Версия // Общество // Есть способ вовлечь арабские государства в программу F-35, не ослабляя военного превосходства израильтян

Есть способ вовлечь арабские государства в программу F-35, не ослабляя военного превосходства израильтян

8677

Истребители для ОАЭ

В разделе

Историческое мирное соглашение между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном - отличная новость с точки зрения создания региональной коалиции против Ирана. Это также может помочь убедить палестинцев в том, что они больше не находятся в центре арабской политики, и усадить их за стол переговоров. Это, возможно, дает администрации президента Дональда Трампа незначительный рычаг, который на самом деле не будет иметь значения для большинства американцев.

Но самым сложным и спорным аспектом является потенциальная продажа американского оружия — в том числе истребителей пятого поколения – арабским странам, начиная с ОАЭ. Хотя Трамп сказал, что у него «нет проблем» с продажей передовых самолетов арабам, данный факт создает риски для безопасности Израиля.

Давайте начнем с важности F-35, который считается одним из лучших боевых самолетов в мире на сегодняшний день. Он имеет высокую скрытность, передовые человеко-машинные интерфейсы и мощные функции управления.

Израиль является одним из ключевых международных партнеров в программе по производству F-35; он получил свои первые F-35 в 2016 году и планирует приобрести 50 или более самолетов.

Проблема с поставкой F-35 и связанных с ними боевых систем арабским государствам заключается в том, что это может подорвать «качественное военное преимущество» (Qualitative military edge, QME) Израиля. Кроме того, поставка может противоречить гарантиям США, что они не будут продавать свое самое современное оружие потенциальным военным противникам Израиля.

Существует прецедент, восходящий к Кэмп-Дэвидским соглашениям 1970-х годов, о предоставлении передовых военных технологий арабским государствам - тогдашним врагам Израиля - Иордании и Египту. Противники любой продажи вооружений в Конгрессе и Израиле, однако, правильно указывают на американский закон по этому вопросу, который гарантирует, что Вашингтон не допустит ослабления QME.

Эмираты, чьи интересы в Вашингтоне умело представляет посол Юсеф Аль-Отайби, говорят, что новый договор будет именно таким — новым соглашением для новой эры. Они отмечают, что, в отличие от Египта и Иордании, они никогда не нападали на Израиль.

Каковы самые важные аспекты при принятии решения о том, должна ли состояться данная сделка?

Во-первых, США должны позаботиться о защите своей военной технологии, которая окажется под угрозой в случае продажи F-35. В прошлом, когда заходила речь о продаже F-35 даже европейским союзникам, первым вопросом, который обсуждался, была безопасность.

В этой связи обсуждалось все: защита ангаров и аэродромов, а также любого производства, которое налаживается в другой стране; руководящие принципы, в соответствии с которыми будет проводиться процесс технического обслуживания; качество кибербезопасности; надежность процесса обеспечения безопасности для всех тех, кто владеет технологией (от командиров до пилотов и механиков реактивных двигателей).

Вторым фактором при принятии решения США является региональная геополитика. ОАЭ были надежным партнером в операциях США и союзников. Ее силы играли важную роль на Балканах, в Сомали, Афганистане, Ливии и в борьбе с террористическими организациями. Многие на Западе были глубоко впечатлены военным профессионализмом Эмиратов, особенно во время ливийской кампании.

Обеспечение Эмиратов современным вооружением не только укрепило бы альянс против Ирана, но и помогло бы избежать конкуренции со стороны России и Китая в торговле оружием. Предостерегающим примером является покупка Турцией, партнером по НАТО, зенитно-ракетного комплекса С-400 у России, что, вероятно, будет стоить туркам их участия в программе F-35.

По теме

Третий элемент - это так называемые «закулисные» отношения, развивающиеся между ОАЭ и Израилем уже более десяти лет. Сделка по F-35, если она осуществится, по-видимому станет логическим продолжением этого сотрудничества.

Это также может стать магнитом, который в конечном итоге втянет Саудовскую Аравию в аналогичные мирные соглашения с Израилем, а также в сделку по покупке высокотехнологичного вооружения у США, что будет иметь еще большее геополитическое преимущество для Вашингтона, чем сделка с ОАЭ.

Наконец, необходимо учитывать мнение Израиля. Внутренняя политика там всегда капризна, и коалиционное правительство, похоже, не имеет единого мнения по поводу включения ОАЭ в программу F-35. Продажу, вероятно, одобряет премьер-министр Биньямин Нетаньяху — хотя он и отрицает это – но не министр обороны Бенни Ганц, который, в соответствии со сложным соглашением о разделе власти, должен стать премьер-министром в конце следующего года.

Если все эти политические и внешнеполитические соображения могут быть сглажены, дебаты в конечном счете станут чисто технической военной дискуссией. Будет ли Израиль обладать «передовыми военными средствами», как это предусмотрено законом QME, даже после того как F-35 станет на вооружение Эмиратов?

Ответ зависит от точной конфигурации F-35, который продадут ОАЭ (есть несколько вариантов, и можно продать версию без большинства передовых компонентов); возможностей израильской ПВО (сейчас это первый уровень, и не полностью зависит от американского оборудования); и степени, в которой Израиль и ОАЭ могут создать интегрированные системы воздушного наблюдения и связи.

По мере того как Израиль нормализует отношения со все большим числом своих соседей, Вашингтон может захотеть подписать официальный договор о взаимной обороне с Тель-Авивом.

Учитывая растущую угрозу со стороны Ирана, США было бы разумно улучшить обороноспособность ОАЭ. Но защита обязательств с Израилем имеет приоритетное значение. Это будет сложный процесс, который не может быть ускорен из-за предвыборной гонки в США.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.10.2020 14:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх