Версия // Общество // 8 июня 1967 года израильские самолеты и торпедные катера напали на американский разведывательный корабль

8 июня 1967 года израильские самолеты и торпедные катера напали на американский разведывательный корабль

3691

День, когда Израиль атаковал Америку. USS «Liberty»

8 июня 1967года израильские самолеты и торпедные катера напали на американский разведывательный корабль
В разделе

Всё время существования независимого государство Израиль считалось, что у него есть единственный стратегический союзник – Соединенные Штаты Америки. И это правда. США всегда оказывала всю необходимую помощь Израилю – экономическую, политическую, военную. Все 75 лет существования государство Израиль, стратегическое сотрудничество с США было неизменной константой.

За это время только один раз вооруженные силы Израиля нанесли удар по американскому военному кораблю, серьезно повредив его. Среди экипажа были убитые и раненные. До сих пор историки спорят – было ли это фатальной ошибкой, или эта атака показала, что Израиль против тотального контроля со стороны США. В этой статье мы расскажем об ударе израильской авиации и торпедных катеров по американскому разведывательному кораблю USS «Liberty» AGTR-5.

Корабль радиоэлектронной разведки USS «Liberty» AGTR-5

В начале 60-х годов ХХ века военные моряки США и СССР пришли к пониманию необходимости иметь в составе своих флотов специализированные корабли радиоэлектронной разведки. Советские и американские моряки приняли, в общем, похожие решения, отличающиеся деталями. В Советском Союзе первые разведывательные корабли переоборудовались из рыболовных траулеров, а в США – из военных транспортов времен Второй мировой войны, которых было построено великое множество. О первых советских «разведчиках» смотри статью «История кораблей ОСНАЗ. Начало». Не все боевые походы разведывательных кораблей заканчивались успешно. Уже после атаки на «Либерти», 23 января 1968 года был захвачен американский разведывательный корабль «Пуэбло». Об этом смотри статью «Захват «Пуэбло»».

В отличие от ВМФ СССР, которые первоначально использовал только корабли небольшого водоизмещения, в американском флоте с самого начала в разведывательные корабли переоборудовались малые и большие транспорты. К малым относились разведывательные корабли типа «Пуэбло». Их водоизмещение было всего 900 тонн. На них было тесно и не очень удобно, поэтому в «разведчики» стали переоборудовать океанские транспорты типа «Виктория», строившиеся большой серией во время Второй мировой войны.

В развитие большой серии транспортных судов типа «Либерти» – о них смотри статью – «Пароходы на один рейс» – в США построили серию сухогрузных судов типа «Виктория». Их водоизмещение составляло 7 850 тонн. Один из транспортов этой серии, «Simmons Victory» был куплен ВМФ США и переоборудован в корабль радиотехнической разведки USS «Liberty» AGTR-5. Корабль подчинялся Агентству Национальной Безопасности – АНБ – американской спецслужбе, занимающейся радиоэлектронной разведкой по всему миру. Свой первый боевой выход «Либерти» провел в 1965 году у западного побережья Африки. За два последующих года корабль совершил еще несколько походов.

Шестидневная война

По теме

В ХХ веке отношения Израиля со своими арабскими соседями были сложными. Периодически между ними вспыхивали ожесточенные войны, тем более, что за арабскими странами стоял Советский Союз, который их поддерживал политически и снабжал современными видами вооружений. Одна из войн, получившая название «Шестидневная война» вспыхнула 5 июня 1967 года. Боевые действия продолжались до 10 июня. О ней много информации в интернете, желающие могут прочитать.

За несколько дней до начала боевых действий, разведывательный корабль USS «Liberty» AGTR-5 получил приказ выдвинуться в район Восточного Средиземноморья для сбора информации о вооруженных силах Египта. Командир разведывательного корабля, понимая, что на берегу идут ожесточенные боевые действия, послал несколько радиограмм с просьбой увеличить расстояние патрулирования от побережья Египта и Израиля с 6,5 и 12,5 морских миль (как было первоначально прописано в приказе), сначала до 20 и 15 морских миль, а потом и до 100 морских миль. Из-за американской военной бюрократии эти просьбы остались без ответа, что и привело к печальному финалу. Дело в том, что в начале войны Начальник штаба ВВС Израиля генерал Ицхак Рабин проинформировал военно-морского атташе США Эрнста Касла о том, что Израиль будет защищать своё побережье всеми доступными для себя средствами. При этом он попросил США держать свои корабли на удалении от израильского побережья, или, в крайнем случае, информировать израильтян об их местоположении. Но поскольку «Либерти» осуществлял разведывательную миссию, ВВС и ВМФ Израиля об этом корабле не информировали.

Командир разведывательного судна Уильям Л. Макгонагл прекрасно понимал все возможные риски, поэтому запросил штаб 6-го флота США (соединение, находящееся на постоянной основе в Средиземном море) о выделении эсминца для сопровождения «Либерти» в этом походе, но получил отказ. Правда, командование 6-го флота заверило командира «Либерти», что, в случае необходимости, самолеты с американских авианосцев будут над разведывательным кораблем через 10 минут после получения сигнала тревоги. Интересно, что в ночь на 7 июня из Пентагона пришла радиограмма с приказом командиру «Либерти» не приближаться к побережью ближе, чем на 100 морских миль (185 км). Но, по каким-то причинам, это распоряжение не было доведено до командира «разведчика».

Начало. Визуальный контакт

Всё началось с облетов 8 июня «Либерти» самолетами ВВС Израиля. Уже потом, ВВС Израиля сообщили, что эти облеты были не специальные – якобы самолеты охотились за подводными лодками египтян и наткнулись на «Либерти». Дальнейшее, можно объяснить напряжением в штабах. Первоначально «Либерти» классифицировали как эсминец(!!) и отметили цель как опасную. Через некоторое время цель классифицировали как вспомогательное судно ВМС США. Статус цели понизили как нейтральный корабль. Через несколько часов пилот израильского самолета сообщил, что подвергся обстрелу со стороны «Либерти». К месту обнаружения были направлены два израильских эсминца, но они были отозваны, так как во время опроса пилота на земле возникли сомнения в его словах. «Либерти» идентифицировали по бортовому номеру. Информация о корабле была удалена с планшетов, на которых израильские моряки обозначали морские цели.

В 11-24 по местному времени в штабе получили информацию об обстреле, каким то, кораблем города Ариш. «Либерти», почему то, опять попало под подозрение, хотя она была вооружена только четырьмя крупнокалиберными пулеметами для самообороны, и даже теоретически, не могла обстреливать побережье. Тем не менее, в 12-05 914-му дивизиону торпедных катеров ВМФ Израиля было приказано выйти на патрулирование в районе Ариша. 914 дивизион состоял из трех торпедных катеров Т-203, Т-204 и Т-206. катерами командовал командор Моше Орен. В дополнение к катерам в этот район были направлены и самолеты ВВС. Израильтяне опасались, что этот обстрел мог быть началом десантной операции египетского флота. У Орена был приказ топить любые неопознанные суда в этом районе побережья. В 13-41 катера на дистанции 22 морских мили (около 35 км) обнаружили неизвестную цель. Вероятно, радиометристы с торпедного катера серьезно ошиблись, так как определили скорость цели в 30 узлов (56 км/ч). Бывший транспорт «Либерти» такой скорости развить не мог в принципе – это была скорость эсминца. Но доклад об обнаружении большой скоростной цели ушел в штаб израильского флота. В штабе флота потребовали, чтобы катерники еще раз определили скорость цели. Орен сообщил – «скорость цели 28 узлов». Насколько ошиблись израильские моряки, говорит тот факт, что «Либерти», проводя радиотехническую разведку, шла со скоростью 5 узлов!

В израильском штабе уверовали, что это египетский эсминец, который после обстрела побережья уходит на базу. Торпедные катера бросились в погоню. Их командир, Моше Орен, просчитал, что его катера не успеют догнать эсминец (он дойдет до Александрии раньше), поэтому он запросил вылет авиации. ВВС выделили два истребителя «Mirage III». Они оказались над «Либерти» в 14-00. Летчики попытались идентифицировать цель, но вышло это плохо. Пилот сообщил торпедным катерам, что это военный корабль с одной трубой и одной мачтой, покрашенный шаровой (серой) краской. Еще он передал, что корабль похож на эсминец. Как летчик мог перепутать грузовой пароход, покрашенный шаровой краской с эсминцем, объяснению не поддаётся. Кроме этого, летчики заявили, что не видели флага на корабле. По этим докладам в штабе произошла эмоциональная дискуссия, в ходе которой все забыли о наличии «Либерти» в районе. Лётчикам был дан приказ – атаковать.

Окончание следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.02.2023 15:00
Комментарии 0
Наверх