За первые полтора месяца действия защиты от мошенников, подразумевающей введение самозапрета на кредиты, этой услугой воспользовались единицы. По мнению экспертов, дело не в отсутствии у граждан интереса к услуге, а в их неосведомлённости о ней.
Россияне оказались не готовы использовать предоставленную ЦБ защиту от мошенников, предполагающую введение самозапрета на кредитование. Воспользоваться этой услугой граждане могут, начиная с 1 октября 2022 года. «Известия», ссылаясь на собеседников в российских банках, сообщают, что не слишком много клиентов кредитных организаций решаются на самозапрет.
Представители РНКБ сообщили, что всего 39 клиентов воспользовались данной возможностью. Как отметили в банке, запросить эту услугу можно в приложении или придя в офис. Сотрудники Абсолют Банка сообщили, что самозапрет пожелали оформить лишь пять клиентов. Зампред правления кредитной организации Антон Павлов добавил, что за первую половину ноября количество клиентов, воспользовавшихся данной услугой, выросло в 10 раз. Как отметил представитель банка, интерес граждан к данной услуге возрастает по мере того, как распространяется информация о ней. Так, сейчас достаточно популярна услуга, предполагающая установку лимитов на операции по картам – суточных или месячных.
В Банке России напоминают, что с октября клиенты российских банков имеют право ограничить операции с денежными средствами, взятыми в кредит. Также возможно наложить ограничения в целом на онлайн-операции. Банки, в свою очередь, обязаны предоставлять клиентам эту услугу. Так, клиенты банков могут по своему желанию установить лимит на определённый период времени или максимальную сумму трансакции. Отключить данные ограничения можно, обратившись в офис кредитной организации.
В беседе с изданием представители ВТБ пояснили, что сейчас у клиентов банка есть возможность установить ограничения на операции с кредитными средствами. Воспользоваться услугой полного ограничения на онлайн-кредиты можно будет в ближайшем будущем. В банке отметили, что по желанию клиента можно запретить удалённый доступ к счетам, тогда совершить операции с ними можно будет только в офисах кредитной организации. Выяснилось, что в октябре примерно миллион клиентов ВТБ ограничил операции в онлайн-банке. Месяцем ранее такой услугой воспользовались 850 тысяч человек. В МКБ также можно воспользоваться опцией самоограничения в кредитовании. В банке не уточнили, сколько клиентов уже воспользовалось этой услугой.
В ЦБ отметили, что мониторят ситуацию и сотрудничают с кредитными организациями по этому вопросу. Ранее в октябре регулятор направил в банки запрос, чтобы выяснить, как реализуется данное требование.
Мало информации
Волонтёры проекта «Народного фронта» «За права заёмщиков» наблюдают, как осуществляется реализация данной инициативы. Об этом в беседе с изданием рассказала руководитель проекта Евгения Лазарева. Она сообщила, что добровольцы не смогли получить эту услугу ни в одном крупнейшем банке. При общении со службой поддержки и менеджерами клиенты получали ответ, что данная возможность не предусмотрена. Вместо самозапрета, который пытались получить добровольцы, банки предлагали купить страховку либо ввести лимит на количество и сумму операций. Предлагаемые банками услуги никак не защищают клиентов от мошенников, использующих методы социальной инженерии: так или иначе, у злоумышленников остаётся шанс уговорить жертву на совершение определённых операций.
Украинская генпрокуратура признала очевидное, только что это изменит спустя 10 лет?
Как отметила правозащитница, кредитные организации могут не раскрывать всей правды, когда сообщают о низком спросе клиентов на эту услугу. Она пояснила, что с 1 октября сотрудники проекта получают обращения от граждан, которые не смогли добиться от банков установления самоограничения. Это говорит о том, что россияне следили за сообщениями ЦБ на эту тему и ждали введения данной услуги, чтобы ей воспользоваться.
Самозапрет помогает клиентам банков оградить себя от мошеннических действий. Нередки случаи, когда злоумышленники уговаривают граждан взять кредит и перевести полученные деньги на некий безопасный счёт, а в результате средства оказываются похищенными. В случае с самозапретом мошенникам придётся убеждать клиентов банка лично обратиться в офис за его отменой, чтобы в дальнейшем можно было взять кредит. Такой сценарий эксперты считают маловероятным: высоки шансы, что клиент заподозрит мошенников в обмане и решит не снимать самозапрет в офисе банка.
Директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов предположил, что непопулярность нового инструмента связана с неосведомлённостью граждан о такой возможности, а не с их нежеланием ею пользоваться. Он пояснил, что как клиент не получал от банков информации о возможности минимизировать риски стать жертвой мошенников, установив лимиты либо вообще отказавшись от онлайн-операций. По мнению эксперта, для популяризации этой услуги нужно проводить среди граждан просветительскую кампанию с участием кредитных организаций.