Версия // Общество // Что общего между яванской и эфиопской катастрофами самолета Boeing 737 Max 8

Что общего между яванской и эфиопской катастрофами самолета Boeing 737 Max 8

1016

Боинг с боем

Узкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 737 MAX
В разделе

В воскресенье, 10 марта, в Эфиопии разбился самолет Boeing 737 Max 8, на борту которого находились 157 человек (в том числе – трое россиян). Самолет не просто новенький (налетал всего несколько месяцев), но еще и новейшей модификации. Всего полгода назад точно такой же борт потерпел катастрофу над Индонезией. Тогда погибли 189 человек. Пока специалисты разбираются, совпадение ли это, над нашей планетой летают еще около 300 самолетов того же типа.

Джакарта, Индонезия, октябрь 2018

О неисправности пилоты доложили через несколько минут после взлета. Но как-то повлиять на «взбесившуюся» технику было невозможно. После ряда мучительных попыток совладать с ситуацией, самолет авиакомпании Lion Air рухнул с высоты в воды у западного побережья острова Ява.

Аддис-Абеба, Эфиопия, март 2019

События, по крайней мере, поначалу, разворачивались, напоминая яванскую катастрофу: уже через 6 минут после взлета связь с экипажем была потеряна. Самолет получил разрешение вернуться в аэропорт столицы Эфиопии, но, видимо, пилоты уже не владели ситуацией. Крушение произошло всего в 50 км к югу от Аддис-Абебы, рядом с городом Дэбрэ-Зэйт.

Носом вниз

Авиакатастрофу над Эфиопией, безусловно, будут тщательно и пристально изучать: особенно с учетом того, что борт был полон сотрудников ООН. Расследование катастрофы у берегов Явы еще не завершено. Но специалисты уже готовы соотнести некоторые факты и сделать предварительные обобщения. После взлета индонезийским пилотам пришлось больше 20 раз (!) принудительно поднимать нос самолета, который настойчиво пыталась опустить автоматическая система управления – это подтверждают данные расшифровки. Вероятно, с датчиков поступал невеный сигнал, и система, соответственно, пыталась предотвратить сваливание. Вот только никакой необходимости в этом не было. Самолет водило туда-сюда из-за сбоя аппаратуры...

Случилось ли нечто подобное в воскресенье, 11 марта, с самолетом, вылетевшим из Аддис-Абебы? Возможно. Система MCAS устанавливается только на самолетах Boeing 737-8 и -9, на более старых версиях ее нет. Производитель, американская компания Boeing, только после яванской авиакатастрофы разослал авиакомпаниям бюллетень, в котором проинформировал о принципах работы MCAS. До этого в руководстве по летной эксплуатации приведена была только... расшифровка сокращенного названия (MCAS – maneuvering characteristics augmentation system), пишет Газета.ру. Авторы публикации не исключают, что о методах работы с новой системой многим пилотам так и не рассказали. Компания «Боинг» проинформировала, что «продолжает оценивать необходимость программных и других изменений по мере того, как мы узнаем новое из продолжающегося расследования». Это писали в октябре. В марте, после гибели еще одного самолета, – последовали соболезнования и новые обещания разобраться.

Между тем, некоторые авиаэксперты говорят, что «упрямство» системы, на которое приходилось все время отвлекаться пилотам, сделало «сценарий спасения невероятным».

Печальная статистика
Печальная статистика

Спрос убивает?

Действительно ли в системе автоматического управления новой моделью «Боинга» присутствует некий скрытый дефект, покажет расследование. Не желая рисковать жизнями пассажиров и экипажей, запрет на полеты Boeing 737 Max 8 уже ввели Ethiopian Airlines, Cayman Airways и авиакомпании Китая. А семьи разбившегося в Индонезии самолета подали на The Boeing Company в суд в Сиэтле.

Известно, что Boeing 737 Max 8 – самый продаваемый самолет в истории авиакомпании «Боинг». Сегодня в мире эксплуатируются более 300 подобных машин, предзаказы оформлены еще на 5000 самолетов. В числе покупателей есть и российские авиаперевозчики. Главное преимущество модели, помимо ряда новшеств, – повышенная топливная эффективность. А вот по поводу безопасности эксплуатации Max 8 теперь возникают серьезные вопросы.

На возраст или техническую усталость катастрофы списать сложно: самолет, упавший в октябре, эксплуатировался всего лишь с июля, налет имел – 800 часов. Самолет, упавший в Эфиопии – это тоже новая машина, летавшая всего несколько месяцев. «Симптомы» похожие: непонятный набор высоты после взлета, сигнал о технических проблемах, колебания скорости... И трагический финал. В катастрофах двух Max-8 суммарно – 346 погибших. В их числе трое граждан РФ: Александра Полякова, Александр Поляков, Сергей Вяликов.

Справка

Boeing 737 MAX – четвертое поколение самолетов Boeing 737, созданное компанией Boeing для замены семейства Boeing 737 Next Generation. Основным изменением стало использование более мощных и крупных двигателей CFM International LEAP-1B. Некоторым изменениям подвергся и планер. Первый 737 MAX поставлен заказчику в мае 2017 года.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.06.2019 13:50
Комментарии 0
Наверх