Версия // Общество // Бывшая американская подводная лодка в составе ВМФ Венесуэлы задержала советский буксир

Бывшая американская подводная лодка в составе ВМФ Венесуэлы задержала советский буксир

13152

Три жизни одной субмарины

Бывшая американская подводная лодка в составе ВМФ Венесуэлы задержала советский буксир (фото: Wikimedia Commons)
В разделе

Судьбы у кораблей бывают разные. Одни проживают свой срок эксплуатации без участия в каких-либо значимых событиях. У других – яркая, но короткая жизнь боевого корабля. Но есть счастливчики, которые находились на активной службе не одно десятилетие, воевали в мировых войнах, а сменив флаг, были киногероями и участвовали в непонятных для современного историка событиях. В этой статье мы расскажем об американской дизель-электрической субмарине USS «Tilefish» SS-307.

Сюжет: Армия

Подводные лодки типа «Balao»

В 30-е годы ХХ века в США велось серийное строительство подводных лодок. Но, по большому счёту, американские адмиралы разрабатывали, таким образом, оптимальный тип большой океанской подводной лодки. То, что субмаринам США предстоит воевать именно в океанах, у командования флотом США сомнений не было. Эти эксперименты завершились постройкой самой большой серии американских субмарин времен Второй мировой войны – 128 единицы – типа «Balao». 10 марта 1943 года была заложена очередная лодка этого типа – USS «Tilefish» SS-307. Субмарина была введена в строй 28 декабря 1943 года. Как многие лодки этого типа, она носила название рыб. Tilefish – это глубоководная рыба с жёлтыми пятнами по бокам, имеющая второе бытовое название «Кафельная рыба». «Tilefish» была большой океанской лодкой надводным водоизмещением 1 550 тонн, подводным водоизмещением 2 463 тонны. Длина лодки составляла 95 метров, надводная скорость хода 20 узлов, подводная – почти 9 узлов. Дальность плавания лодок типа «Балао» была 11 000 морских миль – около 20 000 км, автономность по запасам – 75 суток. Лодки имели 10 торпедных аппаратов и 24 торпеды, одну 127-мм пушку и два зенитных автомата – 40-мм «Бофорс» и 20-мм «Эрликон». Экипаж состоял из 80 подводников.

Первая жизнь. «Кафельная рыба»

Шла Вторая мировая война, и после поднятия флага лодка сразу включилась в активные боевые действия. В отечественном флоте такие походы называются боевой службой, а в американском – патрулями, в мирный период развертывание. В феврале и марте «Tilefish» прошла все необходимые испытания у берегов Калифорнии и перешла в Пёрл-Харбор. 3 апреля лодка вышла в первое патрулирование. В первом патруле не было потоплено ни одного японского корабля, хотя подводники атаковали пассажирский лайнер, переоборудованный в войсковой транспорт, но атака была безуспешной. После ремонта, который проводился на плавбазе подводных лодок USS «Bushnell» AS-15, лодка вышла во второй патруль, который оказался результативнее – был атакован и поврежден японский корвет CD-17. Повреждения японского корабля были серьёзные, японские моряки готовились покинуть корвет, но повторной атаки не последовало, и CD-17 своим ходом дошёл до базы. В августе месяце он после ремонта вернулся в строй. Было так же повреждено грузовое судно.

В третье патрулирование лодка вышла в Охотское море в район Курильских островов. За время патруля были потоплены сторожевой катер (вооруженное торговое судно) «Кёва Мару №2» водоизмещением 108 тонн, грузовой сампан, небольшой рыболовный траулер, три небольших грузовых пароходов и противолодочное судно с деревянным корпусов (явно мобилизованное в состав Императорского флота гражданское судно). Побед за поход было много. Но все это были небольшие каботажные суда – легкие цели для океанской крейсерской подводной лодки.

По теме

Всего за время Второй мировой войны «Tilefish» приняла участие в шести патрулях. Во время этих патрулей лодка потопла миноносец «Чидори» водоизмещением 758 тонн, тральщики W-12 и W-15, еще один сампан (грузовой катер водоизмещением 90 тонн), рыболовецкий траулер «Сико Мару». Вообще-то список побед для большой океанской подводной лодки маловат, но в ВМФ США лодка была на хорошем счету, и за шесть патрулей лодка получила пять Боевых звезд – знаков отличия в американском флоте.

После Второй мировой войны «Кафельная рыба» встала на капитальный ремонт. А после его окончания, 5 сентября 1950 года вышла из Перл-Харбора в Японию. Она принимала участие в патрулировании корейских вод во время Корейской войны, за что получила свою шестую Боевую звезду. За что конкретно была получена звезда неизвестно, но лодка ходила в поход в пролив Лаперуза, для вскрытия обстановки, слежении и разведки Тихоокеанского флота СССР. Завершил этот этап визит вежливости в мексиканский порт Акапулько и миссия с гражданскими учеными по изучению Тихого океана.

В 50-е годы ХХ века американский флот столкнулся с проблемой переизбытка дизель-электрических подводных лодок в своих ВМС. Лодки, построенные во время Второй мировой войны устаревали, в строй вступали новые атомные субмарины. При этом союзники США по всему миру испытывали потребность в подводных лодках, но более современных, чем субмарины с характеристиками периода Второй мировой войны. Флот предложил программу GUPPY ( Greater Underwater Propulsion Power — Увеличенные Возможности Подводного Хода). Эта программа имела шесть вариантов – уровней (I, II, IA IIA, IIB, III), по которым модернизировались субмарины постройки времен войны. Всего под эту программу попали 45 подводных лодок двух типов. Кроме шнорхелей, лодки получали новую гидроакустическую аппаратуру и некоторое другое вооружение. Внешне эти лодки можно было легко отличить от не модернизированных субмарин. Всё артиллерийское вооружение было демонтировано, а рубка стала другой формы и значительно выше. Такая модернизация позволила передать (или продать) эти устаревшие подводные лодки своим союзникам, во флотах которых эти субмарины служили до 70-х годов ХХ века. USS «Tilefish» SS-307 прошла модернизацию в 1959 – 1960 годах, а после её окончания выведена из состава ВМС США и продана в Венесуэлу

Вторая жизнь. Кинематографическая

В ВМФ Венесуэлы лодка получила новое название и тактический номер. Субмарина стала называться ARV «Carite» S-11. В 1966 году «Carite» прошла очередную модернизацию. Служба в ВМФ Венесуэлы была не особо примечательная, если бы не участие субмарины в съёмках трех художественных фильмов. Первым был военный боевик «Пуск торпеды». Фильм рассказывает о вымышленной подводной лодке «Грейфиш». Командир субмарины должен потопить японский авианосец «Синвру». Он охраняет транспорт, перевозящий пленных американских солдат. По сюжету, в результате атаки потоплен не авианосец, а транспорт с пленными. В конце концов, японский авианосец всё-таки торпедируют.

Второй фильм называется «Поднять перископ» – не путать с фильмом «Опустить перископ». Как видим, с названием фильмов о войне в Голливуде было сложно. Это был шпионский боевик. Такого же жанра выпускались фильмы и в Советском Союзе в 50-е – 60-е годы. Третий фильм, снятый с участием субмарины, называется «Война Мерфи». «Carite» играла роль немецкой подводной лодки, базировавшейся в джунглях на реке Ориноко. Лодка была окрашена в «ослепляющий» камуфляж (на самом деле не использовавшийся в Кригсмарине), и замаскирована под немецкую подводную лодку.

Третья жизнь. Таинственный эпизод

Достоверно и официально об этом эпизоде из послужного списка «Carite» неизвестно. Есть два сообщения американских газет о том, что 17 июня 1968 года подводная лодка ВМФ Венесуэлы «Carite» S-11 после погони(!) задержала в венесуэльских территориальных водах в районе острова Орчила севернее Каракаса буксирующий какую-то баржу(?) советский буксир «Громовой». После задержания буксир был препровожден в порт Пуэрто-Кабельо. Об этом инциденте сообщили две американские газеты – «Нью-Йорк Таймс» и «Дейли Айова». Сегодня об этом эпизоде есть информация и на одном испаноязычном сайте. Текст статьи в газетах начинался словами: «Венесуэльские военные корабли перехватили таинственное советское судно после «энергичного преследования»». Тогдашний министр обороны Венесуэлы генерал Рамон-Флоренсио Гомес рассказал корреспондентам, что обыск судна не выявил ничего «ненормального».

Что это было? Сегодня на этот вопрос без работы в архивах ответь сложно. Буксир «Громовой» – реальное судно проекта 492, построенный в Румынии. Буксир никогда не имел отношение к ВМФ СССР. Можно предположить, что «Громовой» проводил коммерческую буксировку через территориальные воды Венесуэлы. Это не криминально, и разрешено международным законодательством, тем более, если буксир шел из венесуэльского порта (возможно, он совершил заход в один из венесуэльских портов). Одна из версий заключается в том, что этот перехват был «ответом» американцев на захват ВМФ Северной Кореи 23 января того же года американского разведывательного корабля «Пуэбло». Об этом смотри статью «Захват «Пуэбло»».

Насколько можно судить, после перехвата и обыска буксир с баржей отправился далее по своему маршруту. Этот буксир оказался долгожителем, после развала СССР ходил под флагами Украины и Молдовы. Последнее упоминание о нем в Интернете было в 2020 году.

«Carite» S-11 была выведена из состава ВМФ Венесуэлы 28 января 1977 года и разобрана на металлолом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.02.2024 12:00
Комментарии 0
Наверх