Версия // Бизнес // Грозит ли маркировка «Честный знак» разорению текстильного бизнеса

Грозит ли маркировка «Честный знак» разорению текстильного бизнеса

869

Знак для «легенькой промышленности»

Коллаж «Версий».
https://pxhere.com/ru/photo/493343
В разделе

Петербургский парламент заступился за местный малый текстильный бизнес, попросив ввести мораторий на маркировку товаров лейблом «Честный знак». По подсчетам предпринимателей, этот рудимент советского «Знака качества» утяжелит их финансовое бремя примерно на миллион в год. Проанализируем, где тут правда, а где плачь Ярославны от легкой, «легенькой промышленности», как говорил товарищ Новосельцев. Открыто говорится и про уход в «тень», между прочим.

Получается каким-то нечестным

В России после «Знака качества СССР» появился и свой, но добровольный, около десяти лет назад. Что касается «Честного знака», то он родился недавно, и как раз для текстильной легкой промышленности. На официальном сайте «Честного знака» говорится: «Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится».

Товар без маркировки будет считаться контрафактным со всеми правовыми последствиями. Между тем на иностранные компании «знак» по каким-то причинам не распространяется. Поэтому «Честный знак» получается каким-то нечестным, по меркам малых питерских предпринимателей, конечно. Они говорят: «А зачем нужен этот знак? Он ничем не говорит о качестве. Он просто говорит о том, откуда товар поставлен. А из чего сделана такая-то футболка или трусы, уже не важно, просто неизвестно. И в чем смысл?».

Знак по закону рынка ударит и по производителям, и по продавцам. Последние оценивают свое финансовое бремя в год примерно в миллион. Конечно, в зависимости от конкретного бизнеса. Более того, питерские текстильные предприниматели обратились в местный парламент, в котором откликнулись: создана рабочая группа по вопросам обязательной маркировки товаров средствами идентификации и прослеживания при постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по промышленности, экономике и предпринимательству. Ее председатель депутат Наталия Астахова на первом же заседании упомянула о многочисленных обращениях малого бизнеса с жалобами на то, что рост накладных расходов практически делает работу предприятий убыточной. Проблему официально признали крайне серьезной.

«Наклейте марку на каждую вещь в вашем доме»

«Деловой Петербург» пишет из интервью питерской предпринимательницы: «Сама марка (скрин), которую производитель или продавец теперь обязан наклеить на изделие, стоит недорого - 60 копеек вместе с НДС, но вот оборудование с расходниками для печати «живой» марки - от 25 тысяч рублей. Чтобы понять масштаб трат, представьте, что вам надо наклеить марку на каждую вещь в доме. Страшно подумать, сколько времени это может занять, но именно в такое положение сейчас поставлены предприниматели и бизнесмены. Мы ожидаем удорожания продукции на 25%. Все это - оборудование для маркировки, получение маркировки, печать и наклеивание марок - придется зашивать в цену. Если правительство нас не услышит, то скоро многие будут вынуждены закрыться (да уже закрываются), а люди будут одеваться в секонд-хэндах или на маркетплейсах, где при покупке невозможно проверить качество товара».

Не понимают также малые текстильные бизнесмены второй столицы, что делать с малыми партиями - 5-10 штук, и говорят на комиссии парламента, погружая депутатов в тонкие детали производственного процесса: «Не так просто заполнить все эти формы, да и программы на подобных сайтах почти всегда работают криво: пока какие-то данные заведешь, перенервничаешь вся. И без того рабочий день руководителя по 12 часов, еще и это. Где брать силы - не понимаю. И еще: вот есть остатки ткани, можно из этого что-то сшить - галстуки, еще какую-то ерунду типа резинок для волос. Но, например, галстуков получается всего пять, а резинок - десять. И для всего этого тоже проходить эти круги ада? Я не понимаю, зачем, вредительство какое-то. Почему правительство считает, что швейник или продавец должен легко разбираться во всех этих крипто-про, усиленных подписях, дурацких интерфейсах? Например, налоговики ничего не понимают в моей работе, не знают, сколько метров уходит на какой размер, чем габардин отличается от оксфорда, что такое полиэстр и т. д., почему тогда я должна владеть их программами? Все сложнее и сложнее становится из-за этих диких фантазий».

По теме

Председатель региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Тихонова-Гришина рассказала питерскому парламенту, что вложения в знак составят 45-50 тысяч рублей - и это только на старте: «Так, 1300-2500 рублей придется потратить на создание УЦП в налоговой на специальном носителе, еще 2500-5000 рублей - на покупку сканера штрихкодов с последующей настройкой. В 6700-10 000 обойдется приобретение и установка дополнительных программ на кассу, причем оплата программ ежегодная и каждый год растет в цене. От 18 000 рублей будет стоить термотрафаретный принтер для печати меток: обычный вдвое дешевле, но занимает слишком много места, а этикетки, напечатанные на термопринтере, уже через пару месяцев выгорают и становятся нечитаемыми. Еще 26 000 рублей потребуются, собственно, для регистрации в «Честном знаке». Кроме того, для того чтобы связать программу «Честного знака» с системой учета, нужно отдельное ПО, которое стоит от 13 до 100 000 тысяч за год. За каждое обновление требуется дополнительная оплата и услуги специалиста по ИТ. За исправление некоторых технических ошибок, например, если система «Честного знака» не видит ID предпринимателя, нужно доплатить ее оператору».

Есть и другие расходы, косвенные. Малые предприятия фактически открыто грозятся уйти в «тень». Так депутатам и говорят.

Монополия или цивилизация?

Итак, уже с 1 ноября запрещено продавать одежду без метки «Честный знак» - даже ту, что была закуплена до того, как ее нанесение стало обязательным. Оператором системы стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) - совместный проект USM, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого. Есть ли в этом элементы монополизма? Вопрос... Конечно, у малых предпринимателей на него есть ответ, вспоминая историю с программой «Платон», которая стала монополистом в системе грузоперевозок. А штраф за невыполнение обязанностей по «Честному знаку», между тем, может достигать до 300 тысяч (в зависимости от объемов продаж). Существенно. В принципе, по чуть-чуть проект «Честный знак» запущен еще с 2019 года. Полностью, на все виды текстильных товаров, должен быть реализован с 1 апреля 2025 года. Большие компании с ним справились, и особо даже не заметили. Но это логично, есть «жирок», то есть, деньги на непредвиденные расходы.

В связи с непопулярностью идеи «Честного знака» представители крупных ретейлеров не слишком стремятся комментировать реализацию проекта и вообще его нужность. На правах анонимности один из руководителей компании по продаже одежды поведал корреспонденту «Нашей версии», и был весьма жесток к «малышам»: «То, что сейчас устроили малые предприниматели – просто плачь Ярославны. «Честный знак» нужен для потребителя, он будет знать, откуда товар, это даст ему нужную информацию к размышлению для конечного решения при покупке. Это цивилизирует данный конкретный бизнес, вводит его в правовые рамки. А «малыши», таким образом, дают понять, что не они виноваты в будущем росте цен. Сложно оформлять «Честный знак»? Да, может, есть сложности, но по первости, как при любой новой программе. Да, понадобятся новые сотрудники, но это будет только развивать бизнес и вообще российскую экономику в этом сегменте. Главное, покупатель будет знать, что он покупает, совсем конкретно от и до, разве это плохо?».

Полностью о программе маркировки «Честный знак», всех технических деталях, можно прочитать здесь. Что важно знать нам, потребителям одежды? Конечно, цены в малых торговых секциях вырастут. Зато мы будем знать, откуда товар. Так ли это важно для покупателя? Каждый решает сам. Но еще посмотрим, как отреагирует Госдума на обращение питерского парламента ввести мораторий на «Честный знак». Важно, что мораторий – это не отмена проекта, за которым стоят влиятельные бизнесмены, мораторий тут, наверное, – из жалости рубить хвост собаке по кусочкам.

Справка

«Государственный знак качества СССР» действовал с 1967 по 1993 годы. Это маркировка для товаров исключительно невоенного назначения. Старшее поколение, конечно, помнит этот знак, в котором верхняя часть символизировала рычажные весы, а нижняя – циркуль, иллюстрирующий тезис: «от соизмерения - к установлению соответствия». Минпромторг ввел российский знак качества в 2013 году, но он как раз носит рекомендательный характер.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2024 18:33
Комментарии 5
Наверх