// // Число мигрантов завышено вдвое ради отчётности?

Число мигрантов завышено вдвое ради отчётности?

432

Поточные данные

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Федеральная миграционная служба (ФМС) не даёт адекватной оценки трудовой миграции в Россию, утверждается в обнародованном в конце июня докладе, подготовленном отечественными учёными. Статистические данные, предоставляемые ФМС, не пригодны для выработки качественной миграционной политики государства, они требуют коррекции и не могут быть основой правительственных решений. Показатели ФМС и раньше не раз ставились под сомнение. Вот только прежде их считали заниженными, а учёные утверждают прямо противоположное – количество мигрантов завышается. Вероятнее всего ради того, чтобы оправдать деятельность чиновников.

24 июня на научной конференции, посвящённой 200-летию Росстата РФ, прозвучали поистине сенсационные высказывания. Заведующая кафедрой социальной статистики и демографии Российского государственного социального университета, доктор экономических наук, профессор Ольга Воробьёва подвела итоги исследования «Статистическое наблюдение миграционных процессов в России». Выводы, содержащиеся в докладе, оказались крайне неутешительными для ФМС. Оказалось, что истинное количество трудовых мигрантов намного меньше, чем указывается в официальных отчётах. Зачем ФМС завышать показатели? Возможно, чтобы представить деятельность службы максимально масштабно, получая под эти показатели дополнительные ресурсы и должности. Во всяком случае, именно такое предположение высказала Ольга Воробьёва.

По данным ФМС, как указано в справке «Итоги деятельности ФМС за 2010 год по основным направлениям», следует, что в 2010 году в Россию въехали 13,6 млн иностранцев. Для учёта трудовой миграции, по словам сотрудников департамента внешней трудовой миграции ФМС, по итогам 2010 года выдано 1,2 млн официальных справок – разрешений на работу, а также 157 тыс. трудовых патентов для работы иностранцев у частных нанимателей. Кроме того, на 76% была выбрана квота – 1 млн 944 тыс человек, – которую предоставляло для работы иностранцам Минздравсоцразвития, пояснили «Нашей Версии» в ФМС. В службе подтвердили, что количество трудовых мигрантов действительно подсчитывают по сумме выданных разрешений и патентов. Однако точного представления о том, сколько приезжих реально работает в России, по этим документам составить абсолютно невозможно, говорят демографы. Необходимо подсчитывать цифры, полученные от тех, кто нанимает мигрантов. Истинные масштабы трудовой миграции, по оценкам специалистов, существенно отличаются от официальной версии. Одна из причин – нелегалы. С этим, впрочем, вполне согласен и глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский, который на парламентских слушаниях в Совете Федерации «Совершенствование законодательного обеспечения трудовой миграции» в ноябре 2010 года заявил, что количество иностранцев, законно въехавших на территорию России, но работающих без разрешений, может составлять 3–3,5 млн человек. Вот только учёные утверждают, что поток иностранной рабочей силы, прибывающей в РФ, существенно ниже. Профессор Ольга Воробьёва считает, что общее количество трудовых мигрантов (включая нелегалов) не превышает 4 миллионов.

, заметила Ольга Воробьёва. Изменились категории мигрантов и их этнический потенциал. Если 15 лет назад приезжали наши соотечественники из «титульных национальностей», к примеру, татары, то все, кто мог и хотел, уже приехали работать и жить в Россию. Данные ФМС сегодня ненадёжны, в них слишком мала доля правды, хотя именно по ним должны рассчитываться экономические параметры и приниматься государственные решения, отметила в докладе профессор Воробьёва.

По теме

«Иногда эти цифры просто успокаивают управленцев и власти, – заметила она корреспонденту «Нашей Версии». – А миграционный прирост населения в РФ в действительности в последние годы сокращается. По иммиграции россиян в другие страны также нет точных данных, фиксируются только цифры выезда из страны, как будто российские граждане не уезжают просто работать в другие государства и не возвращаются в РФ. Нет данных и по внутренней трудовой миграции по регионам России, а она весьма активна».

Особенностью миграции в 2010 году, несмотря на введение механизма выдачи патентов для частных работодателей, оставался огромный теневой сектор в области найма иностранцев физическими лицами, в основном на неквалифицированный труд. Сейчас нелегальными остаются минимум 50% всего трудового потока. Это даёт возможность работодателям занижать цену труда для коренного населения, так как мигранты из стран с более низким уровнем жизни являются и более дешёвой рабочей силой, уходить от уплаты налогов, развивать криминальный бизнес.

Самыми крупными потребителями иностранной рабочей силы в РФ являются Москва и Московская область (около 35% зарегистрированных трудящихся мигрантов). Кроме Москвы, мощные миграционные потоки пришлись за последнее десятилетие на Краснодарский, Ставропольский края и Ростовскую область. Они приняли 473 тыс. человек из других российских регионов, в том числе 177 тыс. человек из национальных республик Северного Кавказа. Кстати говоря, серьёзные исследования, проведённые учёными Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, показали, что прямой зависимости между количеством мигрантов и официальными экономическими показателями территорий нет. А это значит, что официальные показатели не учитывают развитие частного, так называемого неформального сектора экономики. По данным лаборатории миграции населения Центра демографии и экологии человека ИНХП РАН, именно здесь и существует тесная взаимосвязь между миграционным поведением населения и уровнем занятости в частном секторе, который становится социальным амортизатором.

ФМС видит сегодня только верхушку айсберга, называемого трудовой миграцией, утверждают учёные. По наблюдениям видно, что в богатых регионах иностранные граждане занимают целые ниши на рынке труда. Что это за люди, каковы их профессии, возраст – ни один процесс в области трудовой миграции сегодня не охвачен точной статистикой, говорит профессор Воробьёва.

Только примерно можно говорить, что около половины иностранной рабочей силы используется в строительстве, каждый 10-й – в сельском и лесном хозяйстве, около 10% – в промышленности, более 8% – в торговле и общепите. Сколько людей работает у частников, вопрос, но о существенности этого трудового потока говорят хотя бы объёмы денежных переводов, отправляемых мигрантами из РФ в страны СНГ.

У миграционной службы, возможно, нет соответствующих аналитических кадров для введения единых методик подсчёта миграционных потоков и анализа этого процесса, за эту деятельность «ведомство не отчитывается», говорят демографы, но к учёным силовики не обращаются. «Если с барометра снимают погоду, то миграция – индикатор социально-экономической погоды в обществе, но сегодня он в России не работает», – сказала профессор Воробьёва. Не оправдывают себя и другие начинания, которые курирует служба, хотя регулярно о них отчитывается, к примеру программа «Соотечественники». Неудачным получился и опыт ассимиляции иностранцев, приезжающих в РФ на учёбу или службу в армии. Превращение переселения в исключительно бюрократическое мероприятие сделало программу неэффективной и мало популярной.

Социологи и демографы говорят о том, что миграционные правила в РФ слишком часто меняются, они то ужесточаются, то либерализируются. По сути, на сегодняшний день действуют пять способов входа на российский рынок труда для иностранцев: в рамках квоты, вне квоты согласно утверждённому списку специальностей, по патенту при трудоустройстве у частного лица, в качестве высококвалифицированного специалиста по приглашению работодателя и в соответствии с утверждённым законом списком лиц, которым разрешение на работу не требуется.

Правила сложны, но основополагающего документа, концепции, фиксирующей цели, задачи и приоритеты миграционной политики, нет. Тем не менее миграционная политика всё-таки становится более рациональной и прагматичной, полагают учёные. Главное, чтобы оценка потребности экономики в иностранном труде не зависела от политических настроений власти, приводимые чиновниками цифры были научно обоснованными, а статистика не корректировалась в ведомственных или каких-либо других интересах.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.07.2011 12:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх