// // Депутаты Госдумы отложили на осень законопроекты, непопулярные среди граждан и невыгодные им самим

Депутаты Госдумы отложили на осень законопроекты, непопулярные среди граждан и невыгодные им самим

331

Незаконные останки

На принятие многих законопроектов времени не хватило. У депутатов нашлись дела поважнее
Фото: ИТАР-ТАСС
На принятие многих законопроектов времени не хватило. У депутатов нашлись дела поважнее Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Завершившаяся неделю назад весенняя сессия Госдумы стала рекордной по числу принятых законов – 249 штук. Так много законов за полгода нижняя палата парламента не выпускала ещё ни разу за всю постсоветскую историю. Руководство Думы объявило о продлении сессии аж до середины июля – специально, дескать, ради того, чтобы разобраться со всеми проектами законов. Тем не менее немало важных законопроектов было отложено в думский «загашник», хотя уже вроде бы находились на полпути к принятию. Почему их притормозили и что интересного сулит нам осенняя сессия, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Когда весенняя сессия открывалась, председатель Госдумы и «Единой России» (ЕР) Борис Грызлов назвал главной задачей депутатов выработку и принятие антикризисных мер. Как выразился по окончании сессии первый зампред Госдумы, также «единоросс» Олег Морозов, с этим удалось справиться: «Мы работали в теснейшем взаимодействии с правительством и очень быстро откликались на его запросы предоставить тот или иной инструмент борьбы с кризисом, сжимая иногда сроки принятия решений до нескольких дней». Из 249 законов, принятых в Госдуме, около 200 уже одобрены Советом Федерации или даже подписаны президентом РФ.

Впрочем, лидеры оппозиции оценивают итоги деятельности депутатов гораздо более скептически. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил: «Если бы Дума приняла в пять раз меньше законов, её работа была бы эффективнее. Самый отвратительный закон – о реформе бюджетных учреждений. Он хуже, чем приватизация промышленности и монетизация, вместе взятые». По словам зампреда Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергея Штогрина, этот закон «повлияет на жизни практически всех россиян, потому что всё больше и больше платными будут и образование, и здравоохранение, и работа учреждений культуры».

Похожее впечатление оставила сессия и у зампреда Госдумы Ивана Мельникова: «Негатива было куда больше. Прошедшая сессия вряд ли оправдала те ожидания, которые были заявлены и в статье «Вперёд, Россия!», и в послании Дмитрия Медведева». А осенью россиян ждёт ещё масса неприятных сюрпризов, пока пребывающих в полуфабрикатном состоянии.

В период отпусков переработкой законопроектов будет заниматься некому

Другая причина была у переноса утверждения ещё одного неприятного новшества – закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Соавтор законопроекта, первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко перечислял его достоинства: «Каждый россиянин сам будет выбирать страховую медицинскую организацию, лечебное учреждение и врача, получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС, независимо от места проживания. А это создаст конкурентную среду в равных условиях между медицинскими организациями любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частно-практикующих врачей».

Однако после того как законопроект, разработанный группой депутатов во главе с председателем Комитета по охране здоровья Ольгой Борзовой, благополучно прошёл первое чтение в Госдуме, он был отправлен «на каникулы». Руководство Министерства здравоохранения и социального развития РФ, курирующее эту реформу, оказалось хорошим тактиком. Время для сбора поправок назначено на депутатские отпуска, когда кардинальной переработкой законопроекта заниматься просто некому. А ведь в обществе он встретил множество негативных отзывов. Руководитель Всероссийской врачебной палаты Леонид Рошаль отметил, что «здравоохранение может стать ещё более дорогим для народа». По словам сопредседателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов Александра Саверского, законопроект декларативен и только ухудшит доступность медицинской помощи для россиян: «Начнётся большой сумбур с обменом полисов. Я вижу только декларации и предстоящий бедлам в системе, который отравит людям жизнь».

По теме

В сентябре грядущую реформу ОМС утвердят сразу в двух чтениях

Возражали против принятия законопроекта и оппозиционные партии. По мнению члена фракции КПРФ Олега Куликова, новый закон всё равно не гарантирует доступность медпомощи, поскольку на селе ни одна больничка не выдержит конкуренции со столичной клиникой, а выбор страховой компании для населения безразличен, «только появляются теперь дополнительные посредники». Другую опасность в законопроекте увидел депутат от «Справедливой России» («СР») Михаил Емельянов: «На рынок обязательного страхования выходит частная медицина. Значит, государственные деньги будут распыляться и районное звено здравоохранения совсем обескровится.

Сегодня Россия находится на 88-м месте в мире по уровню финансирования медицины и на 137-м по показателям здоровья. Тем не менее в первом чтении столь важный законопроект рассматривался всего 40 минут и в ряду последних вопросов повестки дня. А в осеннюю сессию, претерпев косметическую переработку, он будет вновь рассмотрен в Госдуме и одобрен стараниями «единоросского» большинства. По словам Борзовой, планируется принять его «во втором и третьем чтении уже в сентябре для того, чтобы до конца года были разработаны необходимые подзаконные акты». А это значит, что с 1 января 2011 года закон вступит в силу. Как констатировала замруководителя фракции «СР» в Госдуме Оксана Дмитриева, «в сочетании с законом об изменении статуса бюджетных учреждений этот закон, во-первых, будет ещё больше способствовать коммерциализации здравоохранения и расширению платных услуг, во-вторых, приведёт к сокращению сети районных небольших больниц и поликлиник».

Но откладывание принятия законопроектов объяснялось не только желанием погасить возмущение общества. Можно перечислить и те случаи, когда дело было только в тривиальной оттяжке необходимых, но неприятных для власти реформ. Например, так и не был рассмотрен даже в первом чтении законопроект, обязывающий чиновников публично отчитываться не только о собственных доходах и доходах супругов, но и родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, взрослых детей. По словам его автора Александра Куликова, «чиновники часто ведут незаконный бизнес не только через своих супругов, но и через ближайших родственников, поэтому на них необходимо распространить тот же контроль, что и на супругов».

Ещё в апреле с подобным предложением выступал заместитель генпрокурора РФ Эрнест Валеев, предлагая расширить круг родственников госслужащих, чьи сведения о доходах должны в обязательном порядке указываться в имущественной декларации, до братьев, сестёр и племянников чиновников. По словам Валеева, «в противном случае мы и дальше будем смотреть как на нормальный порядок вещей на факты, когда чиновник с небольшой зарплатой купается в кричащей роскоши своих дворцов и автомобилей». О необходимости ужесточения борьбы с чиновничьей коррупцией говорил сам Дмитрий Медведев. Да и профильный думский комитет рекомендовал законопроект к принятию. Однако в рамки даже продлённой сессии внесённый в июне проект закона почему-то так и не втиснулся.

В таком же ключе развивалась и борьба депутатов с нечестными торговцами. Ещё в конце 2009 года был принят закон «О торговле», призванный цивилизовать мир поставщиков и ретейлеров. Однако вопрос о конкретных наказаниях для провинившихся торговцев взяли и отложили до осени.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.07.2010 11:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх