Версия // Колумнисты // История с идеологией

История с идеологией

2907
Денис Драгунский, писатель
В разделе

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил о введении уроков истории в начальной школе. Какую историю будут учить дети?

Начинать всю эту историю надо с другого вопроса: что будем выбрасывать из программы? Учебные планы верстаются не одним днём, это долгая работа. Все программы и стандарты уже утверждены, куда будем впихивать новый предмет?

А кроме того, мне кажется, что в данном случае речь может идти не о том, чтобы дети действительно изучали историю с ранних лет, а о том, чтобы малышню индоктринировать какими-то «историческими концепциями». То есть концепциями на самом деле идеологическими.

Мы, советские школьники, учили историю начиная с 4-го класса. Причём учили как положено. Сперва историю Древнего мира: первобытных людей, рабовладение, потом Древний Египет, потом Месопотамия, Персия, Древняя Греция и Древний Рим. Потом уже история Средних веков и только потом начиналась история СССР и новейшая история. Поэтому у нас возникала вполне понятная и связная картина всемирной истории.Что будет сейчас?

Хотя я действительно уверен, что детей надо учить истории с первого класса. Точнее, учить не истории, а историзму. И начинать нужно с вещей, которые у детей есть в руках и которыми они пользуются каждый день. Чтобы дети понимали, что, например, сейчас у нас у всех есть мобильные телефоны. А вот первые мобильники появились тогда, когда их папам и мамам было 5 лет. И первые мобильные телефоны были похожи на маленькие чемоданчики, и ими владели только очень богатые люди или очень важные государственные чиновники. А ещё раньше телефоны были только в квартирах, да и то не во всех. А потом показать принтер и пишущую машинку и так же рассказывать про самолёт, про автомобиль, про водопровод и отопление. Чтобы дети поняли, что сегодня не так, как вчера, а завтра, вполне возможно, будет не так, как сегодня. Потом можно перейти на историю общества. Рассказывать, что раньше во всём мире были цари и короли, а потом появились республики. А у королей сегодня в основном декоративная функция. Так же, как и у крепостей:

300 лет назад за стенами Кремля прятались и оттуда стреляли по врагу, а сейчас это музей и резиденция президента.

А позже надо детей учить религиозному историзму. Надо дать понять, что где-то в I веке нашей эры, когда Иисус Христос только-только сошёл на землю во плоти, собрал вокруг себя апостолов, и они начали проповедовать, то 99,99% римлян считали их хулиганами, сектантами и оскорбителями народных святынь. Потому что народ в те времена верил в другого бога – в Юпитера и его родственников. Вот этому надо учить детей. И ещё обязательно преподавать с самого детства краеведение. Что было на этом месте – как называлась деревня или улица раньше.

Если будем учить детей историзму, мы этим самым воспитаем просто умных и ответственных граждан, которые будут нормально жить и даже в своих бытовых отношениях будут разбираться гораздо более трезво и рационально. А взрослые люди станут снисходительно относиться к капризам стариков и требованиям детей. Потому что любой старик должен помнить, что 70 лет назад он сам был молодёжью, с которой нет сладу. Но если просто детей индоктринировать какими-то идеологическими выкладками – это не приведёт ни к чему. Это будет пустая трата времени – всё влетит в одно ухо и вылетит из другого. Или в уме у детей застрянут стандартные шаблоны противопоставления: они и мы. Мы хорошие – они плохие, мы умные – они глупые. Тут уж лучше учить вышивать крестиком, развивать мелкую моторику, чем заниматься такой ерундой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.04.2022 07:30
Еще на сайте
Наверх