// // Частную коллекцию покажут широкой публике

Частную коллекцию покажут широкой публике

368

Мастера спорта

В экспозиции частного Музея искусства авангарда можно увидеть обнажённую натуру, а на выставке реалистов покажут «Советский спорт»
Фото: ИТАР-ТАСС
В экспозиции частного Музея искусства авангарда можно увидеть обнажённую натуру, а на выставке реалистов покажут «Советский спорт» Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Вопреки мнениям скептиков, считающих, что частные музеи не выдержат конкуренции с государственными музеями, первые продолжают успешно развиваться. В начале зимы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина стартовала выставка частного музея МАГМА (Музей искусства авангарда), представившего работы Марка Шагала, Ильи Репина, Валентина Серова, Амедео Модильяни, Роберта Фалька, Ильи Кабакова и т.д. А в феврале в Москву из лондонского отделения Sotheby’s переедет ещё одна выставка частного музея под названием «Советское искусство. Советский спорт». Подробности выясняла «Наша Версия».

Коллекция, представленная в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, получила название по первой строке из стихотворения Марка Шагала «Отечество моё – в моей душе». Хотя постоянной выставочной площадки у Музея искусства авангарда нет, собранию Вячеслава Кантора могут позавидовать многие российские и зарубежные музеи. Ведь коллекционер, по собственному признанию, собирал только шедевры.

Главной картиной экспозиции в ГМИИ является «Похищение Европы» кисти Валентина Серова. Известны шесть вариантов этого сюжета, которые Серов сделал в первом десятилетии прошлого века. В Пушкинском музее выставлен самый большой – темперный. Он долго хранился у наследников художника, временно экспонировался в Третьяковской галерее с в музее надеялись, что его выкупит государство, но не сложилось. В конце 1990-х годов картину смог выкупить бизнесмен, меценат и общественный деятель Вячеслав Кантор. Именно тогда он задумал создать свой Музей искусства авангарда, но получилось это сделать лишь в 2001 году.

К Олимпиаде в Сочи в Москве откроется выставка «Советское искусство. Советский спорт», которая перед этим показывалась в Лондоне в рамках перекрёстного Года культуры Великобритании и России. Эта выставка стала первым кросскультурным проектом, который будет реализован в обеих странах. Организатором экспозиции является частный музей – Институт русского реалистического искусства. Среди художников, чьи произведения можно увидеть на выставке, – Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Самохвалов, Георгий Нисский, Сергей Лучишкин, Самуил Адливанкин, Кирилл Кустодиев, Виктор Попков.

Цель проекта, по признанию основателя музея и владельца коллекции Алексея Ананьева, – ознакомить как можно более широкий круг зрителей с советским реалистическим искусством середины и конца ХХ века. Тема спорта выбрана не случайно, она понятна подавляющему большинству людей. «Создать свой собственный музей меня побудило то, что за последние лет 20 на ключевых музейных площадках, таких как Третьяковская галерея и Русский музей, русское искусство этого периода оказалось незаслуженно отодвинуто в сторону, – рассказал Алексей Ананьев. – Не то чтобы оно совсем забыто, но этому периоду художественного творчества, на мой взгляд, уделяется незаслуженно мало внимания. В создании коллекции я ориентировался на свой собственный вкус. Сначала просто хотелось развесить картины по стенам. Потом появилось желание правильно организовывать выставки, проводить искусствоведческую работу. Следом возникли идеи арт-классов, лекций по реалистическому искусству, решили издавать качественные книги и каталоги. На сегодняшний день мы участвуем в программах Департамента культуры Москвы, сотрудничаем с Русским музеем, с объединением «Манеж».

Частным музеям, по мнению некоторых экспертов, проще выставляться на уже известных площадках, договариваться с теми же государственными учреждениями. В России уже были случаи, когда бизнесмены открывали собственные музеи, а потом им приходилось их закрывать из-за нерентабельности. Содержать собственное выставочное помещение, открытое для посетителей, – очень затратно. «Выжить частным музеям у нас пока непросто, – рассказала искусствовед Юлия Овчинникова. – У нас всё ещё нет соответствующего законодательства, которое определило бы льготы для тех, кто открывает свои музеи. Пока же это дело неблагодарное и разорительное, нужно ведь не только картины развесить, приходится платить за аренду, экспонаты, охрану произведений искусства, налоги и многое другое».

Опубликовано:
Отредактировано: 16.02.2014 19:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх