Версия // Общество // В 1953 году из-за урагана в Тихом океане 6 моряков дрейфовали 82 дня

В 1953 году из-за урагана в Тихом океане 6 моряков дрейфовали 82 дня

2404

История маленького буксира

В 1953 году из-за урагана в Тихом океане 6 моряков дрейфовали 82 дня (фото: pxhere.com)
В разделе

Широко известна история о барже Т-36, которую в марте 1960 года ураган унес в Тихий океан с четырьмя солдатами. Они находились в дрейфе 49 дней. Но подобная история была не первая. За семь лет до неё, в 1953 году, из этого же района ураган унес маленький буксир Ж-257 вместе с шестью членами экипажа. Моряки дрейфовали в Тихом океане 82 дня. В этой статье мы расскажем об этой удивительной истории.

Береговые базы китобоев

Многие знают о знаменитых советских китобойных базах «Алеут», «Слава», «Советская Украина» и «Советская Россия». Всего в составе флота Министерства рыбного хозяйства СССР входило 7 китобойных баз. Но кроме них, китов на Дальнем Востоке добывали и береговые комбинаты. Они располагались на островах Курильской гряды, имели свои китобойные суда (не специальной постройки, а переоборудованные военные тральщики и небольшие катера с гарпунными пушками). Убитых китов буксировали к берегу, затаскивали на слип и разделывали. Один из таких китокомбинатов (именно такое сокращение использовалось в то время), «Подгорный», находился на Курильском острове Парамушир.

Буксирные катера типа ЖС

В «Подгорном» работали два буксирных катера Ж-135 и Ж-257. Такие буксирные катера типа Ж, ЖС, ЖСЛ строились во Владивостоке на заводе №202 – «Дальзавод» – с 1926 года по конец 60-х годов ХХ века. В 20-е годы в Советском Приморье было всего два крупных порта – Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Остальные были небольшими портами, или, как говорят сегодня – портопунктами. Для них были необходимы небольшие буксирные суда-универсалы, которые могли бы проводить несложные операции по буксировке, перевозить небольшие партии грузов, или нескольких пассажиров, быть лоцманскими, или пожарными катерами. На Дальнем Востоке под эти задачи строилась большая серия буксирных катеров типа ЖС – железный сварной. Водоизмещение катера составляло 30 тонн, длина – 17 метров, ширина – около 4 метров, экипаж – 6-8 человек. Поскольку работать катерам предстояло в водах Тихого океана, особое внимание уделили мореходным качествам. Забегая вперед, скажем, что мореходность Ж-257 сыграла не последнюю роль в благополучном исходе дрейфа. Интересно, что эти маленькие катера были первыми советскими цельносварными судами. Ж-257 сошёл со стапелей в 1930 году. Моряки Дальнего Востока называли катера этого проекта «жучками». Задачей катеров Ж-135 и Ж-257 в «Подгорном» была буксировка туш китов от китобойцев до слипа китокомбината.

Шторм

К концу ноября 1953 года сезон работы в «Подгорном» подходил к концу и два буксира готовились встать на зимний ремонт. 1 декабря Парамушир попал в зону сильного шторма. Поскольку защищённой гавани на острове не было, буксиры вышли штормовать в океан. Ж-257 стоял на внешнем рейде. Капитан и старший механик находились на берегу. Ж-135 через сутки вернулся в «Подгорный», а Ж-257 пропал. Сначала администрация китокомбината организовала поиск своими силами. Ж-135 обошел весь остров, но, ни буксира, ни следов его гибели не обнаружил. Через 10 суток к поискам подключились военные и пограничники, но и они ничего не нашли. Через месяц, к Новому 1954 году поиски прекратили, и моряков объявили пропавшими без вести, хотя мало кто сомневался, что они все погибли.

Разыгравшийся шторм унес Ж-257 далеко на юго-восток. Сила ветра была такова, что мощности двигателя буксирного катера не хватало, чтобы бороться со стихией. На борту находилось шесть моряков. Командовал буксиром помощник капитана Федор Козлов. Выход в море из-за шторма был настолько быстрым, что капитан буксира Владимир Мережко и старший механик Григорий Иванец просто не успели вернуться на борт. Кроме Козлова, на буксире находились помощник механика Сеин Облязов, кок Николай Воронков и три матроса – Виктор Шлык, Александр Жебровский и Рамиль Мирсафаров. Поскольку буксир готовился встать в ремонт, то и продуктов на камбузе было немного: три буханки хлеба, макароны, вермишель и сушеная картошка. Шторм продолжался три дня, и все эти дни он уносил буксир от острова. Двигатель запускали только для того, чтобы удерживать буксир носом к волне. На четвертые сутки шторм утих.

Дрейф

По теме

Топливо экономили для обогрева. Но, в конце концов, оно закончилось. Матрос Жебровский, который параллельно с работой на буксире, учился в морском техникуме во Владивостоке и занимавшийся парусным спортом, предложил сшить из одеял прямоугольный парус. В качестве реи использовали судовой багор. После сильного порыва ветра, разорвавшего самодельный парус, пришлось шить новый. Парус помогал – буксир медленно двигался на северо-запад. Хуже было с едой. Пайки постоянно уменьшали, но всё равно, через полтора месяца дрейфа – 16 января – запасы еды закончились. Совсем плохо обстояли дела с пресной водой. Во время шторма в танки с запасами пресной воды попала вода забортная. Полученную смесь пить было нельзя. Первое время спасались запасами воды на камбузе, но их хватило всего на несколько дней. Придумали некий «опреснитель» морской воды. Он давал в течение часа кружку питьевой воды.

Для обогрева и кипячения воды нужно было топливо. Когда закончились корабельные запасы, в ход пошло все то, что было на борту – мебель, обшивка, кранцы. Части одежды смачивали остатками топлива и клали в печь.

Новый, 1954 год встретили торжественным подъёмом флага СССР. Чокались кружками с горячим чаем. С 20 января за бортом в воде стала попадаться плавающая морская капуста. Она оказалась очень кстати – запасы провизии подошли к концу. Её ели, поливая солидолом. Часть травы высушили, и пытались курить. 21 января рядом с дрейфующим буксиром показался маленький необитаемый островок. Общее решение моряков было единодушным – остров без людей, высадка на него была рискованной, поэтому приняли решение продолжать дрейф дальше.

Самое трудное началось в феврале. Еда кончилась совсем. Моряки разрезали сапоги, нарезали голенище «соломкой» и поджарили с солидолом. Голод заставил съесть это «блюдо». Норму пресной воды уменьшили до пяти столовых ложек в день. У моряков начались галлюцинации.

Спасение

21 февраля моряки услышали звук корабельной сирены. К Ж-257 подходил рыболовный траулер «Камчадал». Суда встретились у мыса Поворотного, в шести милях от камчатского берега. Восемьдесят два дня дрейфа закончились. Моряки буксира пытались принять швартовый конец, но не смогли. Пришлось боцману и матросу с «Камчадала» прыгать на борт и проводить швартовку. На траулер экипаж буксира переносили на руках.

После спасения

Шёл 1954 год. Первое, что пришлось пережить спасенным морякам – это допросы с целью выяснить – а не пытались ли они сбежать за границу? К счастью это длилось недолго, и 21 марта 1954 года в газете «Камчатская правда» была напечатана большая статья «Мужество советских моряков». Потом появились статьи и в центральных газетах. Все шесть человек были награждены. Федор Козлов орденом Ленина, Александр Жебровский и Сеин Облязов орденами трудового Красного знамени, Николай Воронков, Рамиль Мирсафаров и Виктор Шлык орденами «Знак Почёта». Буксир Ж-257 после ремонта получил на ходовую рубку памятную латунную табличку с текстом Указа Президиума Верховного Совета о награждении экипажа, и на китокомбинате его стали называть «гвардейским». Известный в те годы писатель Александр Борщаговский написал документальную повесть «Пропали без вести».

Ж-257 затонул вместе с новым экипажем 18 декабря 1961 года у мыса Васильева на южной оконечности острова Парамушир.

Через 7 лет после дрейфа Ж-257 произошло похожее событие, когда шторм унес в Тихий океан баржу Т-36 с четырьмя военнослужащими – военными строителями. Они дрейфовали 49 дней и были спасены американским авианосцем USS «Kearsarge» CV-33. Этот случай получил поистине мировую известность, а о дрейфе моряков буксира знали, в основном, жители Дальнего Востока

Буксирные катера типа Ж, ЖС, ЖСЛ эксплуатировались до 80-х годов ХХ века. Сегодня в строю находится только один буксирный катер этой серии – Ж-6. Их работу выполняют новые буксиры других проектов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.12.2023 18:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх