Стало известно, что порядка 30 компаний могут затронуть сложности с лизинговыми авиалайнерами. На этих перевозчиков приходится примерно четверть перевозок внутри страны.
Как сообщает газета «Известия», множеству отечественных авиакомпаний угрожает банкротство из-за того, что они не перечисляли лизинговые платежи за иностранные воздушные суда с момента введения антироссийских санкций.
В 2025 году российские компании смогут списывать долги за лизинг иностранных самолетов, однако на эти суммы будет начисляться налог на прибыль в размере 25%, который начнет действовать с следующего года. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта работает над предложениями, обусловленными изменениями в Налоговом кодексе, для защиты интересов авиакомпаний, так как новый налог может негативно сказаться на финансовом состоянии российских перевозчиков, которые занимают до 26% внутреннего рынка.
Несмотря на регистрацию самолетов в российском реестре и их эксплуатацию внутри страны, действуют международные договоры лизинга: они актуальны, пока арендатор не вернет самолет или не выплатит страховую стоимость. После введения санкций в апреле 2022 года президент России Владимир Путин подписал указ о платежах по лизингу самолетов в рублях, что не устроило зарубежных арендодателей, и авиакомпании прекратили такие переводы, так как они не решали проблему задолженности.
Эти средства авиакомпании тратят на другие цели, например, техобслуживание и поддержание летной годности воздушных судов. В итоге у них накопились значительные долги. Введение налога в 2025 году может привести к банкротству ряда перевозчиков, отзывам сертификатов эксплуатанта и перераспределению парка самолетов в пользу крупных авиакомпаний.
По данным Росавиации, в России более 30 авиакомпаний осуществляют пассажирские перевозки, а только «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines смогли выкупить лизинговые самолеты на средства Фонда национального благосостояния.