Производители шампанского из Франции возобновят свои поставки в Россию с 15 сентября. В Межпрофессиональном комитете вин Шампани признали, что решение их приостановить было нецелесообразным, и российский рынок важен для виноделов из Франции. Таким образом, конфликт, начавшийся из-за поправок в закон о регулировании российского алкогольного рынка, подошел к своему завершению.
С 15 сентября французский винодельческий регион Шампань возобновит свои поставки вин на российский рынок. Межпрофессиональный комитет вин Шампани (CIVC) отозвал свою рекомендацию о прекращении продаж игристых напитков в РФ, которой придерживались порядка 95% местных производителей. Объединение предпочло разрешить конфликт, разгоревшийся в июле, не доводя его до уровня Всемирной торговой организации. Как отметил глава CIVC Жан-Мари Барильер, экспорт игристых вин в Россию – в интересах французских виноделов, ежегодно на российском рынке продается порядка 1,5 миллиона бутылок (0,5% от общих объемов), но это, по словам Борильера, «имиджевый рынок, где шампанское стоит довольно дорого». Кроме того, он объяснил решение желанием не ставить в неприятное положение российских клиентов и потребителей в преддверии грядущих новогодних праздников, для которых игристое вино является традиционным напитком.
Только российское
Напомним, проблемы возникли после того, как 2 июля в России начали действовать поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...». В соответствии с изменениями право на наименование «шампанское» осталось только у российских производителей. Для всех остальных, в том числе, виноделов из исторической области Шампань, закон предусматривает термин «игристое вино». Таким образом, зарубежные производители столкнулись с необходимостью поменять название напитка на этикетке и изменить декларации соответствия, ранее полученные на шампанское.
В этот же день, 2 июля, французская компания Moet Hennessy уведомила о прекращении поставок ввиду неготовности к переоформлению деклараций и изменению названия на этикетке напитка. К ней присоединились и производители Шампани, заявившие о готовности обратиться с жалобой в ВТО.
23 июля вышли разъяснения для импортеров, подготовленные Минфином, Минсельхозом, Росалкогольрегулированием и Росаккредитацией. Ведомства объяснили, что если у компаний уже имеются декларации, и свойства напитков не изменились, можно просто заменить документ о соответствии, причем в упрощенном режиме. Таким образом, все, что требуется – это поменять категорию с «шампанского» на «игристое вино».
Ни дефицита, ни ажиотажа
Несмотря на решение о приостановке поставок, французские вина не исчезли из продажи: российские ритейлеры, как и раньше, продавали игристые напитки из Шампани – соответствующую продукцию можно было найти в «Магните», «Ленте», «Ашане» и других сетях, поскольку в магазинах и ресторанах имеется запас данного алкоголя. Срока в 2,5 месяца явно недостаточно для того, чтобы ощутить дефицит. Ажиотажа после объявления о прекращении поставок в России тоже не возникло – никто не стал скупать игристые вина из Шампани и запасаться ими впрок.
Что касается российских производителей, в чьих интересах принимались поправки, их происходящее вообще не коснулось, поскольку их целевая аудитория никак не пересекается с теми, кто покупает французское шампанское. Едва ли россияне массово позволяют себе вина Ruinart, Moet & Chandon, Veuve Clicquot, Laurent Perrier, G.H. Mumm, Piper Heidsieck, которые стоят от 3 до 15 тысяч рублей. Большинство все же предпочитают отечественную продукцию, стоимость которой варьируется от 250 до 500 рублей за бутылку.
Индия планирует прибегнуть к значительному расширению экспортных поставок в Российскую Федерацию, сосредоточив усилия на нескольких ключевых секторах экономики.
Как считают специалисты, реальную конкуренцию российским винам могут составить разве что напитки испанского (cava) или итальянского (spumante) производства, но они и так никогда не называли себя шампанским.
На пустом месте
Как и предполагалось, поставки в Россию будут восстановлены, причем российская сторона не предпринимала никаких усилий для того, чтобы «разрулить» ситуацию. Moet Hennessy и другие виноделы согласились с новыми условиями.
Российские чиновники согласились с тем, что слово «champagne» на основной этикетке игристого напитка – не нарушение. Главное, чтобы на контрэтикетке значилось: «Вино игристое из региона Шампань». Таким образом, найден устраивающий всех компромисс.
Как отмечает газета «Известия» со ссылкой на главу Союза виноградарей и виноделов России Дмитрия Киселева, позиция РФ полностью отвечает международным стандартам: в соответствии с ними вино с газом называется игристым, и никто не запрещает производителям из Шампани добавлять область, где напиток был изготовлен, на этикетку. Поэтому претензий ни у кого возникать не должно. По мнению специалиста, французские виноделы передумали обращаться в ВТО, поскольку поняли, что их перспективы не слишком выигрышны, и жалоба не принесет реальных результатов. К тому же, в России хватает своих игристых напитков, и подавляющее большинство россиян попросту не заметит исчезновения вин из Шампани. Зато самим компаниям отказ от российского рынка может грозить перепроизводством – у виноделов имеются запасы продукции, а в этом году ожидается хороший урожай. Поэтому отказываться от проверенного канала сбыта – не в их интересах.