// // Из студенческой труппы МГУ вышли Ролан Быков, Марк Захаров, группа «Несчастный случай» и даже Максим Галкин

Из студенческой труппы МГУ вышли Ролан Быков, Марк Захаров, группа «Несчастный случай» и даже Максим Галкин

13

Театр с высшим образованием

Из студенческой труппы МГУ вышли Ролан Быков, Марк Захаров, группа «Несчастный случай» и даже Максим Галкин
В разделе

В Татьянин день, 25 января, отметит своё 250-летие студенческий театр Московского государственного университета. За два с половиной века существования он являлся своего рода отдушиной для многих поколений режиссёров и актёров. Имея статус любительского, театр почти не контролировался властями и цензорами, и за это был особо любим народом. В советские времена там шли пьесы, которые не могли быть поставлены ни на одной другой сцене, причём шли в таких авторских интерпретациях, которые тоже никогда бы не были утверждены.

Театр подарил русской культуре целую плеяду выдающихся имён: Ия Саввина, Алла Демидова, Ролан Быков, Марк Захарова, Роман Виктюк — все они вышли из «эмгэушной шинели». А в новейшее время благодаря Студенческому театру мы получили целую группу «Несчастный случай», самого известного телеведущего и пародиста Максима Галкина, камерную певицу Ирину Богушевскую и многих-многих других. В преддверии юбилея корреспонденты газеты «Версия» побеседовали с людьми, которые провели немалую часть жизни в этом прославленном заведении.

Ролан Быков открыл дорогу Саввиной и Демидовой

Советский расцвет театра МГУ начался в конце 50-х, когда его возглавил молодой и мало кому известный режиссёр Ролан Быков. Он находился у руля всего пару лет, но именно тогда театр стал популярен не только в кругах студентов и преподавателей университета, но и среди простых зрителей.

— Первый же спектакль, который поставил Ролан, произвёл настоящий фурор, — рассказывает вдова режиссёра Елена Санаева. — Это была постановка по пьесе чешского писателя Когоута «Такая любовь». В спектакле дебютировали две студентки —Алла Демидова с факультета экономики, а Ия Саввина с журналистики. Спектакль имел постоянные аншлаги, зрители только что не в форточки лезли, чтобы попасть. Актёров со сцены не отпускали минут по 15...

Именно Быков решил реорганизовать общеуниверситетский театральный коллектив в Студенческий театр МГУ. Он отправился к директору ДК МГУ Савелию Дворкину и предложил переделать самодеятельный коллектив в официальный театр, но Дворкин испугался — мол, такое вряд ли позволят сделать. «Запретят на всякий случай», — объяснил он. Тогда Ролан Антонович открыл театр без всяких разрешений — на свой страх и риск. И 6 мая 1958 года в стенах храма Святой Татианы произошло значительное событие: великая русская актриса Александра Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр МГУ, продолжая традицию классического университетского театра.

«Несите красоту и правду жизни людям!» — пафосно напутствовала актёров Яблочкина. Ну а поскольку уже первый спектакль получил невероятное признание зрителей, вышестоящие начальники закрыли глаза на своеволие молодого режиссёра. Несколько лет название Студенческого театра МГУ гремело наравне с Таганкой и «Современником». В постановке Ролана Быкова вышел ещё один спектакль — «Король Пиф-Паф», была подготовлена пьеса Григория Полонского. Но она так и не была поставлена на этой сцене — Быков оставил МГУ и отправился покорять кинематограф.

Спектакли Захарова и Виктюка власти запрещали

Спустя какое-то время постановками спектаклей в Студтеатре занялся Марк Захаров. Для молодого режиссёра театр МГУ тоже стал стартовой площадкой, ведь до этого Захаров пробовал себя в качестве актёра.

— Режиссёром я всё-таки стал не случайно, — признался он. — Я никогда не мечтал об этой профессии, но когда соприкоснулся с ней, понял и ощутил себя человеком, имеющим некоторую генетическую и психическую предрасположенность... Так что я очень многим обязан Студенческому театру МГУ: он подарил мне профессию, здесь я узнал, что такое режиссура. Это была замечательная пора юношеского максимализма, были интеллектуальные молодые люди, которые дерзали, оплодотворяли общество и направляли театральный процесс в Москве. Я думаю, что спектакли «Ленкома» во многом обязаны тем идеям, которые рождались в этой среде.

По теме

Первый спектакль, поставленный Захаровым на студенческой сцене — «Дракон» по пьесе Евгения Шварца, — впоследствии был запрещён цензурой. В 1964 году Марк Анатольевич совместно с главным режиссёром Студенческого театра МГУ Сергеем Юткевичем поставил более политкорректный спектакль «Карьера Артура Уи, которой могло не быть» Бертольда Брехта. Ну а в 1966 году состоялась ещё одна громкая премьера — спектакль «Хочу быть честным» Владимира Войновича.

Ещё один яркий персонаж, тесно связанный с театром МГУ, — режиссёр Роман Виктюк. Он поставил здесь «Уроки музыки», но долго просуществовать спектаклю не дали...

— Вообще, я считаю, что от природы все люди талантливы, — рассказывает Виктюк. — Поэтому при советской власти, когда о постановке в театре «Уроков музыки» Петрушевской нельзя было даже думать, я пришёл в университет, собрал профессоров, докторов наук, уборщиц — людей, которые никогда не выходили на сцену. Они играли плебеев, отбросы общества, которых советская власть никак не поддерживала. Открывался занавес, и вот эти профессора — в ватниках, чудовищных сапогах — в тишине шли на авансцену из глубины! Спектакль имел феноменальный успех! Конечно, его закрыли вместе с театром... Это был тот знаменитый студенческий театр, которым сначала руководил Ролан Быков, потом Марк Захаров. Его закрыли навсегда! На мне он и кончился! Но это было действительно интересно!

После скандала с «Уроками музыки» о театре МГУ надолго забыли.

В театре играли не только студенты, но и профессора, и даже уборщицы

В значительно более благополучном 1985-м эту площадку начал возрождать Евгений Славутин. Его приход ознаменовался постановкой известного спектакля «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». Театр с успехом представлял свои спектакли на крупнейших театральных фестивалях Европы и Америки, был очень моден среди студентов. Неудивительно, что именно сюда попали популярные ныне шоумены Валдис Пельш и Алексей Кортнев.

— При поступлении читал прозу, басню, стихи, пел и даже играл на гитаре, — вспоминает лидер «Несчастного случая». — Все годы, что мы с Валдисом учились в МГУ, параллельно играли в театре. Как сейчас помню первую постановку, в которой я появился в качестве актёра, — «Счастливый неудачник» по повести Шефнера. А потом кого только не приходилось воплощать на сцене — даже вождя народов Владимира Ильича Ленина. Непохож, конечно, но вон Олег Янковский тоже непохож, а играл его на сцене «Ленкома». Этим я себя и успокаивал... Вообще, считаю, что благодаря театру МГУ я получил профессию — именно там определился, чем буду заниматься в жизни.

В стенах Студенческого театра появилась и группа «Несчастный случай», в составе которой сначала было только два человека — Кортнев и Пельш. А вот телеведущий Максим Галкин был студентом другого вуза, но карьеру свою тоже начал с подмостков театра МГУ. Максим начал упражняться в пародии ещё со средних классов школы, а в 1993-м поступил в РГГУ на факультет лингвистики. Годом позже состоялся полноценный дебют нынешнего главного шоумена страны на сцене театра МГУ с пародиями. Спектакль назывался «Фонтаны любви к ближнему». Чуть позже Галкин принял участие в спектакле «Кабаре 03». Он тоже признался нам, что без Студтеатра вряд ли вышел бы на сцену.

— Это был своеобразный перекрёсток, где сходились театр и эстрада, уникальное заведение, где человек мог пробовать себя в жанрах, на которые никогда бы не осмелился в обычной жизни. Именно поэтому я считаю, что моего образования вполне достаточно для сегодняшних выступлений.

Скоро у МОСТа появится собственное здание

9 декабря 1999 года на базе Студенческого театра МГУ открыли Московский открытый студенческий театр, который получил статус государственного. МОСТ — это уже профессиональный театр, эстетика которого рождается из молодёжной хореографии, авторской музыки молодых композиторов и работ молодых дизайнеров. Вот только в последние годы о театре опять мало говорят, о нём стал забывать массовый зритель. Никакой финансовой поддержки он не имеет, поэтому у театра много проблем.

— В основном мы существуем на те деньги, которые получаем за билеты, никаких спонсоров у нас нет, — поведала нам директор театра Ирина Большакова. — До сих пор нет даже нормального собственного помещения. И это при том, что сейчас труппа театра состоит из 180 человек.

В спектакле «Аэропорт», например, у нас должны одновременно танцевать на сцене 50 человек, а они репетируют на 70 квадратных метрах...

Впрочем, поклонникам театра не стоит посыпать голову пеплом. Во-первых, может быть, уже сейчас в этих стенах трудится новый Виктюк или Галкин. А во-вторых, мэр Москвы Юрий Лужков уже принял постановление о строительстве на Сокольнический площади специального здания для театра МГУ. Так что через пару лет у знаменитой столичной площадки будет свой собственный дом.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.11.2016 22:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх