Версия // Бизнес // Единственный способ поднять больную Covid-19 экономику - поддержать сектора, стимулирующие спрос

Единственный способ поднять больную Covid-19 экономику - поддержать сектора, стимулирующие спрос

7018

Действовать как врачи

В разделе

В течение почти трех десятилетий глобальные цепочки поставок являлись двигателем экономической глобализации. С 1990 по 2008 годы они способствовали быстрому развитию мировой торговли, обеспечивая 60-70% ее роста. Однако через десять лет процесс застопорился, а в некоторых областях грозит и вовсе повернуться вспять.

Напряженность в глобальных цепочках поставок отчасти обусловлена разворотом многих правительств к протекционистской политике. Наметившиеся тенденции лишь усугубляет пандемия Covid-19, вызвавшая рецессию. Связанная с этим неопределенность может замедлить экономику как минимум на 35%. Действительно, мировая торговля больше не растет быстрее мирового ВВП. Если так пойдет и дальше, компании начнут перенос производства из Азии и других стран.

Очевидно, сокращение производства на предприятиях по всему миру приведет к рецессии. В прогнозе на следующий год Международный валютный фонд, ОЭСР и другие международные организации ожидают V-образного восстановления. Но на эту точку зрения, вероятно, повлияло быстрое восстановление глобальных цепочек создания стоимости после «великой рецессии» 2008-2010 годов - спада, источником которого была финансовая система, а не реальная экономика во всем мире. Учитывая фактор разрыва отношений с поставщиками, текущий кризис, вероятно, окажется уникальным.

Компании ждут новые испытания. Например, поставщики, которых коснулся тотальный карантин, наносят существенный урон своим клиентам, когда их продукция является эксклюзивной. В таких случаях поиск другого поставщика процесс сложный и дорогостоящий.

Не удивительно, что сбои, связанные с пандемией, уникальны. После тщательного анализа крупных стихийных бедствий в Соединенных Штатах за три десятилетия Жан-Ноэль Барро и Жюльен Совагнат из Массачусетского технологического института пришли к выводу, что поставщики, пострадавшие от наводнения или землетрясения, являются источником серьезных потерь для потребителей их продукции. Так, когда от стихийного бедствия страдал один поставщик, рост продаж компаний в среднем снижался на 2-3%. Возникшие проблемы также влияли и на других поставщиков, усиливая первоначальный шок.

Также вероятно, что этот спад приведет к снижению темпов роста ВВП. В конце концов глобальные цепочки поставок были основной движущей силой роста производительности в 1990-х, и помогли многим людям улучшить благосостояние.

Интеграция Восточной Европы в мировую экономику после падения Берлинской стены способствовала не только восстановлению Германии, но и быстрому экономическому росту в Чешской Республике, Венгрии, Польше, Словакии и других странах. Если замедление роста глобальных производственно-сбытовых цепочек с 2011 года уже стало причиной анемичного роста производительности в развитых странах, ускоренное замедление или даже сокращение вследствие сбоев, связанных с пандемией, не сулит ничего хорошего.

В этих обстоятельствах для политиков единственным вариантом является стимулирование роста в конкретных секторах. В Германии Volkswagen и другие компании настаивали на пакете стимулов, подобном тому, который использовался в 2009 году, но правительство канцлера Ангелы Меркель решило отказаться от этого плана.

Стоит пересмотреть такое решение. Новые макромодели пандемии предполагают, что отраслевой стимул может генерировать самый большой фискальный стимул на единицу затрат. Экономика, в которой 50% полностью закрыто, как при пандемии, отличается от экономики, в которой вся активность падает на 50%, как при депрессии.

Это означает, что наилучшим способом максимизировать влияние налогово-бюджетного стимулирования является определение секторов, которые не являются замещающими. В Германии, как и везде, автомобилестроение тесно связано с остальной экономикой. Чем больше автомобилей покупается, тем больше спрос на сопутствующие товары. Автопроизводители импортируют только 29% своих ресурсов, по сравнению с 76% для текстильной промышленности. Вот почему схемы стимулирования покупки автомобилей эффективнее, чем, скажем, ресторанные ваучеры. Фактически обеды в ресторанах сокращают покупки в супермаркетах, обеспечивая меньший совокупный спрос.

Пандемия представляет собой серьезную проблему в области экономики для политиков. Нравится вам это или нет, но обеспечение любого восстановления, не говоря уже о V-образной форме, потребует от правительств отвлечься от проблем, которые бы имели первостепенное значение в обычные времена. Они должны действовать как врачи, принесшие клятву Гиппократа – исходить из принципа «не навреди».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.06.2020 10:00
Комментарии 0
Наверх