Версия // Общество // С карты Москвы и ближнего Подмосковья исчезли три гражданских аэродрома

С карты Москвы и ближнего Подмосковья исчезли три гражданских аэродрома

6904

История московских аэропортов. Центральный Московский аэродром

С карты Москвы и ближнего Подмосковья исчезли три гражданских аэродрома
В разделе

При развитии общества транспортная инфраструктура меняется быстрее и чаще других. Строятся новые автодороги, старые приходят в упадок и демонтируются, появляются новые железнодорожные линии и станции, Эти линии, первоначально востребованные, через несколько десятков лет переводятся в разряд малодеятельных линий.

То же самое относится и к пассажирскому судоходству. В этой статье мы расскажем, как развивались гражданские аэродромы Москвы, как создавался Московский авиационный узел, и какие изменения произошли в нем в течение ХХ и в начале XXI века.

Ходынка

Первый аэродром в России появился в Гатчине под Петербургом. В 1909 году там начала работу первая в России воздухоплавательная школа. В Москве свой аэродром появился чуть позже, в 1910 году. Располагался он на Ходынском поле. Датой основания аэродрома стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания объявило о решении штаба Московского военного округа о выделении Ходынского поля под аэродром. Строительство велось на пожертвования любителей авиации. Была построена взлётно-посадочная полоса и шесть небольших ангаров для аэропланов. Официальное открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 г. Рядом, через Санкт-Петербургский тракт находился Путевой дворец. Как сейчас говорят, это было ближнее Подмосковье. Москва заканчивалась в районе Белорусского вокзала. От Путевого дворца в сторону Дмитровского шоссе тянулись дачи зажиточных москвичей. С другой стороны, в районе современного Октябрьского поля, находились военные склады, в основном артиллерийские, и располагались казармы нескольких войсковых частей. Аэродром располагался удобно – недалеко от города. Первоначально, по краям Ходынского поля, недалеко от Петербургского шоссе, стояли несколько ангаров. В народе о Ходынке ходила нехорошая слава. 30 мая 1896 года в Москве праздновали коронацию Николая II на трон. Для народа устроили массовые гуляния на Ходынском поле. Из-за неправильных действий организаторов торжества, произошла давка, получившая название Ходынской катастрофы. Точное число жертв неизвестно. По одной из версий, погибло 1389 человек – их просто затоптали. Еще около 1500 получили серьезные увечья. Число раненых учёту не поддавалось.

Авиационные заводы

После Революции авиационная жизнь на Ходынке продолжалась, ведь это был единственный аэродром в Москве. Правда, направление работы несколько изменилось. Собственно говоря, направлений было два. По краям летного поля располагались ангары нескольких самолетостроительных заводов. 20-е годы – это время авиационных энтузиастов, и новые машины появлялись часто. Некоторые из них шли в небольшие серии, некоторые оставались в одном экземпляре. Таким строительством самолетов и занимались авиазаводы, расположенные рядом с Ходынским полем. Первым из них был авиазавод под названием «Дукс» («Dux»). Императорский самолетостроительный завод «Дукс» был основан в 1893 году и проработал до 1917 года. Он выпускал не только аэропланы – в основном французской разработки – но и велосипеды, мотоциклы, железнодорожные дрезины, аэросани и другую продукцию. В Первую мировую войну «Дукс» поставил в Российскую армию 1 565 самолетов и гидросамолетов. На момент национализации в 1918 году завод серийно выпускал 22 типа самолетов. Постепенно, вокруг Ходынки были построены многочисленные ангары нескольких авиационных заводов и конструкторских бюро, которые в дальнейшем сливались, разделялись и снова сливались. Одна из авиационных «шарашек» – закрытых КБ, где работали арестованные конструкторы – располагалась в охраняемом НКВД ангаре аэродрома. Удивительно, но после испытаний и принятия на вооружения истребителя И-5 все конструкторы были амнистированы и продолжали работать в авиационных КБ Москвы. Так как в советское время все заводы были номерными, автор не станет подробно об этом рассказывать. Информация есть в интернете. В конечном итоге, в районе Ходынского поля сосредоточились завод КБ Сухого, КБ Ильюшина, Микояна и Яковлева.

Пассажирский аэровокзал

По теме

Вторым направлением стали пассажирские и почтовые авиаперевозки. После окончания Первой мировой войны это направление во всем мире стало стремительно развиваться. СССР не отставал, и 17 марта 1923 года было создано Акционерное общество добровольного воздушного флота – «Добролет». Первым рейсом первой советской авиационной компании стал рейс Москва – Нижний Новгород. По этому маршруту самолеты начали летать в том же 1923 году. Первоначально парк самолетов состоял из немецких «Юнкерсов Ф-13» и советских АК-1. Постепенно география маршрутов расширялась, и стала охватывать Украину, Закавказье и Среднюю Азию. На линиях работали небольшие пассажирские самолеты на 4-10 пассажиров, которые перевозили и почту.

Второй авиакомпанией, начавшей полеты с Ходынского поля, стала совместная советско-германская компания «Deruluft» (Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G.) Эта совместная компания поддерживала воздушное сообщение между странами до 1937 года. Первой линией компании стала Москва – Смоленск – Ковно – Кёнигсберг. В дальнейшем линию продлили до Берлина. Первоначально, учредителем с немецкой стороны стала компания «Аэро Унион», которая в 1926 году влилась в новую немецкую компанию «Люфтганза», существующую до сих пор. Рейсы совершались дважды в неделю в 1922 году, трижды — в 1923, а в 1924 — шесть раз в неделю. Что интересно, каждая компания имела собственный «терминал» на Ходынке – отдельно стоящие деревянные дома, которые тогда назывались «станциями». Как это всё выглядело, можно увидеть, посмотрев старый художественный фильм, снятый в 1924 году – «Папиросница от Моссельпрома». Один из героев фильма прилетел самолетом «Добролета» в Москву.

Постепенно количество вылетов и прилетов увеличивалось, в Москву стали прибывать самолеты других иностранных компаний. Избушки-терминалы переставали справляться с потоком пассажиров. Тогда было принято решение о постройке современного аэровокзала для Центрального аэродрома в Москве. Здание построили и сдали в эксплуатацию в 1931 году. Внутри аэровокзал уже вполне напоминал современные аэровокзалы, конечно в интерьерах 30-х годов. Любопытно, но даже с вводом в строй современного аэровокзала, через Ходынское поле сохранились несколько грунтовых дорог, по которым двигались автомобили и гужевые повозки. Во время взлетов и посадок движение останавливали.

В 1930 году на Ходынском поле приземлился немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппели́н» («Graf Zeppelin»). В 1939 году на Ходынское поле приземлился Фокке-Вульф-200 «Кондор» с Министром иностранных дел фашисткой Германии Иохимом фон Риббентропом. Осенью 1944 года Сталин встречал на Центральном аэродроме самолет с Черчиллем. В 1947 году на Ходынку приземлился самолет с Госсекретарем США Джорджем Маршаллом.

В 1938 году была введена в строй станция метро «Аэропорт». В середине 30-х годов, в Москве построили так называемый «образцовый километр». От площади Белорусского вокзала до стадиона «Динамо» была проложена широкая асфальтовая дорога. Это было одно из немногих мест в городе, где была не брусчатка, а хорошо уложенный асфальт. В 1933 году проложили первую в городе троллейбусную линию. Это был некий эталон будущих улиц столицы. Эталон вел к стадиону «Динамо» и Центральному аэропорту.

В 1941 году Ходынка стала невольным участником международного инцидента. Об этом смотри статью «Матиас Руст из Третьего Рейха».

Городской аэровокзал

По теме

После Победы до конца 40-х годов Центральный аэродром продолжал исполнять роль главного аэропорта Москвы, принимая международные, внутренние рейсы и спецборта с официальными делегациями. Но время берет своё, длина полосы аэродрома и возможности аэропорта стали ограничивать рейсы, которые должна была принимать Москва. С конца 40-х годов официальные делегации стали принимать во Внуково, а внутренние рейсы перевели в Быково. Для внутренних авиарейсов был построен аэропорт Домодедово, а для внешних – аэропорт Шереметьево. Но, тем не менее, аэродром продолжал функционировать, обслуживая авиационные КБ и заводы, расположенные вокруг него. Последний взлет с Ходынки был в 2003 году, когда в небо поднялся базовый противолодочный самолет Ил-38 SD для ВМФ Индии. После этого, аэродром был официально закрыт. Авиационные КБ продолжают работу, но опытные самолеты доставляют на аэродромы в разобранном виде автотранспортом.

Продолжалась работа и с пассажирами. В 1965 году был построен городской аэровокзал, откуда регулярно отправлялись автобусы-экспрессы во все аэропорты Москвы. Кроме этого действовала необычная для социалистической Москвы услуга – вертолетное такси. На вертолетах Ми-4 и Ми-8 пассажиры могли быстро долететь до Внуково, Домодедова и Шереметьево. Для 60-х годов это был первый городской аэровокзал в Европе. Дело в том, что во всех европейских столицах действовала иная схема доставки пассажиров в аэропорт – на личных автомобилях и такси. В социалистической Москве у граждан личных автомобилей было немного, такси было дорого, поэтому и был реализован вариант с городским аэровокзалом, откуда регулярно ходили автобусы в аэропорты.

Конец истории

В современной России транспортная обстановка в Москве стала критической. Пробки могут парализовать столицу в любое время. Доставка пассажиров автобусами не давала гарантии прибытия в аэропорт вовремя. Поэтому городские власти переориентировались на аэроэкспрессы, которые идут с городских вокзалов в Шереметьево, Домодедова и Внуково. Надобность в городском аэровокзале отпала. В течение нескольких лет на остатках лётного поля была выставка самолетов и вертолетов.

Было принято решение о застройке Ходынского поля жилыми зданиями и Ледовым дворцом. Городской аэровокзал был снесен в 2017 году. Эпоха Центрального аэродрома закончилась.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.01.2022 12:00
Наверх