Нужно ли Украине проводить новые выборы? После провала парламентского голосования по отставке премьер-министра Арсения Яценюка 16 февраля из правящей коалиции вышли две партии. Это дает президенту Петру Порошенко возможность объявить об отсутствии коалиции большинства и назначить дату новых выборов. Международные доноры, включая МВФ, США и ЕС, прямо потребовали, чтобы Киев отказался от идеи проведения выборов и проводил перестановки в правительстве в рамках существующего соглашения.
Запад vs сторонники украинских реформ
Запад утверждает, что Украина не может позволить себе слабое правительство, политическую нестабильность и потенциальный тупик после выборов. Западные лидеры утверждают, что Украине не позволительна многомесячная политическая неразбериха, в то время как Европа и США должны принимать решения о продлении санкций в отношении России, когда вот-вот поступит новый транш от МВФ, и когда Киев должен принять законы в соответствии с минскими соглашениями.
Разумные сторонники украинских реформ, в том числе Андерс Аслунд, утверждают, что западные лидеры не правы. По его словам, выборы могут стимулировать новую волну реформ. Эту точку зрения разделяют борцы с коррупцией и честные реформаторы в Раде, которые хотят укрепить свои силы в переговорах по должностным назначениям.
Идею новых выборов также поддерживают некоторые из ветеранов украинской политики, в том числе экс-премьер-министр Юлия Тимошенко, мэр Львова Андрей Садовый и популисты, наподобие Михаила Саакашвили , риторика которого превращает грузинского украинца в восточно-европейскую версию Дональда Трампа.
Почему нельзя проводить выборы
Доводы в пользу внеочередных выборов надуманы минимум по трем причинам.
Во-первых, опыт других стран с переходной экономикой показывает, что новые выборы часто приводят к укреплению сил, которые выступают против реформы. Так было в Польше, ставшей образцом успешных перемен для Центральной Европы, где крах сил «Солидарности» в 1992 году привел к возвращению к власти членов старого коррумпированного порядка. В этот период реформы проводились не благодаря стараниям реформаторов, а давлению со стороны Запада и обещаниям принять страну в ЕС.
Во-вторых, выборы будут дорогостоящими и лишь усилят власть олигархов Украины. На выборы президента, прошедшие в 2014 году, было потрачено порядка $215 млн, а выборы в Раду обойдутся еще дороже. Предвыборные кампании парадоксальным образом увеличивают влияние бизнеса и олигархов на финансово зависимые политические партии, потому что они выделяют деньги политическим партиям и повышают значимость своего контроля над пятью самыми популярными в Украине телевизионными станциями.
В-третьих, утверждения, что реформаторы добьются серьезных успехов на выборах, противоречат результатам последних опросов. Электорат Украины глубоко фрагментирован и поддержка популистских и националистических партий весьма высока. Февральский опрос предпочтений избирателей, проводившийся Институтом Горшенина, показал, что ни одну из девяти политических партий, способных войти в следующий парламент, не поддерживает более 13% избирателей. Голосование в одномандатных округах Украины, в которых распределяется половина мест Рады, также, вероятно, приведет к дополнительной фрагментации.
Выборы не гарантируют стабильного большинства
Западные лидеры справедливо понимают, что новые выборы не могут гарантировать нового стабильного большинства, не говоря уже о большинстве реформистов. На самом деле, досрочные выборы могли бы иметь противоположный эффект, чем тот, на который рассчитывают благонамеренные реформаторы. Хотя вполне вероятно, что несколько дополнительных депутатов-прореформистов может быть избрано, для создания коалиции придется отдавать больше мест в министерствах и ведомствах политическим назначенцам и ставленникам олигархов, а не технократам и политически независимым руководителям, таким как Айварас Абромавичус или Наталья Яресько. Что еще хуже, досрочные выборы могут привести к неразрешенному политическому тупику.
Выход в компромиссе
Путь к стабильности на Украине в разумном компромиссе между элитами, включая реформаторов, гражданское общество, бизнес-элиту (в том числе, олигархов), малый бизнес и профессиональных политиков.
Такой компромисс возможен. Если он будет достигнут, это станет свидетельством подлинной революции в стремящейся жить по-прежнему украинской политике.