Версия // Бизнес // Ил-96 или Ту-214: на чем будут летать россияне

Ил-96 или Ту-214: на чем будут летать россияне

5153

Обломанные крылья

В разделе

«Отключение» России от западных рынков в очередной раз подняло проблему импортозамещения. А последующее закрытие неба над Евросоюзом, США и некоторыми другими странами заставило вернуться к теме отечественного самолетостроения, которое в СССР было на высоте. Не слишком ли поздно?

Реализация угрозы Запада расторгнуть договоры с авиационными сервисными компаниями России привела к тому, что 80% авиапарка нашей страны «приземлилась». По данным аналитической компании Cirium, парк отечественных перевозчиков состоит из 750 самолетов, из них 500 находятся у иностранных лизингодателей. То есть за один день Россия лишилась самолетов, запчастей, технического обслуживания и страховки. Как и на чем летать?

Один из лучших

И на самом верху вспомнили, что когда-то у нас был свой авиапром, один из лучших в мире. Правда, за десятилетия увлечения «Боингами» и «Аэрбасами» от него мало что осталось, как в технической, так и в кадровой плоскостях. Оставшись без работы и заказов, профессионалы нашли себе другое занятие, а многие уже просто вышли на пенсию и утратили свои навыки. Но кое-какие наработки сохранились. Например, «Ил-96». Этот лайнер - детище Воронежского авиационного завода (ВАСО), выпускается, правда, в единичных экземплярах, зато для спецотряда «Россия». То есть на нем летает президент. Кстати, «самолёт судного дня» (летающий командный пункт Министерства обороны) тоже вышел из цехов ВАСО, этот тип воздушного судна имеется в парке Кубинской государственной авиакомпании. Ил-96 - единственная машина, которая за все время эксплуатации не угробила ни одного пассажира.

Два или четыре

В разное время Воронежский авиационный завод выпускал:

• Ил-2

• Ил-10

• Ил-28

• Ту-16

• Ту-128

• Ту-123

• Ан-10

• Ан-12

• Ту-144

• Ил-86

• Ан-148

И тот самый дальнемагистральный лайнер Ил-96.

На ВАСО выстроен полный технологический цикл производства и обслуживания Ил-96, но к массовому их выпуску мощностей нет, несмотря на появившийся спрос на продукцию отечественного авиастроения.

Нацперевозчик «Аэрофлот» отказался от Ил-96, официально по причине его топливной неэффективности: слишком много жрет керосина. С точки зрения прожорливости Ил-96, конечно, априори уступает западным аналогам: они оснащены двумя, а не четырьмя двигателями. Двухдвигательный Ил-96 ОКБ им. С.В. Ильюшина пыталось разработать, но дальше планов без госфинансирования продвинуться не смогло.

В 2016 году тогда еще вице-премьер Дмитрий Рогозин во время визита на воронежский авиазавод грезил мечтами: «У нас появляется Ил-96-400, который может закрыть основные наши потребности как по дальнемагистральным полетам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные перелеты в курортный сезон в те страны, куда нужны большие «аэрбасы».

Корчится в муках

Сегодня Дмитрий Рогозин уже возглавляет «Роскосмос», а Ил-96-400М в серию так и не пошел. Очевидно, отечественной разработке не по зубам экономичные и популярные «аэрбасы» и «боинги». В структуре расходов авиакомпаний затраты на «горючку» составляют более трети. А пандемия коронавируса, которая обнулила рынок дальнемагистральных перевозок, дело вторичное.

По теме

«Лучшее решение - воссоздание Министерства гражданской авиации РФ и Министерства авиационной промышленности РФ, - полагает инженер авиафотосъемки самолетов Казанского завода «Радиоприбор» Шамиль Мингалеев. - При финансировании и выполнении госзаказа необходим не только тщательный надзор представителем заказчика, но и за самим заказчиком. Иначе возможны потери дорогостоящих изделий как в ведомстве Рогозина - ракетного носителя из-за неправильно установленного датчика. И это при пооперационном контроле представителем заказчика. И обязательно обратить внимание на недостойную оценку труда работников, никак не соответствующую реалиям сегодняшнего дня. Кстати, в Ульяновске с «Авиастара» сотрудники увольняются именно по этой причине. Курьер по доставке продуктов питания зарабатывает больше».

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов говорит, что из-за западных санкций без работы остались 15 тысяч пилотов и 40 тысяч проводников, а также тысячи сотрудников наземных служб. Он считает, что до разработки более экономичного двигателя топливозатратному Ил-96 по силам поддержать на плаву нашу авиационную промышленность. Авиатопливо мы производим сами, хоть этот рынок и монополизирован, цены на него можно регулировать государством.

Ну а пока ВАСО корчится в муках, выпуская по одному Ил-96 в год, глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сделал ставку на Ту-214. На самолетах этого типа летают первые лица государства - премьер-министр, министр обороны. Чтобы полноценно заменить Boeing и Airbus, необходимо в год выпускать под сотню Ту-214. Мощности Казанского авиационного завода имени С. Горбунова позволяют производить до 20 машин в год.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.04.2022 19:09
Комментарии 0
Наверх