Версия // Общество // Как замылить глаза начальству, в России учились веками

Как замылить глаза начальству, в России учились веками

4297

Да здравствует показуха!

Как замылить глаза начальству, в России учились веками
(фото: LORI)
В разделе

В России показуху традиционно не любят. Не зря и слово такое презрительное придумали. Литература, живопись и прочее искусство её буквально избичевало. Самое популярное обличение – из гоголевского «Ревизора», где городничий даёт чёткие указания по мгновенному «улучшению» каждого учреждения и улицы.

Советская власть нещадно боролась с показухой, хотя сама же на ней и держалась. Великий актёр Ильинский своими ролями талантливо разоблачал показушников в нескольких фильмах. При этом никто во власти не задался вопросом: как при этом его герой всё время оставался при должностях? Но без показухи было просто невозможно. Населённые пункты и предприятия с организациями, именуемые объектами показа, и маршруты движения делегаций прорабатывались к визитам начальства до мелочей – куда там гоголевскому городничему. А в воинских частях к приезду инспектирующих пожухлую траву красили в зелёный цвет, а асфальт мыли мылом. Даже специальную швабру изобрели.

А разве не готовятся к визитам сейчас? Ещё как. И не одни дороги и заборы латают. В городе, где высокий гость проводил совещание о прогрессе, поставили на пару дней заправку для электромобилей, к которой демонстративно подкатывали машины с московскими номерами. Точно так же, вместо того чтобы покрасить облезшие фасады зданий, их завесили баннерами.

Впрочем, показуха процветает и на Западе, причём не только во власти, но и в бизнесе. В одной из стран СНГ знаменитая корпорация построила табачную фабрику. Глава фирмы решил посетить освоенную территорию. Из европейской штаб-квартиры в Швейцарии спецрейсом прибыла делегация миллионеров готовить визит миллиардера. Отработали маршрут, нашпиговали киоски сигаретами. Но заокеанский гость то ли сбился с маршрута, то ли специально с него сошёл. В результате «неподготовленный» киоскёр рассказал, что заказанный товар ему не привозят неделями. Правда, переводчик быстро сориентировался – мол, сигарет нет, потому что они нарасхват, и прямо сейчас везут новую партию. Вышло даже лучше, чем готовили.

Показать товар лицом

Под товаром в этой русской поговорке понимается не ассортимент магазина. Не зря сваты говорили: «Ваш товар – наш купец». Самки-обезьяны демонстрируют ярко окрашенную природой тыльную часть, приглашая самцов произвести потомство. А разве иначе ведут себя женщины? Древние еврейки ходили так же «зашторенно», как сегодня мусульманки. Более того, для ориентации разрешалось не прятать только один глаз, а не два. И что же? Глаз был «наштукатурен». Сегодня в индустрии моды, парфюмерии, косметологии и ЗОЖ вращаются огроменные ресурсы. Всё, чтобы только выглядеть лучше! Не для того ли мужчин активно «переделывают» в женщин, чтобы они тоже активнее тратились на внешность?

Мы живём в мире показухи, и чем дальше, тем больше. Границы виртуального и реального миров размываются. Поэтому нет смысла говорить, что это плохо. Не ругаем же мы снег и дождь, а берём зонтик и утепляемся. Как говорится, пиар плох для того, у кого его нет. И разве не с показухи начинаются добрые дела?

По теме

Вровень с основным инстинктом Фрейд ставил «стремление быть великим». Комсомольская пресса преобразовала тезис в штампованный заголовок «Быть или казаться?». Казаться! Ибо великими становятся единицы, а стремление есть у всех. Развитие массовых коммуникаций такую возможность предоставило практически любому. Если раньше путешествовали, чтобы увидеть и узнать, то сегодня многие просто «фиксируются» по принципу «планета на моём фоне». Или, как говорит молодёжь, «вот она я». В Лувре мне не удалось посмотреть Джоконду, и не только по причине слабого зрения. Просто на фоне шедевра селфилась толпа туристов из Юго-Восточной Азии, повернувшись к самой картине спиной. В итоге «утешился» с Венерой, где не было ни одной живой души. Хотя шедевр ничуть не слабее, просто не так распиарен. Тот же парадокс случился в Ватикане. У могилы Святого Петра никого, а буквально рядом у гроба Иоанна Павла II толпа селферов.

Потом все эти «путевые заметки» вываливаются во всемирную показуху – соцсети. Кому не удалось «возвеличиться» за счёт Джоконды – демонстрируют там гарнитуры, лабутены, тачки, «тёлок» и «телков» – да всё на свете. Маркетинг и реклама толкают на показное потребление, навязывают покупки и услуги. Да, участвовать в крысиных бегах за успехом не всегда разумно и весьма утомительно. Но вольному воля. А потребители толкают экономику вперёд и стабилизируют. Если 70% ВВП страны приходится на внутреннее потребление – кризисный шторм нанесёт меньше ущерба.

Дело государево

Знаменитый сингапурский реформатор Ли Куан Ю тоже старался произвести впечатление на инвесторов. Первым делом облагородил дорогу, по которой они ехали из аэропорта в его резиденцию для переговоров. Потом жёсткими мерами победил мусор на улицах. Начал с показухи, а затем благодаря инвестициям расправился с трущобами, да и вообще преобразил страну. Представить государство стабильным, мощным, великим – первостепенная задача для любого правителя. Версаль и сегодня потрясает своей роскошью. А что нужду там справляли прямо в коридорах – просто забавный исторический факт.

Триумфы, процессии, шествия, митинги, празднества, соревнования, парады… Как их определить, если в парадном строю едут грозные ракеты, сделанные из фанеры? Демонстрация отсутствующей силы – один из главных приёмов военного искусства. Для этого создаются макеты техники, производятся демонстративные переброски частей с места на место. Пожалуй, самой эффективной хитростью всех времён и народов стали рейгановские «Звёздные войны». Не поведись тогда советское руководство на заведомо нереализуемый проект – история могла бы пойти по-другому.

Политики – самые большие показушники. Дурят друг друга, дурят избирателей. Если раньше они очаровывали народ роскошью и величием, то сегодня в моде простота и минимализм. На работу – велосипедом, на совещание – с пластиковым стаканчиком кофе.

Показуха экспортируется. По всему миру раскинулись так называемые американские уголки. В них внушают, какие свободные и демократичные США. Этому же служат многочисленные НКО. Мы лучшие! А вот остальные – худшие. Поэтому чтобы мы ни сделали – всегда правильно и хорошо по определению.

Мы живём в мире показухи, и чем дальше, тем больше. Границы виртуального и реального миров размываются. Поэтому нет смысла говорить, что это плохо. Не ругаем же мы снег и дождь, а берём зонтик и утепляемся. Как говорится, пиар плох для того, у кого его нет. И разве не с показухи начинаются добрые дела? Гоголевский городничий из страха перед начальством рисует программу «улучшений». Асфальт начали мыть с мылом к приезду генералов – сейчас его моют для всех горожан. Из-под баннеров рано или поздно появляются обновлённые фасады. А вместо демонстрационной электрозаправки появились настоящие. А разоблачить сегодня показуху куда легче, чем организовать. Не успели прихорошить город к приезду высокой особы – ролики тут же во всех сетях. Военные операции обсуждают там же, потому что силы противников как на ладони. А разоблачение обманов, фейков и постанов тренирует мозг. Посему да здравствует показуха! Полезная и эффективная.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.04.2023 16:50
Комментарии 0
Наверх