Версия // Общество // Франц Баур ошибся в прогнозирования зимы 1941-1942 года в СССР

Франц Баур ошибся в прогнозирования зимы 1941-1942 года в СССР

2387

Несбывшийся прогноз

Франц Баур ошибся в прогнозирования зимы 1941-1942 года в СССР
В разделе

В начале 1940 года над Балтийским морем начали регулярно летать одиночные немецкие самолеты. Напомним, тогда шла советско-финская Зимняя война. Самолеты летали необычным маршрутом – они взлетали с аэродрома в Восточной Пруссии, следовали строго вдоль берега, делали круг над Финским заливом и возвращались тем же маршрутом. В СССР предполагали, что это были разведывательные полеты. Но это было не так. Немецкие самолеты собирали метеорологическую информацию для нападения на СССР.

К началу Второй мировой войны немецкие метеорологи обладали самой совершенной методикой прогнозов погоды, которая с началом войны была переведена на военные рельсы. В этой статье мы расскажем об истории метеорологии в Германии, о её победах и поражениях.

Создание метеорологической службы

История метеорологической службы Германии началась в далеком 1780 году. Тогда Карл-Теодор, принц-кюрфюрст земли Рейнланд-Пфальц основал в городе Мангейме первое метеорологическое бюро. Оно просуществовало недолго, но в бытность работы были утверждены стандартные временные интервалы, когда производятся измерения для текущих метеосводок – 07-00, 14-00, 21-00. Метеослужба развивалась. И хотя тогда прогнозы делали на небольшие площади и на короткое время, они стали частью повседневной жизни Европы вообще и Германии в частности. В Первую мировую войну впервые было применено химическое оружие. Оно применялось только после получения прогноза метеорологов.

В начале 20-х годов ХХ века в Германии родилась идея использовать авиацию для получения данных, необходимых для составления прогнозов погоды. Профессор физики Альберт Виганд сумел заинтересовать Юнкерса идеей самолета – разведчика погоды. Интерес был обоюдным – по Версальскому договору Германия не имела права иметь военную авиацию. Но гражданские самолеты можно было проектировать, строить и эксплуатировать. Пока в компании Юнкерса проектировали новый самолет, в 1921 году часть истребителей «Фоккер» D.VII были переоборудованы в самолеты метеоразведки.

К 1930 году на восьми аэродромах Германии были сформированы метеорологические авиационные пункты – Wetterflugstelle (WeFlugSt). Метеорологи и инженеры тоже не сидели сложа руки. Первые разработали методику получения информации. Каждый день с аэродромов самолеты метеоразведки совершали несколько вылетов. Каждый полет проводился на высоте 5 000 метров, где и производился замер необходимых параметров. Инженеры создали метеорограф – прибор, который автоматически определял давление воздуха, температуру, влажность и скорость ветра.

По теме

Служба разрасталась. Во времена Веймарской республики эти данные использовали, в том числе, для обеспечения полетов бурно растущей гражданской авиации. Например, для обеспечения полетов по маршрутам Москва – Кёнигсберг – Берлин и Ленинград – Кенигсберг – Берлин осуществлялись вылеты самолетов-разведчиков погоды с аэродромов Берлина и Кёнигсберга. Об этих авиационных линиях смотри статью «История московских аэропортов. Центральный Московский аэродром». Отдельной задачей было метеорологическое обеспечение трансатлантических полетов дирижабля «Гинденбург». О полетах этого исполина и о его гибели смотри статью «Гибель дирижабля «Гинденбург». Появились и специально спроектированные самолеты для метеоразведки. Ими стали FW-47, Ju-A20, Ju-A35. Самолеты вылетали в 06-00 и поднимались на высоту 5 000 метров. Второй полет производился во второй половине дня. Во время второго полета необходимый замер информации производился с высоты 8 000 метров. Лётчики и метеорологи совершили одно открытие. Экипаж Не-46Е WeFlugSt «Франкфурт» во время одного полета зафиксировали скорость воздушного потока 250 км/ч. Посчитав это показание ошибкой приборов, в отчете в Центральное метеобюро в Берлине указали скорость ветра 180 км/ч. В Берлине цифру назвали фантастической, и потребовали её проверки. Новый полет проходил при отличной видимости. С земли отчетливо наблюдали самолет. При достижении высоты в 5 000 метров, Не-46 стало резко тормозить, после чего приборы самолета показали скорость 0 км/ч. С земли видели, как самолет летел хвостом вперед в обратном направлении. Такой полет «задом наперед» продолжался 20 минут. Так был открыт Северо-Западный воздушный поток.

Самое «древнее» подразделение Люфтваффе

Все изменилось с приходом к власти Гитлера. Ограничения Версальского договора были отброшены, страна открыто стала создавать свои вооруженные силы. Все WeFlugSt были включены в состав Люфтваффе, летчикам и ученым метеорологам, входящим в состав эскадрилий погоды, присвоили военные звания. Порой прогнозы предназначались для решения необычных задач. Так, самолеты метеоразведки регулярно совершали полеты вдоль побережья Северного и Балтийского морей. Полученные данные (температура воздуха и скорость ветра) использовались на береговых батареях для расчетов при проведении учебных стрельб.

Первый реальный боевой опыт немецкие метеоразведчики получили в Испании. Осенью 1936 года был сформирован пункт метеоролических подъемов «Кондор», который в дальнейшем трансформировался в WeFlugSt «Мадрид». Он остался в составе ВВС франкисткой Испании. Во время Второй мировой войны Эскадрилья разведки погоды, так стал называться WeFlugSt «Мадрид», представлял данные своих замеров в Германию, где в том числе, и на их основе составлялись прогнозы погоды для немецких субмарин в Атлантике.

В мирное время метеостанции разных стран обменивались информацией между собой. В случае начала войны такой обмен прекращался. Немцы это понимали и готовились к такому развитию событий. В метеорологии прогнозы делятся на три группы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Для составления первых двух было достаточно данных наземных метеостанций, расположенных на территории Германии и полетов самолетов-разведчиков погоды с аэродромов Германии, то для составления долгосрочных прогнозов была необходима информация из нескольких районов Атлантики и из северного Ледовитого океана. Для получения такой информации были нужны другие самолеты. В начале Второй мировой войны ими стали Не-111 и Ju-52. В дальнейшем, метеорографами оборудовали четырехмоторные самолеты и летающие лодки. С началом Второй мировой войны, военные метеорологи обеспечивали много операций вермахта и кригсмарине. О некоторых расскажем подробнее.

Прогноз на нападение на Советский Союз

Определив сроки нападения на Советский Союз, Гитлер и высшее военной командование вермахта хотели получить долгосрочный прогноз – конкретно была необходима информация, какой будет зима 1941 – 1942 годов. Ответ на этот вопрос должен был дать профессор Франц Баур, директор Научно-исследовательского института погоды в Бад-Хомбурге. Профессор исходил из следующего. Во-первых, он справедливо считал, что состояние ледового покрова в Финском заливе (реально единственный район, где могли действовать самолеты метеоразведки) является косвенным показателем погоды на территории европейской части СССР. Чем холоднее зима, тем больше преобладают северные и северо-восточные ветра, тем больше льда в Балтийском море вообще и в Финском заливе в частности. В январе 1941 года самолеты зафиксировали аномальное количество льда в Финском заливе.

Во-вторых, профессор отталкивался от накопленных статистических данных. Зимы 1939/1940 и 1940/1941 года были в СССР очень морозными. Зафиксированы случаи, когда в верховьях Москвы-реки и Оки реки промерзали до дна. Проштудировав данные о погоде в европейской части СССР, Баур обнаружил, что с начала ХХ века в европейской части Российской империи и СССР в прошлом никогда не случалось более, чем двух морозных зим подряд. Он сделал обоснованное предположение о том, что зима 1941-1942 годов в европейской части СССР будет либо «нормальной», либо теплой. Соответственно, при планировании военных операций немецкие генералы не планировали снабжение своих войск по максимально-зимнему варианту.

Баур ошибся. Это была одна из немногих ошибок немецких метеорологов во время Второй мировой войны. Кадры с замерзающими немцами под Москвой – наглядные свидетельства этой ошибки.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.06.2022 11:06
Комментарии 0
Наверх