление судном осуществляет немецкая судоходная компания Bernhard Schulte Shipmanagemen.
К слову, ранее контейнеровоз уже становился участником аварии: в 2019 году он ударил 25-метровый паром недалеко от Гамбурга, второе судно получило серьезные повреждения.
Судно пытаются сдвинуть с места со вторника, и только 27 марта, в субботу, в деле наметился некоторый прогресс – оно немного сдвинулось с места. Такого эффекта удалось добиться после того, как с места столкновения судна с берегом вывезли около 20 тысяч тонн песка. Если это не поможет, к месту аварии выдвинется группа специалистов по дноуглубительным работам с ближневосточной базы ВМС США. Они оценят ситуацию, а американские военные помогут освободить канал. Впрочем, у экспертов все еще есть сомнения относительно того, удастся ли разблокировать Суэц, не прибегая к полной разгрузке контейнеровоза. Если ответ будет отрицательным, решение проблемы может растянуться на недели. Использование буксиров оказалось недостаточно эффективным.
В настоящее время вытащить Ever Given пытается команда спасателей Royal Boskalis Westminster NV: представители этой компании в 2000 году принимали участие в спасении российской подводной лодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море, а в 2012 - откачивала топливо из круизного лайнера Costa Concordia, который сел на мель в Италии.
Есть альтернатива?
Суэцкий канал, который, к слову, был открыт в 1869 году, представляет собой достаточно узкую артерию с крайне высоким трафиком, и заторы там не редкость. Так, к примеру, в прошлом году там село на мель перевозившее контейнеры судно CMA CGM Missouri, а спустя два месяца после этого – еще один контейнеровоз Al Muraykh. В обоих случаях они мешали прохождению других судов, однако масштабы проблем оказались не такими серьезными, и на их решение ушло всего несколько часов.
В 2017 году на мель сел сверхбольшой контейнеровоз VesselsValue, следовавший из Сингапура в Великобританию. Причиной инцидента стали технические неисправности. Уже через несколько часов судно смогло продолжить движение.
История с Ever Given – очень показательный момент для мировой торговли и логистики, явно демонстрирующий, как одно ЧП может поставить на паузу крупный сегмент мировой торговли. Поэтому главный вывод, который должен последовать за этим происшествием – необходимость развития альтернативных маршрутов перевозки грузов. Проблема актуальна и для государств Азиатско-Тихоокеанского региона, и для их западноевропейских партнеров, и, разумеется, для России.
В качестве одного из «запасных» маршрутов можно рассматривать Северный морской путь. Он не так хорошо освоен, как Суэцкий канал, зато, в отличие от маршрута вокруг мыса Доброй Надежды, позволяет уменьшить время доставки грузов на 13 дней. Это несет не только экономические, но и экологические преимущества: за счет сокращения времени в пути объем выбросов углерода на один контейнер, перевезенный по морю, уменьшаются на 30%. Не исключено, что на фоне произошедшего участники рынка международных морских грузоперевозок обратят внимание на Северный морской путь, и это станет толчком к его развитию.
Я щитаю капитана подвесить над костерком и поспрошать кто ему заплатил за этот фокус,