Версия // Общество // Если в Омске не появится метро, может появиться уголовное дело

Если в Омске не появится метро, может появиться уголовное дело

5452

Копать или не копать?

Вход в один из туннелей омского метро. Фото: upisfree
В разделе

Министерство транспорта рекомендовало руководству Омской области все-таки завершить главный долгострой региона – Омский метрополитен, строительство которого начато 26 лет назад. 10 мая омские власти объявили о решении законсервировать проект «в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета». Через две недели в Минтрансе дали понять, что если объект не будет введен в эксплуатацию, появится уголовное дело – за то же самое неэффективное использование денег федерального бюджета.

«Омское метро будет самым современным в России. Сооружение метромоста переходит в завершающий этап. Право- и левобережные центры Омска в районе возведения мостового перехода превратились сегодня в огромную строительную площадку...»

Из публикации в газете «Мостовик» за 2004 год

Стройка четверти века

Метро в Омске решили построить еще в 1986 году: еще при Советском Союзе, что звучит сегодня – как при царе Горохе. Бюрократические согласования и трудный поиск финансирования заставили отложить старт на 6 лет, реальные работы начались только в 1992-м. Запустить подземку – одну ветку с четырьмя станциями – омичи планировали в 2008-м году. По понятным причинам в 1990-е исполнить задуманное не удалось. Но не завершили строительство и в уже более благополучные годы. Запуск переносили еще три раза: на 2012, 2015 и 2016 годы.

Итогом четвертьвековых усилий стала единственная станция «Библиотека Пушкина», которую достроили к 2011 году. Год спустя премьер-министр Дмитрий Медведев, как раз посетивший Омск, дал указание выделить на завершение проекта 6 миллиардов рублей из федерального бюджета. А метро достроить 300-летию Омска, которое отмечалось в 2016-м году.

Фото: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/29693
Фото: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/29693

Но даже после вмешательства премьера проект столкнулся с непреодолимыми «объективными трудностями». По данным Счетной палаты РФ, запланированный объем финансирования работ по строительству метро на 2008-2016 годы составлял 30,6 миллиарда рублей. Из них 24,5 миллиарда – за счет средств бюджета самой Омской области, 6,1 миллиарда – за счет федерального бюджета. С реальностью планы не состыковались: к 2016 году на финансирование направили только 6,6 миллиарда рублей; 3,8 – из бюджета региона, 2,8 – из федерального бюджета.

Добавим тот факт, что подрядчик, компания «Мостовик» очень «вовремя» (в 2015 году) обанкротилась, и юбилей Омск встречал по-прежнему без метро. А «несвоевременное выполнение работ привело к серьезному росту стоимости строительства Омского метрополитена – с 11 млрд до 19 млрд руб.», – цитирует РБК отчет Счетной палаты.

Сколько уже закопали?

Представители губернатора Омской области сообщают, что с начала строительства и до сегодняшнего дня в проект было сделано 12,9 миллиарда рублей капитальных вложений. Федеральных средств – 5,3 миллиарда, региональных – 7,6. В 2015 году федеральный бюджет должен был перечислить еще миллиард, но это решение отменили (видимо, под впечатлением «результатов» предыдущих инвестиций).

По теме

Минтранс при этом отмечает, что обязательства по финансированию строительства Омского метрополитена в рамках отданного премьером распоряжения выполнены полностью – из госбюджета было выделено 6,1 млрд руб. Просто ими не сумели воспользоваться...

«Рост внимания федеральной власти к вопросу строительства метро в Омске – позитивный факт. ...С 2015 года работы по строительству метро не ведутся по причине отсутствия на это денег у города и области. При правительстве сформирована рабочая экспертная группа с учеными и строителями, которая оценит возможности использования построенных объектов для существующей транспортной системы. Но нужно понимать, что без федеральной помощи мы не построим метро в классическом виде».

Врио губернатора региона Александр Бурков

А может на трамвайчике?

Летом 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов высказал мнение, что бесконечную историю с Омским метрополитеном нужно заканчивать. И если принять во внимание объем пассажироперевозок в городе, логичнее и выгоднее было бы переключить внимание на скоростной трамвай или наземный электротранспорт. Сейчас министерство решило все-таки оживить проект, готовность которого составляет 36%. Построены на данный момент, кроме станции «Библиотека Пушкина» (используется как подземный переход), 7,5 километров путей и двухуровневый метромост через Иртыш.

«Учитывая высокую степень строительной готовности объектов метрополитена, а также то, что обязательства РФ по софинансированию проекта полностью выполнены, правительству Омской области в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета рекомендовано в случае необходимости внести изменения в проектные решения по объектам метро, выделив этапы строительства, возможные к завершению, и ввести эти объекты в эксплуатацию», – сказано в сообщении пресс-службы Минтранса.

Консервация денег стоит

Чтобы поставить стройку на паузу, как это предложило руководство региона, тоже потребовались бы деньги: примерно 80 миллионов рублей на подготовку проекта и еще 400 – непосредственно на саму консервацию, подсчитал глава регионального министерства промышленности Игорь Лукьянов.

Строительство обойдется, безусловно, дороже: чтобы завершить единственную ветку, нужно вложить (в ценах 2014 года) 22 миллиарда рублей. Федеральные ведомства закапывать деньги в омскую яму еще в 2015 году отказались. Где искать источники финансирования, у губернатора не знают. Бюджет области самостоятельно этот проект не потянет точно: в 2018 году из 83,7 миллиардов большая часть, 56 миллиардов рублей, пойдут на обеспечение социальных обязательств перед населением. До метро ли тут?

Минтранс рекомендует Омской области «проработать механизм финансирования строительства метро с участием регионального бюджета и государственно-частного партнерства». Но найти частного инвестора на такой проект – задача, мягко говоря, нетривиальная. Кто рискнет пойти на «длинные» инвестиции, возврат которых растянется на десятилетия – и то под вопросом?

Кстати

Эффективность расходования региональных бюджетных средств с 2008 года проверит региональное управление финансового контроля, а расходование федеральных средств – контрольно-счетная палата Омской области.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.05.2018 12:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх