Как телевизионщик со стажем, скажу прямо: ничто так не украшает кадр, как детское лицо. А тем более детская эмоция. Этот приём привлечения аудитории на ТВ использовали и раньше, но старались им не злоупотреблять. Вспомните, в «Утренней звезде» в 80-м, начале 90-х выступали в основном подростки. Сейчас же на любом телеканале состязаются «умники» и «умницы» совсем уж нежного возраста.
«Лучше всех» стараются быть дети с совсем ещё неокрепшей психикой. В «Синей птице» в кадре пляшут, жонглируют, показывают акробатические номера под куполом «гуттаперчевые» даже не мальчики – малыши. Но всех переплюнул телеканал НТВ, собравший на детское шоу воспитанников детских домов. Ещё не включив телевизор, зритель уже рыдает. Потому спонсоры легко и много дают деньги на детские программы – это ещё одна причина, почему их стало на отечественном экране так много.
Кто отбирает самых умных?
В связи с этим у меня почему-то не идёт из головы конкурсант «Голос. Дети» Андрей Клубань, который упал в обморок после того, как к нему не повернулся ни один из судей проекта. Я хорошо помню недовольные гримасы, которые корчил Макс Фадеев, как театрально «хлопотала лицом» Пелагея, как разводил руками «на камеру» Дима Билан. Они потом что-то говорили, а Андрей Клубань виновато улыбался и падал…
Сейчас на «России 1» стартует ещё один новый «детский проект» – «Золото нации». По замыслу режиссёров он должен собрать две команды вундеркиндов от 5 до 12 лет со всей страны. Дети будут демонстрировать свои знания в разнообразных школьных дисциплинах – от истории и географии до физики и химии. Растолкуйте мне, как шестилетний ребёнок сможет провести, например, химическую реакцию или вычислить логарифм? Хотя, говорят, примеры есть. Да только кому это нужно, кроме педагога, жаждущего заветного пиара своей «авторской программы»? И ещё не даёт мне покоя вопрос: кто именно определяет, почему именно эти 40 детей – «самые одарённые в России»? Кто, по каким критериям их тестировал, отбирал, сортировал? И не обидно ли от этого станет другим детям, которые, возможно, в силу финансовых возможностей родителей, а может, просто из-за отдалённости населённого пункта окажутся вне зоны «одарённых»? Кстати, бьюсь об заклад, Ломоносов, живи он в наше время, в это шоу тоже не попал бы: идти до Москвы или даже до ближайшего райцентра было бы для него проблематично.
Так получилось, что на днях я как раз снимала телепрограмму о влиянии нервных стрессов и нервного перенапряжения на здоровье человека. За время съёмки чего только я не насмотрелась в стационаре Сеченовского университета: «стрессовые язвы» первокурсников, которые из-за амбиций родителей стремились поступить на самый престижный факультет и сдать первую сессию исключительно на одни «пятёрки», молодых людей с систематическими мигренями, которые в результате переутомления и стрессов теперь учатся только периодически. Видела и положительный тест на инфаркт – у 20-летнего молодого человека. Недаром профессор, завкафедрой поликлинической терапии Сеченовского университета Михаил Осадчук считает: «Все нагрузки должны соответствовать возрастной планке. Ребёнок должен петь только то, что может понять и почувствовать, а не изображать в 9 лет Эдит Пиаф».
Бизнес и талант
Но, может быть, мы чересчур осторожничаем и телешоу на самом деле дают детям путёвку в жизнь? Увы, судьбы участников того же проекта «Голос. Дети» складываются по-разному. Победительница одного из прошлых проектов Диана Гарипова стала заслуженной артисткой Татарстана и выступает с хором военных. Однако были случаи, когда после проигрыша дети боялись возвращаться в свой город и школу и семья была вынуждена менять место жительства.
Вице-мэр российской столицы Андрей Бочкарёв рассказал об итогах работы по строительству новых детских садов и школ, а также озвучил планы в данном направлении.
Хорошо, когда человек ещё в детстве находит своё призвание и следует ему. Но это, к сожалению, случается редко. Вот что рассказывает профессор Михаил Осадчук: «Часто участие во всех этих конкурсах – следствие амбиций родителей. Бывает, призвание ребёнка определяется с детства, и тогда к этому надо адаптироваться, договариваться о снижении нагрузок по другим предметам. Но все эти конкурсы чаще всего вовсе не показатель таланта. Настораживает и другое: многие, кто с головой бросается во все эти шоу, телевизионные конкурсы, олимпиады, начинают неизбежно отставать в учёбе, превращаясь в заурядного троечника к 11-му классу».
Перечитываю великого физиолога Ивана Петровича Павлова: «Трагедия советской власти в том, что человека с детства во всём приучают «держать удар», быть «впереди». Не учитывая, что при этом маленький человек от такой нагрузки «выгорает изнутри».
Разумеется, это вовсе не значит, что всех надо воспитывать одинаково, ограждать от стрессов и неурядиц. Если ребёнок чем-то серьёзно увлекается, ему надо помочь развить задатки, способности, талант, и только в этом случае из него вырастет личность. А конкурсы, олимпиады и состязания… Несколько лет назад беседовала с организатором одной престижной театральной премии. Он сказал мне на камеру слова, которые я потом не стала вырезать: «Большинство конкурсов у нас как делают? Найдут спонсора, снимут помещение, для виду – фуршет, круглый стол, закупят дешёвенькие призы… Если в конкурсе участвуют дети – финансовая планка выше. Но большая часть денег всё равно упадёт в карман устроителю».
Поэтому давайте возьмём за правило: бизнес и талант – две вещи несовместные.