// // Фёдор Бондарчук снял свою «Судьбу человека»

Фёдор Бондарчук снял свою «Судьбу человека»

112

Семеро смелых

Фёдор Бондарчук снял свою «Судьбу человека»
В разделе

29 сентября в российский прокат вышел фильм Фёдора Бондарчука «9 рота». Сценарий фильма основан на реальных событиях, произошедших в Афганистане в 1987—1989 годах. Изначально автор хотел сделать «Судьбу человека-2» (по аналогии с картиной «Судьба человека», снятой его отцом кинорежиссёром и актёром Сергеем Бондарчуком), но затем от темы Великой Отечественной отказался. Не те времена, не те люди. Да и тема Афгана волнует слишком многих его сверстников, переживших эту кровавую бойню, которая, как потом выяснилось, никому и не была нужна.

Война в Афганистане продолжалась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. Звание Героя Советского Союза получили 86 человек. Многие из них служили в 9-й роте 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка. О легендарном подразделении и снял свой первый фильм Фёдор Бондарчук.

Герои фильма — семеро молодых десантников, которых отправляют в Афганистан после нескольких месяцев «учебки». Их первое задание: занять высоту 3234, чтобы обеспечить прохождение колонны. В неравном бою рота гибнет. О том, что война уже закончилась, узнал только командир взвода... Наше военное начальство о 18—19-летних пацанах на той самой высоте просто позабыло. А они продолжали войну. Они сражались за Родину.

Фильм Фёдор посвятил отцу. И недаром: Сергей Бондарчук в своё время дебютировал в режиссуре так же, как и сын, — в 38 лет, экранизировав «Судьбу человека» Михаила Шолохова. Фёдор же, сам служивший в рядах вооружённых сил, пытается осмыслить войну в Афганистане, которую стараются не вспоминать... Надо заметить, этот дебют, безусловно, ему удался.

В своё время Бондарчук-младший рвался в Афган, но его не отпустил отец. Писал заявление, чтобы попасть на войну в Афганистан, и автор сценария Юрий Коротков. Но пока бумага прошла все инстанции, его уже демобилизовали. Осталась нереализованная мечта, которая и превратилась в сценарий «9 роты». Материал Коротков брал из жизни: встречался с теми немногими, кто вернулся. Сейчас это 35—40-летние мужчины, многие из которых занимаются большим бизнесом. Коротков пил с ними водку, вытаскивая из них правду о той войне. И узнал, что история 9-й роты реальна. Это подразделение действительно существовало.

В картине нет жёсткого сюжета, характерного для фильмов о войне. Все: и продюсеры Елена Яцура и Александр Роднянский, и Бондарчук, и Коротков — боялись сделать боевик. Бондарчук стремился к тому, чтобы всё было максимально приближено к действительности. Он не хотел показывать суперменов, которые красиво стоят с пулемётами и гранатомётами, а их с нижней точки снимают с наездом, так, чтобы облака раскрывались над головой, а они дождём пуль поливали из пулемёта. По убеждению режиссёра, солдаты должны были кричать, хотеть есть, пить, справлять нужду и чувствовать себя, как загнанные животные.

Иными словами, если была высота, к которой они ползли, то это была настоящая гора, а не её снимок в горизонтальном положении, потом показанный в перевёрнутом виде. И актёрам приходилось подниматься на неё в течение трёх дней в 50-градусную жару. Константин Крюков потерял сознание, потому что у него был солнечный удар, Артёму Михалкову выбило палец, у Артура Смольянинова начинались спазмы... Вертолёты летали так низко, как летать вообще нельзя по технике безопасности, а Бондарчук кричал: «Ещё ниже!» Но всё обошлось, иначе Фёдор бы себя винил всю жизнь: «Ребята, если с вами что-то случится, я же никогда себе этого не прощу!» В общем, команда не из худших, как сами говорят об этом актёры не стесняясь. Возможно, если бы они делали всё в полсилы, то и фильм бы такой не получился. Кстати, собирали группу по крупинкам: Елена Яцура нашла своих талантливых людей, Бондарчук — своих.

Музыка, как всегда, история отдельная, но оттого не менее интересная. Музыкальный продюсер Андрей Феофанов занимался проектом от начала до конца. А композитор Дато Евгенидзе, известный в Грузии и за рубежом, впервые работал с россиянами. Основная музыкальная тема была написана им ещё до съёмок — по просьбе Бондарчука. Режиссёру она понравилась, тогда сделали аранжировку и отправили её на съёмочную площадку. Бум-бокс ставили на БТР или танк, и все сцены снимались прямо под громко звучащую музыку. Потом присылали отснятый материал в студию, и под каждый эпизод писалась отдельная оркестровка прямо перед экраном в студии. Затем техническая работа: писались партитуры под оркестр, более 120 человек, дальше записывались темпо-трек и клип. Сводили это всё в Лондоне на лучшей в мире, по мнению Бондарчука, студии Pinewood.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх