// // Челябинский тракторный завод на краю гибели

Челябинский тракторный завод на краю гибели

4693

Попали под Уралвагон

Отстоять свои права работники ЧТЗ пытаются уже много месяцев. Первые митинги прошли ещё зимой, но ситуация так и не изменилась
Отстоять свои права работники ЧТЗ пытаются уже много месяцев. Первые митинги прошли ещё зимой, но ситуация так и не изменилась
В разделе

Промышленный Урал начинает становиться очагом напряжённости. На этой неделе свыше тысячи работников Челябинского тракторного завода собираются выйти на акцию протеста. Уже четыре месяца люди не получают зарплату, и когда будут погашены долги, неизвестно. Рабочие уверены: знаменитый ЧТЗ – краса и гордость отечественной тяжёлой промышленности – гибнет по вине неумелых хозяев, главным из которых является не менее знаменитый Уралвагонзавод.

Финансовые проблемы сразили Челябинский тракторный завод (ООО ЧТЗ-УРАЛТРАК) в середине прошлого года. На тот момент долги предприятия по зарплате достигли 200 млн рублей плюс 360 млн с завода требовали 14 компаний-кредиторов, обратившихся в суд. Вслед за этим начала расти задолженность по зарплате. В итоге за помощью для решения проблемы руководство области и Уралвагонзавода обратились в Москву, рассчитывая получить господдержку.

Однако работники предприятия утверждают, что до сих пор помощь так и не пришла: ни от Уралвагонзавода, ни от региональных властей (в собственности которых находится 16% акций предприятия), ни из федерального бюджета.

На сегодня задолженность составляет уже более 300 млн рублей. При этом если раньше работники ещё получали от руководства регулярные обещания вот-вот погасить долги, то теперь не слышно даже их.

ЧТЗ не сработался с УВЗ

«Наш последний пикет, который мы проводили 9 июня, даже не освещали в региональных СМИ. Неофициально журналисты говорили, что якобы есть распоряжение сверху не давать информацию. Мы понимаем, что это может быть связано с выборами в заксобрание, у нашего губернатора 16-е место в общероссийском рейтинге и он скорее всего не хочет его терять. Но так ведь шило в мешке не утаишь, – рассказал «Нашей Версии» профсоюзный лидер ЧТЗ Олег Косых. – Думаю, что проблема была ещё и в том, что в последний раз среди наших лозунгов было, например, прямое обращение к губернатору: Борис Александрович, вы не выполнили свои обещания».

даже в кризисные 2009–2011 годы предприятие выпускало 150–160 тракторов в месяц. Сегодня же ЧТЗ не может выполнить обязательства

По словам Олега Косых, 29 декабря прошлого года представители профсоюзного комитета ЧТЗ приходили к губернатору на приём, и он пообещал, что предприятию в ближайшее время будет выделено 500 млн рублей на оборотные средства. Однако пока деньги так и не поступили.

Впрочем, губернатору рабочие адресуют далеко не главные свои претензии. Представители ЧТЗ связывают появление серьёзных проблем на заводе с тем моментом, когда главным собственником предприятия стал Уралвагонзавод. Под его крыло челябинский тракторный перешёл в 2011 году. В принципе это выглядело логично – Уралвагонзавод являлся самым крупным заказчиком продукции ЧТЗ. К слову, двигатели для знаменитого ныне танка «Армата» делают именно на ЧТЗ-УРАЛТРАК. Однако с приходом нового собственника, по словам работников ЧТЗ, и без того сложное положение предприятия стало ухудшаться.

«Нашим первым руководителем после того, как мы вошли в состав Уралвагонзавода, стал Семён Млодик. Ныне он успешно отбывает срок в колонии за незаконный вывод

272 млн рублей с другого завода в Чебоксарах. Нашему предприятию его деятельность нанесла 3 млрд рублей убытков. Он привёл с собой компанию из 70 человек, назначил всем высокие оклады – примерно до 2 млн рублей», – рассказывает Олег Косых.

Кстати, буквально на днях на ЧТЗ пришёл очередной новый руководитель – Евгений Михель. Поначалу сотрудники предприятия связывали с ним большие надежды – едва обустроившись, гендиректор пообещал уже с июля вернуться к полной рабочей неделе и вывести предприятие из кризиса. Однако потом рабочие покопались в Интернете и выяснили, что до прихода на ЧТЗ Евгений Михель возглавлял холдинг «Мечел», ныне находящийся в кризисе, после чего надежды на светлое будущее немного поблёкли.

По теме

Уралвагонзавод ищет деньги

До прихода Уралвагонзавода, утверждают сотрудники предприятия, ЧТЗ хотя и переживал сложные времена, однако всё же сводил концы с концами. Так, по информации профсоюза, даже в кризисные 2009–2011 годы предприятие выпускало 150–160 тракторов в месяц. Сегодня же ЧТЗ не может выполнить обязательства перед своими заказчиками из-за отсутствия оборотных средств.

Завод оказался сегодня обескровлен не только финансово, но и кадрово. Только за последние два месяца с предприятия уволилось около 600 человек. Оно и неудивительно: Челябинская область – промышленный регион, высококвалифицированным рабочим найти работу не так-то сложно. Поэтому мало кто из востребованных на рынке труда профессионалов готов месяцами ждать выплаты зарплаты – люди переходят на другие предприятия. Их уход является для ЧТЗ не меньшим ударом, чем финансовые проблемы, – деньги можно найти, а удастся ли вернуть ценных сотрудников?

Впрочем, на деньги, похоже, рассчитывать также особенно не стоит. Уралвагонзавод и сам находится в непростом положении. В феврале стало известно, что из-за кризиса и снижения спроса на продукцию около 7 тыс. сотрудников УВЗ решено отправить в неоплачиваемый отпуск. Также прошла информация о планирующихся массовых сокращениях. Возникли проблемы на трамвайном производстве – в шесть раз сокращены объёмы производства железнодорожных полувагонов.

В конце мая глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял о том, что в ведомстве согласовали выделение Уралвагонзаводу в виде господдержки 20 млрд рублей. Однако есть подозрения, что если эти деньги и будут выделены, то почти все они уйдут на погашение текущей задолженности. По информации Альфа-банка, группа «Уралвагонзавод» задолжала ему более 10,4 млрд рублей и 72,2 млн долларов.

Прежде Уралвагонзавод подавал заявку на госпомощь в размере 60 млрд рублей. Однако в Минпромторге отметили, что будут готовы рассмотреть возможность увеличения помощи только в том случае, если Уралвагонзавод представит план финансового оздоровления, где обоснует цифру в 60 миллиардов. Неизвестно, составлен ли такой план, однако то, что на УВЗ пытаются любыми путями сократить издержки, очевидно. Правда, страдают от этого предприятия, подконтрольные Уралвагонзаводу. Так, 21 июня протестный пикет провели рабочие ОАО «Омсктрансмаш», также входящего в УВЗ. Их возмущение вызвали планы собственников предприятия по оптимизации штатов, по итогам которых 58% заводских металлургов рискуют оказаться на улице. Так что, глядя на омичей, надеяться челябинцам, похоже, не на что – судя по всему, приговор ЧТЗ вынесен и обжалованию не подлежит.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Долги растут

Проблемы с выплатой зарплаты сегодня есть у многих российских предприятий. По данным официальной статистики, только за май задолженность по зарплате в стране выросла на 11,7%, достигнув 3,3 млрд рублей.

По данным Росстата, в объёме просроченной задолженности по заработной плате 40% приходится на обрабатывающие производства, 29% – на строительство, 9% – на транспорт, 7% – на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, а также лесозаготовки, ещё 6% – на добычу полезных ископаемых, 4% – на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также 3% – на научные исследования и разработки.

На прошлой неделе правительство поддержало законопроект, внесённый депутатами Госдумы, согласно которому предлагается внести изменения в Трудовой кодекс. В случае задержки зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу, уведомив работодателя в письменной форме. При этом за весь период зарплата ему всё равно должна начисляться. В ныне действующей редакции обязанность начисления зарплаты работодателем в этом случае чётко прописана не была. «Проблема с задержкой зарплаты, к сожалению, в последнее время становится хроническим заболеванием. От этого острота явления стирается, о нём начинают говорить как о чём-то само собой разумеющемся. Но не стоит забывать, что в России больше половины людей живут на одну зарплату и она им жизненно необходима», – резюмирует президент Национальной ассамблеи специалистов в области труда и соцполитики Николай Волгин.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.06.2015 11:52
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Aleksandr Savin 15.08.2016 18:34

    на самом заводе идет слух о том что сиенко чтз не нужно ему нужно только опытное и моторное производство вот и идет так сказать оптимизация производственных площядей когда все что нужно будет сканцентрированно на площядке моторного завода тогда можно будет смело сказать прощяй чтз да здравствует моторные заводы урала не даром новым ген дмректором чтз стал бывший руководитель моторного

Еще на сайте
Наверх