Безвоздушным покрышкам пророчат стать фундаментальным новшеством в автомобилестроении, но их коммерческое производство переносят раз за разом.
Продавцам автошин и автомобилистам ждать их поставок ещё как минимум пару-тройку лет.
Шины сегодня и шины на заре автомобильной эры – это абсолютно разные продукты, разные по составу и технологически. Однако их концепция за сто с лишним лет не изменилась: резиновые пончики наполняют воздухом, благодаря чему они поддерживают необходимую безопасность на скорости, поглощают удары, ведут вперёд по глуши. Безвоздушные шины в корне отличаются от обычных: нагнетать воздух внутрь в принципе нет необходимости. Поэтому ещё их называют непневматическими, а иногда – беспрокольными.
Как правило, в конструкции безвоздушных автошин используют прочные переплетённые спицы или сетчатые структуры, которые окружают колесо и могут изгибаться, меняя форму, когда автомобиль движется и преодолевает неровности.
В чём отличие от технологии Run-Flat
Безвоздушную резину не следует путать с шинами Run-Flat. Если коротко объяснить, Run-Flat – это те же пневматические шины, но с дополнительным усилением боковин. Благодаря усилению боковин они могут проехать порядка 80 км, даже будучи проколотыми и спущенными. При этом скорость должна быть городской. Более долгие расстояния и высокие скорости предполагают, что прокол предварительно отремонтируют и покрышку снова накачают. Безвоздушные шины, в отличие от Run-Flat, никогда не наполняют воздухом, поэтому проколы не влияют ни на дальность маршрута, ни на выбор скорости.
Непневматические покрышки стали реальностью для небольших транспортных средств, например моторизованных тележек для гольфа и газонокосилок. Применение на легковом пассажирском транспорте пока откладывается: инженеры все ещё находятся в поиске и проводят испытания. В разработку ударились многие крупные и средние производители, однако даже о приблизительных сроках они говорят с неохотой. Так, американская компания Goodyear видит серийное производство не раньше 2030 года. Некоторые другие компании планируют уложиться в пятилетку, но ничего не обещают.
Быстрее других сделать новшество массовым планирует французская компания Michelin. Ещё в 2019 году она показала концепт беспрокольной легковой автошины Uptis, создание которой сопровождало более полусотни патентов. Осторожные прогнозы говорят о том, что мишленовцы опробуют разработку в Восточной Азии уже в 2024 году. Восточная Азия выбрана не случайно: регион славится плохими дорожными покрытиями, поэтому долговечность колёс интересует водителей в первую очередь.
Вопросы к беспрокольным покрышкам
Если прогноз сбудется, это будет означать, что французам удалось решить проблемы, из-за которых беспрокольные автошины не могли стать массовым продуктом. Среди них – шумность. Сплетённые спицы генерируют настолько много шума, что попросту не удаётся уложиться в требования, предъявляемые к автомобильным покрышкам.
Стейблкоинами называют криптовалюты, курс которых привязан к менее волотативному активу - доллар, евро, золото и т.п.
Шумность авторезины контролируют по всему миру. Благодаря контролю удаётся удерживать шумовое загрязнение городов и населённых пунктов, что улучшает жизнь людей и животных. Как показали долгосрочные исследования, из-за шума у живых организмов развиваются серьёзные заболевания. Например, это болезни сердечно-сосудистой системы и болезни мозга.
Вдобавок витают не только технические, но и психологические барьеры. Уже сейчас потребители задаются вопросами: не будут ли полости шины забиваться камнями и грязью? как «полупрозрачные» боковины будут смотреться на автомобиле? Что насчёт обслуживания?
К обслуживанию непневматических автошин особое внимание. Поначалу они будут поставляться в сборе с диском – то есть колёсами. Если повредить резину или диск, менять придётся колесо. Это не только дорого, но и вопреки давнишней практике, когда «порванная» подошва или расколотый диск не тянули за собой друг друга.
Перешагнут ли потребители через привычки и готовы ли они тратить больше – вопрос будущего. Как только одна из шинных компаний запустит рынок, так сразу прояснятся его перспективы. Пока же многие обозначают интерес и неспешно копошатся за запертыми дверями лабораторий. Может оказаться, что публика поглазеет на диковинку, но не станет её покупать. В прошлом так уже было со светящимися и цветными шинами.