Версия // Общество // Через два года пиво в России может оказаться доступным лишь богатым

Через два года пиво в России может оказаться доступным лишь богатым

2433

Только чай!

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Отечественный пивной рынок стремительно сокращается. Многие участники отрасли и эксперты полагают, что дальше будет только хуже. И не потому, что все вдруг перешли на водку. Основная причина кризиса – непродуманная политика государства, очевидно, твёрдо намеренного максимально осложнить работу пивоваров и соответственно жизнь рядового потребителя.

Крупные пивоваренные компании, действующие в России, опубликовали отчёты о своей деятельности по итогам первого полугодия. Позитива в этих реляциях не много. Да и чему радоваться? Рынок уменьшается – всего за последние пять лет он потерял где-то четверть, мощности простаивают – в среднем отрасль загружена на 60%, налоги растут – с 2009 года акциз вырос с 3 до 18 рублей за литр. Справедливости ради стоит отметить, что пивные концерны тоже должны разделить ответственность за кризис индустрии. Ведь наш потребитель уже давно не тот жизнерадостный дурачок, который бодро кидается на любую новую этикетку с придуманным псевдоиностранным названием. За последние 20 лет он набрался за границей впечатлений и начинает задавать неудобные вопросы. К примеру, почему это ваше пиво всё такое одинаковое? И отчего бренды, сваренные на Западе, по вкусу отличаются от аналогичных, но только российского производства?

В результате всё больше открывается мини-пивоварен, готовящих собственное пиво. Причём их доля на рынке последнее время медленно, но верно растёт. Единственное, что им может помешать, – то самое государство, кажется, наконец придумавшее прекрасный способ похоронить всю индустрию целиком.

«Шагреневое» пиво

Крупнейший игрок отрасли компания AB InBev свидетельствует: за первые шесть месяцев этого года продажи пива в России снизились на 10%. Оценки «Балтики», контролируемой датским гигантом Carlsberg, чуть менее пессимистичны – сокращение всего на 6,6%. Причины – общая макроэкономическая обстановка в стране, установленные ограничения по месту и времени продаж напитка, прохладные весна и лето. Непросто приходится и, пожалуй, самому динамично развивающемуся производителю – Московской пивоваренной компании. «Год падающего рынка. Нашей компании стоит значительных усилий сохранить небольшой рост», – свидетельствует её гендиректор Игорь Дементьев.

Но всё это самоуспокоение: Особенно серьёзно пострадали позиции «Сан ИнБев», российского подразделения упомянутого AB InBev, и турецкой Efes.

Ответ компаний на этот обвал стал вполне обычным для негосударственного сектора. Снижая издержки, турки ликвидировали завод в Москве, «Сан ИнБев» закрыла ранее приобретённые предприятия в Перми, Новочебоксарске, Курске. В свою очередь, реакция государственных институтов на такой секвестр оказалась весьма болезненной. Так, в Перми начали оперативно пересматривать бюджет, со слезами на глазах исключая из него 1,6 млрд рублей – ожидавшихся поступлений от пивзавода. А курский губернатор Алексей Михайлов прямо назвал действия «Сан ИнБева» «ударом ножа в спину». «Прискорбно, что неплохо работавший завод прекращает работу. Мы ошеломлены таким решением», – сетовал глава региона.

В скором времени будут ошеломляться и другие субъекты Федерации. Глава Carlsberg Йорген Буль Расмуссен уже объявил о намерении закрыть два предприятия компании в России. Однако не уточнил, где именно. И простор для догадок есть: корпорация контролирует заводы в Питере, Хабаровске, Новосибирске, Красноярске, Челябинске, Самаре, Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону. Так что мест для «ударов ножом» изрядно.

По теме

Как считает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, крупные игроки индустрии будут снижать производство до тех пор, пока их доля на рынке не снизится до 70% (сейчас – 80%).

Дело вкуса

Пока международные корпорации отступают с российского рынка, оставляя плакать губернаторов, их место пытаются занять уцелевшие с советских времён отечественные производители, а также энтузиасты, повсеместно открывающие мини-пивоварни.

Тверской «Афанасий», Трёхсосенский, Бочкарёвский заводы, рязанский «Хмелёфф», Василеостровская пивоварня – вот несколько предприятий, всё шире демонстрирующих своё присутствие на рынке. Кто сделал ставку на производство пива для сетей, кто играет на тоске потребителей по «тому самому» вкусу, кто выпускает необычные и потому привлекающие покупателя сорта.

Отдельно стоит отметить бум мини-пивоварен. Несмотря на очевидные риски, связанные с зарегулированностью отрасли и постоянно ужесточающейся «антиалкогольной» кампанией, бизнес не боится инвестировать в производство любимого народом напитка.

Собственно, таков мировой тренд. На сегодняшний момент в Германии насчитывается более 1300 мелких пивоварен, в Великобритании – более тысячи, в Италии и Швейцарии – более 400, в не самой «профильной» для отрасли Франции – и то более сотни.

Крупные игроки, конечно, в курсе последних тенденций и также пытаются выступить со своими вариантами так называемого крафтового пива. Получается не всегда. Скажем, придуманное Efes пиво «387» собрало не самые благожелательные отзывы критиков. Да и «Коллекция пивовара» от «Балтики», похоже, так и не стала сенсацией.

Куда более привычная для гигантов тактика – вывод на рынок локализованных вариантов известных импортных аналогов. Например, недавно усилиями Heineken в российских магазинах появилось Krušovice Royal российского розлива. По сути, оно не имеет ничего общего с давно присутствующим на прилавках чешским Krušovice Imperial. Отдельные наблюдатели и вовсе заявили о том, что корпорация такими действиями допускает «убийство бренда». Но зачем голландцам портить репутацию чешской легенде? «На мой взгляд, ответ прост, – полагает пивной критик Александр Иджон. – Продажи лицензионной Krušovice (по цене 50–60 рублей) будут гораздо выше, чем потеря тех, кто пил импортную продукцию. Тем более что она из продажи не исчезла и, думаю, не исчезнет.

А в преддверии кризиса выпуск по лицензии такой популярной марки – весьма хороший коммерческий ход».

«Кризис» – хорошее слово, описывающее нынешнее положение вещей. В перспективе же более уместным будет другое слово – «катастрофа».

Если запретить ПЭТ, отрасль рухнет

10 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект – убийцу пивоваренной отрасли. Документ призван критически ограничить использование ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции. Согласно ему с 1 января 2015 года должна быть запрещена продажа алкоголя крепостью более 6% в полуторалитровом пластике, с 1 июля 2015-го – крепостью более 5% в литровых ПЭТ и с 2016-го – в пол-литровых бутылках крепостью от 4%.

«Мы воспринимаем этот законопроект как полный запрет на ПЭТ-упаковку для пива», – заявил исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. «Если запретить ПЭТ, отрасль просто рухнет», – убеждён президент компании «Очаково» Алексей Кочетов. По его подсчётам, 60% производящегося в России пива разливается в «пластик», и «если реализовать эту инициативу, то надо около 17 млрд стеклянных бутылок».

«Новый закон ударит по всем. Ведь дело не только в том, что придётся перестраивать производство под «стекло» или алюминиевые банки. В любом случае объёмы придётся сокращать, хотя мы планировали их наращивать. Что это означает? Придётся увольнять часть сотрудников», – констатирует собственник Трёхсосенского завода Михаил Родионов.

По мнению экспертов, если запрет ПЭТ для пива будет реализован, напиток, который будут производить уцелевшие заводы, подорожает примерно на 20–25%, фактически попав в ценовую категорию деликатесов.

А вы согласны покупать «Жигули» по цене «Мерседеса»?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.09.2014 11:51
Комментарии 0
Наверх